Мы потеряли Лидию Попову
Уже в самом начале 1990-х годов она была одним из ключевых деятелей МСоЭС – первой мощной общественной экологической организации России. «Ее уход – это огромная беда и потеря» — так говорят о ней ее коллеги из Нижнего Новгорода, Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска и многих-многих других регионов России и стран СНГ.
В 1969 году Лидия Владимировна закончила физический факультет МГУ по специальности «физика» и была распределена в Институт информации и технико-экономических исследований по атомной науке и технике. В институте она занималась анализом и планированием ядерного топливного цикла в СССР. Одновременно Лидия Попова исследовала проблемные вопросы атомной энергетики по зарубежным источникам. Более всего ее потрясла книга известного Дж. Гофмана (которого многие называли американским Сахаровым), «Отравленная энергия».
«Убедившись, что в своей стране (тогда – СССР) практически невозможно повернуть ядерный комплекс лицом к решению проблем радиоактивных отходов, добиться вывода АЭС из эксплуатации и эффективно решать другие, связанные с ядерным циклом, экологические проблемы, Лидия Попова в 1990 году по предложению лидеров МСоЭС Марии Черкасовой и Святослава Забелина ушла из государственной организации и присоединилась к СоЭС». Так писала о ней центральная российская пресса.
В 1999 г. Лидия Попова стала одним из первых обладателей международной премии "За безъядерное будущее" (номинация "Просвещение"), учрежденной в 1998 году.
Благодаря, в том числе, ее знаниям и опыту, зеленое сообщество стало объединением экспертов. Однажды мы вместе с Лидией Владимировной были на ток-шоу «Времена» на первом канале телевидения. Оно было посвящено ввозу ядерных отходов, тогда экологи одержали уверенную победу. Это был первая для тогдашнего министра по атомной энергии Александра Румянцева встреча с зелеными лицом к лицу. После эфира он подошел к Лидии Владимировне и выразил свое уважение.
В одном из своих последних интервью прессе она сказала: «Нельзя с высокомерием относиться к представителям общества, которые могут не знать ядерной физики, но могут задавать очень непростые для атомщиков вопросы, опираясь на знания своих экспертов. В каждой отрасли есть люди, у которых душа болит от того, что они знают…».
Она была мудрым, внимательным, интеллигентным человеком. Лидия Владимировна умела поддержать, разглядеть и понять человека в бесконечной череде экодел. Она обладала редким качеством – не только сопереживать чужой беде, но и от души радоваться чужому успеху.
У Лидии Владимировны остались семья, дети, внуки и все мы, кто будет ее помнить.
15/07/2008