Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

В российской части Керченского пролива планируется организовать рейдовую перегрузочную стоянку для стотысячных танкеров с мазутом


2 июля 2008г. в Краснодаре прошли общественные слушания по проекту организации рейдовой стоянки танкеров для перегрузки нефтепродуктов в Керченском проливе (рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) «Таманский» порта «Кавказ»). Инициатором этого проекта является ЗАО «Евро-Транс» (Генеральный директор: Тимофеевский Александр Юрьевич, г.Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Инге 3, телефон (812)4390098). Консалтинговое сопровождение проекта осуществляет ООО «Эпос».

В слушаниях приняли участие представители общественных организаций «За спасение Тамани», «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», WWF России, «Союз отходопереработчиков Кубани», Краснодарское региональное отделение Всероссийского общества охраны природы, которые выступили с сокрушительной критикой данного проекта.

Как следовало из распространенной организаторами слушаний проектной декларации, рейдовую стоянку планируется организовать в районе мыса Панагия на участках, расположенных при входе в Керченский пролив со стороны Черного моря, с глубинами 15-17 метров, то есть фактически в открытой части моря.

Ближайший жилая зона на российской стороне пролива — поселок Волна — находится на расстоянии всего лишь шести километров от расположения планируемой стоянки. Но перевалка нефтепродуктов на этой стоянке не в меньшей степени угрожает и Украине, до украинского поселка Набережное расстояние примерно такое же.

Директор ООО «Эпос», которое в настоящее время разрабатывает концепцию и бизнес-план проекта, Александр Григорьев конкретизировал суть проекта. По его словам, рейдовая стоянка предназначается для отстоя четырех типов танкеров-накопителей водоизмещением 100 тысяч тонн для перегрузки нефтепродуктов, главным образом, мазута марки М-100 по схеме «борт-борт». Эти танкеры должны выполнять функции плавучих терминалов. К танкерам-накопителям танкерами типа «река-море» предполагается подвозить мазут по Азовскому морю. В свою очередь, танкеры-накопители должны обеспечивать загрузку танкеров-отвозчиков, которые будут транспортировать нефтепродукты по Черному морю и далее.

Рейдовый перегрузочный комплекс планируется сделать почти круглогодичным: лишь на зимние месяцы суда будут уводиться в порт, и перевалочная деятельность вестись не будет. За одну навигацию ЗАО «Евро-Транс» планирует переваливать до одного миллиона тонн нефтепродуктов.
Ранее данный комплекс работал на украинском рейде Керченского пролива, сейчас его решено перенести на российскую сторону.

Этим, собственно, представители компании и ограничили информацию о проекте. Однако ни оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), ни программы по утилизации опасных отходов танкеров и их балластных вод, ни плана по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, ни расчетов предполагаемой экономической выгоды для Темрюкского района и Краснодарского края, включая оценку экономических рисков, связанных с затратами на ликвидацию возможных аварий (в том числе, и с катастрофическими последствиями), общественность так и не дождалась. Вместо всего этого, участникам слушаний было предложено ознакомиться с пространным документом, названным его авторами «Информацией о воздействии на окружающую среду», в котором содержалась справочная информация о природно-климатических условиях района Керченского пролива и тезисно излагались предположения о возможном негативном влиянии намечаемой хозяйственной деятельности на этот район.

На резонный вопрос президента «Союза отходопереработчиков Кубани» Юрия Горбова, для чего же были организованы общественные слушания, если отсутствует предмет обсуждения, Александр Григорьев ответил, что «общественное мнение будет учтено при разработке ОВОС». Правда, когда этот документ увидит свет и где с ним можно будет ознакомиться, Григорьев уточнить затруднился.

Позицию президента «Союза отходопереработчиков Кубани» поддержал представитель WWF России Денис Шестаков. Он также выразил недоумение по поводу отсутствия предмета для обсуждения, коим, по его словам должен быть ОВОС. В качестве примера Шестаков привел пункт «Информации о воздействии на окружающую среду», касающийся воздействия на орнитофауну. В нем, в частности, ни слова не говорилось о том, что район мыса Панагия, где предполагается организовать рейдовую стоянку, является местом гнездования хохлатого баклана, занесенного в Красную книгу РФ. Загрязнение морских вод нефтепродуктами, шумовое воздействие на окружающую среду могут уничтожить популяцию редких птиц. В целом, позиция WWF России по проекту рейдовой перевалки мазута в Керченском проливе резко негативная.

Довольно эмоциональным получились выступления представителей организации «За спасение Тамани!» Ирины Гридиной, жительницы поселка Ильич, и темрючанина, депутата местного горсовета Вадима Новопашина. Ирина Гридина рассказала о катастрофическом положении с расчисткой берега косы Чушка, наиболее пострадавшей в результате крушения танкера «Вологонефть-139» 11 ноября прошлого года. По ее словам, берег в районе поселка Чушка практически не расчищается. Особенно бедственное положение сложилось на восточном берегу косы со стороны Таманского залива, где до сих пор отмечаются выбросы мазута со дна моря. Довольно много мазута осталось и в районе поселка Ильич.

Вадим Новопашин привел неутешительную статистику: гостиницы и пансионаты станицы Голубицкой в этом году загружены отдыхающими всего на 15 процентов. В июле прошлого года этот показатель был как минимум в три раза больше. А в станице Ахтанизовской, поселках Кучугуры и Ильич отдыхающих еще меньше. Основная причина массовых отказов от путевок на таманские курорты – опасение за здоровье после отдыха у моря, куда вылились тысячи тонн мазута. И хотя, например, станица Голубицкая пострадала в результате катастрофы меньше всего, убытки местного населения и бюджета огромные. Если, не дай бог, когда-нибудь повторится подобная катастрофа, перспективы развития на Тамани курортов и туризма можно будет окончательно похоронить.

Вадим Новопашин посетовал также на то, что ни у районных, ни у краевых властей нет концепции комплексного развития Таманского полуострова, которое происходит по принципу «куда кривая выведет» — в основном в угоду очередным «стратегическим инвесторам».

Представитель «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко довел до сведения руководства ЗАО «Евро-Транс» и ООО «Эпос», что рейдовую стоянку планируется расположить вблизи особо охраняемых природных территорий – Тамано-Запорожского орнитологического заказника и памятника природы «Мыс Панагия». Рейдовая стоянка располагается на маршруте сезонной миграции и постоянного обитания рыб, прежде всего, барабули, хамсы, камбалы и пеленгаса, что может подорвать численность их популяций и вызвать изменение маршрута и сроков миграции из Черного моря в Азовское и обратно. Многоступенчатая технология перевалки нефтепродуктов неизбежно будет связана с их утечками. А ведь до пляжа ближайшего населенного пункта, притом курортного, по прямой всего 6 километров! Но самое главное – сложно судить о том, насколько вредным для окружающей среды окажется проект, если его не оценивать вкупе с другими, не менее опасными проектами, ныне реализуемыми на Таманском полуострове. В частности, с проектом порта «Тамань» («Железный Рог»). Однако, на вопрос, будет ли ОВОС по проекту рейдовой стоянки танкеров ЗАО «Евро-Транс» содержать также учет состояния окружающей среды в связи с реализацией других проектов, а также последствиями прошлогодней катастрофы, Александр Григорьев ответил отрицательно. По его словам, оцениваться будет только отдельно взятый проект.

В финале слушаний, представители ЗАО «Евро-Транс» предложили общественности проголосовать за принятие проекта решения, в котором было сказано, что «проект имеет основание быть реализованным». Представители всех участвовавших в слушаниях общественных организаций отказались рассматривать этот документ до тех пор, пока компания не предоставит для ознакомления ОВОС. В результате напряженных прений, стороны пришли к выводу о необходимости провести повторные слушания в городе Темрюке, где общественности будет представлена исчерпывающая информация по проекту. Ориентировочно, слушания должны состояться 18 июля 2008г.

В целом, факт попытки реализации проекта ЗАО «Евро-Транс» говорит о том, что Керченская экологическая катастрофа не послужила адекватным уроком для российских властей и компаний-нефтеперевозчиков. Несмотря на то, что это событие продемонстрировало полную неспособность властных структур и компаний обеспечить экологическую безопасность перевалки нефти в Керченском проливе, они намерены ее продолжать, не взирая на угрозы и риски.

Общественные экологические организации категорически не приемлют политики и подходов, выражающихся в принципе «Доходы от нефти превыше всего!», которая уже стала причиной многих катастроф, в том числе, прошлогодней катастрофы в Керченском проливе — крупнейшей за всю историю судоходства на Черном море. И они намерены не допустить реализации опаснейшего проекта рейдовой нефтеперегрузочной стоянки ЗАО «Евро-Транс».



04/07/2008



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»