Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Кассационное определение по делу об оспаривании ГЭЭ по временному причалу в заливе Анива



<div class="Section1">
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.25pt">Дело №33-1154</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black"><span>                                                                                                                                </span>1</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 7.9pt 322.55pt 0pt 0cm; LINE-HEIGHT: 14.15pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.25pt">Судья — Иооль Е.В. Докладчик — Азаров Г.М.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 1.2pt 0cm 0pt 36pt; TEXT-INDENT: 103.2pt; LINE-HEIGHT: 28.55pt"><strong><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.35pt">КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ<br /></span></strong><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.3pt">26 июля 2005 года</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black"><span>                                                                 </span><span style="LETTER-SPACING: -0.35pt">город Южно-Сахалинск</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 10.1pt 2.15pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 42.25pt; LINE-HEIGHT: 15.6pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.45pt">составе:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 12.25pt 0cm 0pt 36.5pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.35pt">председательствующего</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black"><span>                    </span><span style="LETTER-SPACING: -0.3pt">Усольцевой И.В.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.6pt">судей</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black"><span>                                                    </span><span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">Акининой Н.И. и Азарова Г.М.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 13.9pt 1.2pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 41.75pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.25pt">рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">Ращупкиной-Лопухиной Елены Викторовны, Гридасовой Светланы Георгиевны, </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.3pt">Кузнецова Александра Тимофеевича, Лесного Владислава Авксентьевича, Казака Василия </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.2pt">Анатольевича, Зарчикова Александра Игоревича, региональной общественной </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">организации «Экологическая вахта Сахалина» о признании незаконным приказов <span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Сахалинской </span><span style="LETTER-SPACING: -0.2pt">области» №433 от 10 июля 2003 года «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива», №459 от 25 июля 2003 года «Об утверждении </span><span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по </span><span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">материалам рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе </span><span style="LETTER-SPACING: -0.3pt">Анива», признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной </span><span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Временное сооружение для </span><span style="LETTER-SPACING: -0.1pt">разгрузки материалов в заливе Анива», /Строительство завода СПГ/ и обязании </span>заинтересованного лица устранить в полном объеме допущенные нарушения прав <span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">заявителей путем отмены упомянутых приказов с момента издания</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.45pt 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 41.75pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">по кассационным жалобам представителей компании «Сахалин Энерджи </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.25pt">Инвестмент Компани Лтд» и Управления Росприроднадзора по Сахалинской области на </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">решение Южно-Сахалинского городского суда от 17 января 2005 года, которым </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.4pt">постановлено:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 1.9pt; TEXT-INDENT: 42.5pt; LINE-HEIGHT: 12.95pt; TEXT-ALIGN: justify"><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.15pt">«Заявление Ращупкиной-Лопухиной Е.В., Гридасовой С.Г., Кузнецова АЛ., Лесного В.А., </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">Казака В.А., Зарчикова А.И., Региональной общественной организации «Экологическая вахта </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.25pt">Сахалина» удовлетворить частично.</span></em></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.25pt 0pt 2.65pt; TEXT-INDENT: 41.5pt; LINE-HEIGHT: 12.95pt; TEXT-ALIGN: justify"><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.15pt">Признать недействительными приказы Управления природных ресурсов и охраны </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">окружающей среды МПР РФ по Сахалинской области» №433 от 10 июля 2003 года «Об <span style="LETTER-SPACING: -0.1pt">организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов рабочего </span><span style="LETTER-SPACING: -0.15pt">проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива», №459 от 25 июля </span><span style="LETTER-SPACING: -0.2pt">2003 года «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов </span><span style="LETTER-SPACING: -0.4pt">в заливе Анива».</span></span></em></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.25pt 0.95pt 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 42.5pt; LINE-HEIGHT: 12.95pt; TEXT-ALIGN: justify"><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.15pt">Признать недействительным заключение экспертной комиссии государственной </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Временное сооружение для <span style="LETTER-SPACING: -0.1pt">разгрузки материалов в заливе Анива», /Строительство завода СПГ/ № 132-03/04 от 24 июля </span><span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">2003 года с момента его утверждения.</span></span></em></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.5pt 0.5pt 0pt 1.9pt; TEXT-INDENT: 43.2pt; LINE-HEIGHT: 12.95pt; TEXT-ALIGN: justify"><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.1pt">/Росприроднадзора/ по Сахалинской области в пользу Ращупкиной-Лопухиной Е.В. судебные </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">расходы в сумме 15 рублей.</span></em></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.7pt 0cm 0pt 2.65pt; TEXT-INDENT: 42.5pt; LINE-HEIGHT: 12.95pt; TEXT-ALIGN: justify"><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">Ращупкиной-Лопухиной Е.В., Гридасовой С.Г., Кузнецова А.Т., Лесного В.А., Казака В.А., Зарчикова А.И., Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» в удовлетворении требований об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">природопользования /Росприроднадзора/ по Сахалинской области устранить допущенные нарушения прав заявителей путем отмены приказов Управления природных ресурсов и охраны </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">окружающей среды МПР РВ по Сахалинской области» №433 от 10 июля 2003 года «Об </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.1pt">организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива», №459 от 25 июля </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.15pt">2003 года «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической </span></em><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">экспертизы по материалам рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива с момента издания отказать».</span></em></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 12.25pt 1.2pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 42.5pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">Заслушав доклад судьи Азарова Г.М., выслушав представителей Управления </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Росприроднадзора по Сахалинской области Ермакову О.А., компании «Сахалин Энерджи <span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">Инвестмент Компани Лтд» Шубина Е.В. и Барнашова А.В., поддержавших жалобы, </span>представителя региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Лисицына Д.В., возражавшего против доводов жалоб, судебная коллегия</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 3.35pt 0pt 0cm; TEXT-ALIGN: right" align="right"><em><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black"></span></em></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 8.9pt 0cm 0pt 226.55pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">установила:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 13.9pt 0.5pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 43.7pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">12 марта 2004 года Ращупкина-Лопухина Е.В., Гридасова С.Г., Кузнецова А.Т., </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">Лесной В.А., Казак В.А., Зарчиков А.И., Региональная общественная организация </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">«Экологическая вахта Сахалина» обратились в суд с заявлением о признании незаконным <span style="LETTER-SPACING: 0.1pt">приказов Управления природных^ ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Сахалинской области №433 от 10 июля 2003 года «Об организации и проведении </span><span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива», №459 от 25 июля 2003 года «Об </span><span style="LETTER-SPACING: 0.4pt">утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической </span><span style="LETTER-SPACING: 0.1pt">экспертизы по материалам рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки </span><span style="LETTER-SPACING: 0.2pt">материалов в заливе Анива», признании недействительным заключения экспертной </span><span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта </span><span style="LETTER-SPACING: 0.25pt">«Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива», /Строительство </span>завода СПГ/ и обязании заинтересованного лица устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителей путем отмены упомянутых приказов с момента издания.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 42.7pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.5pt">В обоснование заявленных требований указали, что 10 июля 2003 года </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Сахалинской </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">области (далее УПР по Сахалинской области) приказом № 433 приняло решение об </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.2pt">организации и проведении государственной экологической экспертизы по рабочему </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">проекту «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива». Приказом </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">УПР по Сахалинской области № 459 от 25 июля 2003 года утверждено положительное заключение по проведенной государственной экологической экспертизе по указанному рабочему проекту со сроком действия 2 года. Полагают, что данная государственная экологическая экспертиза проведена с нарушением требований законодательства об экологической экспертизе и охране окружающей среды, поскольку не был соблюден </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">установленный законодательством порядок проведения экспертизы, экспертиза была </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.15pt">проведена по некомплектным материалам, с нарушением принципов гласности и комплектности, поскольку не были организованы и проведены обсуждения объекта </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.55pt">экспертизы с гражданами и общественными организациями и отсутствовало </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">положительное заключение органа надзора ФГУ «Сахалинрыбвод» по рабочему проекту, а </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">также в составе экспертной комиссии отсутствовал специалист по морской биологии, способный оценить воздействие работ на ресурсы промысловых рыб и беспозвоночных </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">залива Анива, а также морских млекопитающих. Кроме того, при проведении экспертизы был нарушен принцип независимости экспертов, так как в составе государственной <span style="LETTER-SPACING: 0.4pt">экологической экспертизы присутствовал эксперт Золотухин Е.Г., являющийся </span><span style="LETTER-SPACING: 0.2pt">работником Сахалинского УГМС, в свою очередь проводившего различного рода </span><span style="LETTER-SPACING: 0.5pt">исследования для компании «Сахалин Энерджи», заказчика государственной </span><span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">экологической экспертизы.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 1.2pt 0cm 0pt 1.9pt; TEXT-INDENT: 42pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">26 марта 2004 года заявители представили дополнение к иску, в котором указали, <span style="LETTER-SPACING: 0.2pt">что при проведении государственной экологической экспертизы по рабочему проекту о </span><span style="LETTER-SPACING: -0.2pt">начале проведения экспертизы не было проинформировано население и общественные </span><span style="LETTER-SPACING: -0.1pt">объединения, вследствие чего были нарушены права граждан — заявителей и РОО </span><span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">«Экологическая вахта Сахалина», поскольку они были лишены возможности представить аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной </span><span style="LETTER-SPACING: 0.2pt">деятельности, реализовать право на организацию и проведение общественной </span><span style="LETTER-SPACING: 0.25pt">экологической экспертизы и осуществлять общественный контроль в процессе </span>проведения экологической экспертизы. Таким образом, оспариваемые заявителями <span style="LETTER-SPACING: -0.15pt">решения УПР по Сахалинской области, оформленные приказами № 433 от 10 июля 2003 </span><span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">года и № 459 от 25 июля 2003 года, являются незаконными и подлежат отмене, а </span><span style="LETTER-SPACING: -0.25pt">положительное заключение ГЭЭ рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива» признанию недействительным.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 2.4pt 0cm 0pt 429.85pt"><span lang="EN-US" style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-FAMILY: Arial">i</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.9pt 0pt 1.2pt; TEXT-INDENT: 42pt; LINE-HEIGHT: 14.65pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">В судебном заседании представитель РОО «Экологическая вахта Сахалина» Лисицын Д.В. заявленные требования поддержал.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.45pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 42.5pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Представитель заявителей Ращупкиной-Лопухиной Е.В., Гридасовой С.Г., Кузнецова А.Т., Лесного В.А., Казака В.А., Зарчикова А.И. — Богдан И.Б. на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.95pt 0pt; TEXT-INDENT: 42.25pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования /Росприроднадзора/ по Сахалинской области Ермакова О.А., Ревякина З.В. заявленные требования не признали.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.5pt 0pt 1.2pt; TEXT-INDENT: 42pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Представители третьего лица — компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» Шубин Е.В., Барнашов А.В. заявленные требования не признали.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.95pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 42pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Представитель третьего лица — ФГУ «Сахалинрыбвод», заявители Ращупкина-Лопухина Е.В., Гридасова С.Г., Кузнецова А.Т., Лесной В.А., Казак В.А., Зарчиков А.И. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 13.2pt 0.7pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 35.05pt; LINE-HEIGHT: 14.9pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалуют представитель компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» Шубин Е.В. и представитель Управления Росприроднадзора Ермакова О.А., просят решение суда отменить.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.3pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">В обоснование кассационной жалобы представитель компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» Шубин Е.В. указывает, что судом не установлено в чем именно заключается нарушение прав заявителей на благоприятную окружающую среду и, не мотивировал, какими именно незаконными действиями, решениями нарушено указанное право. Суд уклонился от всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела и не принял во внимание, что материалы региональной экспертизы основаны и дополняются материалами федеральной экспертизы. Также судом не приняты во внимание доказательства, представленные Управлением Росприроднадзора РФ по Сахалинской области, что рабочий проект содержит материалы оценки воздействия на окружающую среду, оценка воздействия на окружающую среду (далее ОВОС) Временного Сооружения проведена в рамках технико-экономического обоснования (далее ТЭО), ОВОС ТЭО прошла общественные обсуждения, воздействие Временного Сооружения на окружающую среду по Рабочему Проекту не отличается от воздействия данного сооружения, оцененного в ТЭО и заявителями в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что воздействие на окружающую среду от Временного Сооружения по Рабочему Проекту изменилось в негативную сторону по сравнению с воздействием, предусмотренным ТЭО. Суд не учел, что заключение региональной экспертизы № 132-03/04 датировано 24 июля 2003 года, в то время как федеральное заключение было подготовлено еще 26 июня 2003 года, а утверждено оно Приказом № 600 от 15 июля 2003 года. Кроме того, суд неправомерно посчитал отсутствие заключения ФГУ «Сахалинрыбвод» по состоянию на дату принятия приказа № 433 от 10 июля 2003 года обстоятельством, имеющим значение для дела и не дал оценки доводам Управления Росприроднадзора РФ по Сахалинской .области и Компании о том, что отсутствие заключения ФГУ «Сахалинрыбвод» не являлось препятствием к выдаче положительного заключения региональной экспертизы.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 0.25pt; TEXT-INDENT: 35.05pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">В кассационной жалобе представитель Управления Росприроднадзора Ермакова О.А. указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что рабочий проект «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива» выполнен на основании материалов технико-экономического обоснования («ТЭО») комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (2 этап проекта Сахалин 2). Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива (далее Временный причал) входит в состав ТЭО, что подтверждается представленными доказательствами. ТЭО прошло государственную экологическую экспертизу и получило положительное заключение на федеральном уровне, которое утверждено Приказом МПР РФ № 600 от 15 июля 2003 года, а оценка воздействия на окружающую среду от намечаемой деятельности проведена в рамках ТЭО. Судом не приняты во внимание доводы о том, что все виды хозяйственного воздействия на окружающую среду от строительства временного причала в рабочем проекте проектировались на основе положений ТЭО, государственная экспертиза которого уже проведена. ОВОС ТЭО прошла общественные обсуждения в полном соответствии с Положением об ОВОС, утвержденной Приказом Госкомэкологии РФ № 372 от 16 мая 2000 года. Считает, что вывод суда о недопустимости заключения № 600 не может быть признан состоятельным, поскольку нет оснований для признании его таковым на основании п.7 ст. 67 ГПК РФ. Обращает внимание, что до начала производства работ по строительству Временного причала, ФГУ «Сахалинрыбвод» письмом № 17-4352 от 08 августа 2003 года согласовал Рабочий проект. Поэтому вывод суда о незаконности заключения государственной экологической экспертизы нельзя признать состоятельным, поскольку сам по себе факт получения согласования после утверждения заключения государственной экологической экспертизы не влечет за собой вредных последствий от этой деятельности при том, что согласование ФГУ «Сахалинрыбвод» письмом № 17-4352 от 08 августа 2003 года явилось положительным.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.7pt 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 35.05pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Возражая против кассационной жалобы представителя компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» Шубина Е.В., представитель РОО «Экологическая вахта Сахалина» Куликов А.Н. просит решение суда оставить без изменения.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 14.15pt 0.95pt 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 34.8pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.5pt 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 27.1pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; LINE-HEIGHT: 14.15pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; LINE-HEIGHT: 14.15pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.25pt 0.25pt 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.7pt 0cm 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 1.2pt 0.25pt 0pt 2.65pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.2pt">государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.5pt 0cm 0pt 29.5pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; LINE-HEIGHT: 14.15pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">независимость контроля в области охраны окружающей среды; </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.35pt">презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">деятельности;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.45pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 26.4pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">осуществлении хозяйственной и иной деятельности;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.95pt 0pt 0.5pt; TEXT-INDENT: 27.1pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и <span style="LETTER-SPACING: 0.2pt">иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая </span><span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, </span><span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">здоровью и имуществу граждан;</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.95pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.15pt">учет природных и социально — экономических особенностей территорий при </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 26.15pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">и природных комплексов;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.2pt 0pt 1.7pt; TEXT-INDENT: 26.15pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.95pt 0pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности <span style="LETTER-SPACING: 0.15pt">на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей </span><span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих </span>технологий с учетом экономических и социальных факторов;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 1.2pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.3pt">государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; LINE-HEIGHT: 14.15pt"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">сохранение биологического разнообразия;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 0.95pt; TEXT-INDENT: 27.1pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.2pt">обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление <span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">такой деятельности;</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.5pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 26.4pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут <span style="LETTER-SPACING: 0.3pt">привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) </span><span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии <span style="LETTER-SPACING: 0.1pt">окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав </span><span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 0.7pt 0pt 1.7pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.15pt">ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.2pt">среды;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.7pt 0.25pt 0pt 2.15pt; TEXT-INDENT: 26.4pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.2pt">организация и развитие системы экологического образования, воспитание и </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">формирование экологической культуры;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.25pt 0.5pt 0pt 1.9pt; TEXT-INDENT: 26.4pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">задач охраны окружающей среды;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0.25pt 0.5pt 0pt 2.15pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.4pt">международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.15pt">окружающей среды.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 18pt 0cm 0pt 2.15pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.2pt">деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической <span style="LETTER-SPACING: -0.15pt">экспертизы.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 2.15pt 0cm 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 13.2pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">Согласно ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза основывается на принципах:<span>     </span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 2.15pt 0cm 0pt 2.4pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 13.2pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.45pt">презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">хозяйственной и иной деятельности;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.7pt 0pt 0.25pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.7pt 0pt 0.5pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.7pt">комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">хозяйственной и иной деятельности и его последствий;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 2.4pt 0pt 0.95pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 15.1pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">обязательности учета требований экологической безопасности при проведении </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">экологической экспертизы;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 2.9pt 0pt 1.2pt; TEXT-INDENT: 26.4pt; LINE-HEIGHT: 15.35pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.45pt">достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">экспертизу;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 2.65pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 14.65pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 2.15pt 0pt 0.7pt; TEXT-INDENT: 27.35pt; LINE-HEIGHT: 14.9pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.05pt">экспертизы;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 2.4pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 26.15pt; LINE-HEIGHT: 14.9pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного <span style="LETTER-SPACING: -0.15pt">мнения;</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.9pt 0pt 1.45pt; TEXT-INDENT: 26.65pt; LINE-HEIGHT: 14.4pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">организацию, проведение, качество экологической экспертизы.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 13.9pt 1.45pt 0pt 1.7pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">Согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязательной </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской <span style="LETTER-SPACING: 0.05pt">Федерации, подлежат, в частности, иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или </span>косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта <span style="LETTER-SPACING: -0.05pt">Российской Федерации.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 13.9pt 1.2pt 0pt 1.7pt; TEXT-INDENT: 27.1pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.3pt">Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.25pt">Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.1pt">государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: -0.15pt">материалов:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.45pt 0pt 1.9pt; TEXT-INDENT: 26.15pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.45pt">документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; LETTER-SPACING: 0.05pt">соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит </span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">государственной экологической экспертизе;</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; MARGIN: 0cm 1.2pt 0pt 1.9pt; TEXT-INDENT: 26.9pt; LINE-HEIGHT: 14.15pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black">положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, положительных заключен



26/07/2005



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»