Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Кассационное определение по заявлению к Росприроднадзору об отказе в предоставлении информации



<div class="Section1">
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Судья — Матвеева О.А.<span>                                                               </span>Дело № 33-835</span></p>
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Докладчик — Акинина Н.И.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><strong><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">КАССАЦИОННОЕ<span>   </span>ОПРЕДЕЛЕНИЕ</span></strong></p>
<p style="BACKGROUND: white"> </p>
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">14 июня<span>   </span>2005 года<span>                                                                 </span>г.Южно-Сахалинск:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.5pt; TEXT-ALIGN: justify"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.5pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Судебная<span>   </span>коллегия<span>   </span>по<span>   </span>гражданским<span>   </span>делам<span>   </span>Сахалинского областного суда в составе:</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">председательствующего — Прокопец Л.В., </span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">судей — Азарова </span><span lang="EN-US" style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">P</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">.</span><span lang="EN-US" style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">M</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">. и Акининой Н.И.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">рассмотрела в открытом судебном, заседании гражданское дело<br />по заявлению региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» об оспаривании действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: justify"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">по кассационной жалобе представителя РОО «Экологическая вахта Сахалина» на решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2005 года, которым в удовлетворении заявления отказано.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.5pt; TEXT-ALIGN: justify"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.5pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Изучив<span>    </span>материалы<span>      </span>дела,<span>    </span>заслушав<span>     </span>доклад<span>        </span>судьи Акининой Н.И., судебная<span>    </span>коллегия</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><strong><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">установила:</span></strong></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 37.2pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">22 октября 2004 года председатель совета региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» обратился в суд с заявлением, об оспаривании действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области об отказе в доступе и возможности ознакомления с документами, содержащими экологическую информацию — заключениями государственных экологических экспертиз по проектам (планам) рубок главного пользования предприятий ООО« Первомайское», ООО «Промтэк», ЗАО «Сахэкс», ОАО «Смирныховский лес», ООО «Томаримебель», ООО «Холмск лес», ЗАО «Вагис». В обоснование своих требований заявитель, ссылаясь на нормы Конституции, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об информации, информатизации и защите информации», указал, что отказом было нарушено право на доступ к открытой экологической информации, который не может быть ограничен. Считает, что Управление несет обязанности по формированию фонда государственных информационных ресурсов, доступ к которым, должен быть открытым и общедоступным. В связи с чем просил обязать Управление обеспечить представителям РОО «Экологическая</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; FONT-STYLE: normal"> <span style="COLOR: black">вахта Сахалина» доступ и возможность ознакомления с указанными заключениями государственных экологических экспертиз.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.75pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">В судебном заседании представители РОО «Экологическая вахта Сахалина» Куликов А.Н. и Лисицын Д.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.75pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Представитель Управления Росприроднадзора поСахалинской области Ермакова О.А. возражала против заявленных требований.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: justify"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Суд постановил указанное<span>   </span>выше решение.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.45pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">В кассационной жалобе<span>  </span>представитель РОО «Экологическая вахта Сахалина» указал, что суд неправильно истолковал нормы материального права. Настаивает на том, что в соответствии с требованиями действующего законодательства их организации должна была быть<span>  </span>предоставлена для ознакомления истребуемая информация. Указывает на то, что судом не учтены требования ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», предусматривающей запрет отнесения экологической информации, к которой подлежит отнесению и заключение государственных экологических экспертиз, к информации с ограниченным доступом.. Полагает, что судом неправильно истолкована и необоснованно применена ст.8 закона «Об информации, информатизации и защите информации», поскольку предметом рассмотрения дела правоотношения, касающиеся предоставления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов, не являются. Полагает, что действиями Управления по ограничению в доступе к заключениям государственных экологических экспертиз были нарушены их конституционные права на свободный доступ к указанной информации. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, не передавая дела на новое рассмотрение.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.05pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 38.65pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной<span>  </span>информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни и здоровью и имуществу граждан.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.25pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что сведения, содержащиеся в заключениях государственных экологических экспертиз, к указанной в приведенной норме информации не относятся. Кроме того, сослался на отсутствие нормы законодательства, возлагающей обязанность на специально уполномоченные государственные органы обеспечивать предоставление документации,</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; FONT-STYLE: normal"> <span style="COLOR: black">содержащей экологическую информацию, и непосредственно заключение государственных экологических экспертиз, как равно и доступ к ним путем визуального ознакомления либо возможность копирования, а также на отсутствие нарушений прав заявителя.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Между тем с данным выводом суда нельзя согласиться.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Право граждан и общественных экологических организаций на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды гарантировано Конституцией Российской Федерации (статьями 24, 29, 42), статьями 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», статьей 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе», статьями 10 и 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.7pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Частью 3 данной статьи установлен запрет на ограничение доступа к документам, содержащим экологическую информацию.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 37.45pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Согласно ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» граждане, органы государственной власти, орган местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам., к которым в силу, ст.2 настоящего закона относятся отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Исключение составляет информация с ограниченным доступом, к которой, как указано в ч.З ст. 10 настоящего Закона, экологическая информация не относиться.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.5pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Такой доступ, как следует из приведенной нормы, является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за состоянием экологии и других сфер общественной жизни.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.3pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">В ст. 13 названного закона содержится предписание этим, органам осуществлять информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод, обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.25pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">При этом ст. 24 настоящего Федерального закона гарантирует защиту прав на доступ к информации путем закрепления положения о том, что отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в судебном порядке, а также путем установлении ответственности за незаконное ограничение доступа к информации.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.7pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Управление Росприроднадзора по Сахалинской области, являясь специально уполномоченным, государственным, органом занимается организацией государственной экологической экспертизы, информационным обеспечением, государственной экологической экспертизы, утверждает заключение</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; FONT-STYLE: normal"> <span style="COLOR: black">государственной экологической экспертизы, хранит само заключение и все материалы, на основании которых дано заключение, и в силу ст.ст.8 и 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» обязано предоставить гражданам и общественным, организациям доступ к указанным документам. При этом в силу требований ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставленная информация должна быть своевременной, полной и достоверной.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.05pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">В этой связи вывод суда о том., что предоставлением. РОО информации только о результатах экспертиз обеспечено их право на доступ к экологической информации, а законных оснований для непосредственного ознакомления с заключениями экологической экспертизы не имеется, является необоснованным.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.7pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Нельзя согласиться и указанием суда на то, что заключение экологической экспертизы не является информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни и здоровью и имуществу граждан, право на получение которой закреплено в ст. 12 ФЗ <span> </span>«Об охране окружающей среды».</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.5pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Как следует из преамбулы и ст.1 ФЗ «Об экологической<br />экспертизе», а также ст.32 и 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях</span><span style="FONT-SIZE: 12pt; FONT-STYLE: normal"> <span style="COLOR: black">установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды, предупреждения негативных воздействий указанной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объектов экологической экспертизы.</span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36.5pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» об оспаривании действий Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области, отказавшего в доступе к документам, содержащим экологическую информацию.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 35.05pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Руководствуясь ст.361, п.4 ч.1 ст.362, ст.Збб ГПК РФ судебная коллегия</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal"><span> </span></span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"><strong><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">определила:</span></strong></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-ALIGN: center" align="center"> </p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 34.3pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2005 года отменить.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 36pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Вынести новое решение об удовлетворении заявления региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» об оспаривании действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области об отказе в доступе к документам, содержащим экологическую информацию.</span></p>
<p style="BACKGROUND: white; TEXT-INDENT: 38.65pt; TEXT-ALIGN: justify"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области обеспечить представителям региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» доступ и возможность ознакомления с заключениями государственных экологических экспертиз по проектам (планам) рубок главного пользования предприятий: ООО «Первомайское» в Долинском лесхозе, ООО «Промтэк» в Макаровском лесхозе, ЗАО «Сахэкс» в Александровском-лесхозе, ОАО «Смирныховский Лес» в Первомайском и Смирныховском лесхозах, ООО «Томаримебелъ» в Красногорском лесхозе, ООО «Холмск лес» в Долинском. лесхозе, ЗАО «Вагис» в Ногликском лесхозе.</span></p>
</div><span style="FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman""><br style="PAGE-BREAK-BEFORE: auto" clear="all" /></span>
<p style="BACKGROUND: white"> </p>
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Председательствующий Судьи</span></p><span style="FONT-SIZE: 12pt; FONT-FAMILY: "Times New Roman""><br clear="all" /></span>
<p style="BACKGROUND: white"><span style="FONT-SIZE: 12pt; COLOR: black; FONT-STYLE: normal">Прокопец<span>  </span>А.В. Азаров Г.М. Акинина<span>   </span>Н.И.</span></p>



14/06/2005



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»