В Адыгее уничтожается памятник природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха»
Компания «Автобан-Юг» у подножия Фишт-Оштенского горного массива ведет строительство автодороги к комплексу «Лунная Поляна». В дальнейшем эту дорогу планируется продлить через Кавказский заповедник до Дагомыса.
Экологическая Вахта по Северному Кавказу уже сообщала о вопиющем факте незаконного строительства на территории Кавказского заповедника и объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ» элитного горнолыжного комплекса «Лунная Поляна» (для маскировки истинных намерений строительства он был назван «полигоном научного центра «Биосфера», который был специально создан в составе Кавказского заповедника) и о планах строительства автомобильной дороги к этому комплексу. Как показала проведенная 14 августа 2007г. активистами Экологической Вахты общественная экологическая инспекция, строительство этой дороги уже не проектируется, а ведется.
Строительные работы идут в памятнике природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», который расположен в Майкопском районе Республики Адыгея на границе с Кавказским заповедником и также входит в состав объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ». Активисты прошли по промаркированной трассе планируемой автодороги и убедились в том, что она действительно прокладывается к комплексу «Лунная Поляна», который был построен по инициативе Управления делами Президента РФ и компании «Роснефть». И «Лунная Поляна» – это вовсе не последний пункт дороги. «Мы строим дорогу к Черному морю!» — гордо говорили рабочие, не понимая, что уничтожают Всемирное Природное Наследие.
Начав строительство этой дороги, Россия грубо нарушает свои обязательства, принятые ею при присоединении к Конвенции об охране Всемирного природного и культурного наследия. Строительство дороги ведет к разрушению уникальных природных комплексов девственных лесов верховий рек Пшеха и Пшехашха и нанесет невосполнимый ущерб природе Кавказского заповедника. Уже сейчас — на начальном этапе строительства разрушительному воздействию подверглись значительные по площади ландшафты лесных экосистем этого района. В дополнение к строительству дороги на территории памятника природы идут интенсивные рубки леса с целью получения древесины.
Строительство ведет компания «Автобан-Юг», базирующаяся в поселке Яблоновский Республики Адыгея. Она расширяет трассу старой лесовозной дороги, производит ее отсыпку щебнем из карьера, разрабатываемым в склоне горы Мессо, выравнивает грейдерами и утрамбовывает катком полотно дороги. Но основные силы дорожников брошены на строительство нового участка дороги, который начинается от хребта, расположенного перед одним из истоков реки Пшеха – речкой Пшехасу. На фоне величественной панорамы Фишт-Оштенского горного массива и плато Лагонаки перед экологическими активистами развернулась ужасающая картина очередного «покорения природы» – тяжелая строительная техника разворотила склоны хребта, в районе строительной площадки уничтожен растительный покров и естественный ландшафт на площади в несколько гектаров. Множество спиленных при строительстве дороги деревьев просто сбрасываются с трассы дороги в балки и обрывы. Через два километра отсюда дорога должна выйти на территорию Кавказского заповедника и для этого намечается изъять из его состава часть заповедных земель. Это подтверждает схема строительства автодороги, подготовленная ее проектировщиком – Северо-Кавказским филиалом ОАО Гипродорнии, которая имеется в распоряжении Экологической Вахты по Северному Кавказу. Согласно российскому законодательству строительство дорог по территории заповедников и изъятие из их состава земельных участков строго запрещено. Но, как показывает российская действительность, для Управления делами Президента России эти законодательные запреты не являются серьезным препятствием.
Вернувшись из поездки, активисты Экологической Вахты выяснили, что беспредел, творящийся в верховьях реки Пшеха, отнюдь не является самоуправством дорожников. Оказалось, что в мае 2007 года Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея был проведен тендер по проекту «Строительство автомобильной дороги к полигону научного центра (НЦ) «Биосфера» в Республике Адыгея (1-я очередь, 1-й пусковой комплекс)».
Средства на реализацию этого проекта в размере 653035,609 тыс. рублей выделяются из федерального бюджета и бюджета Республики Адыгея. Т.е., российские налогоплательщики сами того не ведая, оплачивают уничтожение Всемирного Природного Наследия ради желания высокопоставленных чиновников кататься на лыжах в заповеднике. В информации по этому проекту, помещенной на сайте, прямо говориться о том, что дорога будет подходить к станции канатной дороги.
Также стало известно, что в конце августа — начале сентября в Краснодарском крае будет проведен тендер по проекту «Строительство автомобильной дороги к полигону научного центра (НЦ) «Биосфера» в Краснодарском крае и Республике Адыгея (пусковой комплекс 2)».
Согласно этому проекту будет вестись строительство 2-й очереди дороги Черниговское – Лунная Поляна, в рамках которого планируется построить асфальтированную дорогу. В рамках этого проекта планируется освоить 787642,170 тыс. рублей.
При этом, ни в одном из документов по проекту дороги нет упоминания о том, что строительство будет вестись на территории Всемирного Природного Наследия. Не трудно понять почему — в этом случае, законно согласовать данное строительство было бы невозможно. В выставленной в интернете документации представлены только согласования относительно возможности строительства дороги со стороны Краснодарского края, при том, что большая часть дороги намечена по территории Адыгеи. Со стороны Республики Адыгея необходимых согласований относительно возможности строительства этой дороги нет и, тем не менее, строительство ведется.
При ознакомлении с документами по проекту дороги, выяснилось, что рассказы рабочих о том, что строительство данной дороги не остановится на Лунной поляне, имеют документальные подтверждения. В протоколе совещания, которое проводил 17 января 2006г. исполняющий обязанности министра транспорта РФ Александр Мишарин черным по белому написано: «дополнительно проработать и представить предложения о целесообразности строительства автомобильной дороги от НЦ «Биосфера» до с.Солохаул с выходом к п.Дагомыс (с учетом ее прохождения через Кавказский государственный биосферный заповедник и Сочинский национальный парк)».
Сопоставляя эту информацию со знанием рабочих «Автобан-Юга» о том, что дорога пройдет к морю, становится очевидным, что строительство дороги «с выходом в п.Дагомыс» было признано целесообразным. Т.е., проект строительства сквозной дороги на Черноморское побережье через Кавказский заповедник, против которого боролась на протяжении нескольких десятков лет экологическая и научная общественность, несмотря на грубейшие нарушения законности, при активной поддержке российских властей летом 2007 года все-таки начал осуществляться.
Если эта дорога будет построена — это будет катастрофой для уникальных природных комплексов Кавказского заповедника и объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ». В этой связи, общественные экологические организации Северного Кавказа намерены обратиться в различные международные институты, вплоть до Организации Объединенных Наций, с просьбой принять меры, чтобы остановить уничтожение ценнейшего участка Всемирного Природного Наследия в верховьях реки Пшеха и дальнейшее строительство дороги через Кавказский заповедник. Надежды на то, что происходящее там беззаконие возможно остановить на российском уровне, к сожалению, нет. Ибо его организаторами являются Управление делами Президента России и крупнейшая российская государственная компания «Роснефть» и строится эта дорога к комплексу, предназначенному для отдыха самого Президента России. Интересно, известно ли ему, что очередная президентская дача создается ценой грубого попрания норм российского и международного права и уничтожения природных ценностей, имеющих мировое значение?
21/08/2007