«Культура лесных народов» в Псковской области
В середине июля стартовал проект «Культура лесных народов» Программы «Возвращение к истокам» Лесной кампании МСоЭС и Лаборатории этноэкологических исследований. Этот проект включает в себя проведение семинаров для педагогов и учащихся по этноэкологическим исследованиям, а также исследование культуры народов, связанных с лесом, на нескольких пилотных территориях.
Одной из таких территорий и стал Изборский район Псковской области, где проживает небольшой финно-угорский народ сету, сохранивший интересные архаические черты в своей культуре.
На территории района, рядом с деревней Раково, уже 15 лет проходит лагерь «Эколог», который проводит Псковский Эколого-биологический центр. Воспитанники центра с прошлого года под руководством педагога Д.Н.Жировой начали работать в новом для себя направлении — этноэкологические исследования, и уже добились успеха — собрали интересный начальный материал, исследовательская работа заняла первое место на Всероссийском конкурсе Малая Родина в номинации «гуманитрно-экологические исследования».
Участники проекта, эксперты-этноэкологи О.Н.Ляпаева (Нижегородский Областной Центр Развития Творчества Детей и Молодежи, Нижегородский Фольклорный Клуб), О.А.Захарова (Центр Экологической журналистики МГУ, Лаборатория Этноэкологических Исследований, Лесная кампания МСоЭС), Д.Ю.Доронин (Нижегородский Институт Развития Образования) провели для воспитанников лагеря и педагогов Эколого-Биологического Центра Пскова учебно-методический семинар по этноэкологическим исследованиям. Были представлены и переданы разработанные авторами-участниками семинара методики, а также показаны два фильма по традиционной культуре — «Ужов выползень» — о змеях в традиционной культуре, и «Угол старых бревен» — о традициях природопочитания нижегородских марийцев.
Подробно обсуждалась ведущая тема семинара — мир леса в традиционной культуре, почитание деревьев и леса, традиционное знание о растениях — этноботаника.
Во время семинара было уделено внимание этнопедагогике и миру детства в традиционной культуре, обсуждалось значение детского фольклора для развития ребенка и установления коммуникации с миром. Будущие исследователи фольклора с удовольствием погрузились в мир традиционных игр — «змея», «дударь», «золотые ворота», «дави масло» — законный повод побегать, пошуметь, потолкаться во время серьезных занятий.
Другая часть работы была посвящена собственно этноэкологическим исследованиями, рекогносцировочным выходам-опросам, посвященным традиционной культуре Изборского района, в том числе — народа сету.
Официально сету считаются православными эстонцами, однако все же это отдельная народность, речь которой лексически и фонетически отличается от эстонской. Самоназвание народа — сету, русские соседи называли их «полуверцами» — за то, что сету, крещеные в 16-м веке, долго сохраняли свои языческие обычаи, почитали камни и деревья. И в ХХ веке сету сажали дубы в честь рождения сыновей.
При беседе с представителями сету можно было услышать что «все птицы — от Бога». Божьей птицей считались голубь и аист, гнезда аиста и сейчас можно увидеть около домов, также никто не трогал ласточек, гнездящихся под крышами домов и сараев. Правда, было представление о том, что кукушка, если кукует около дома, может «накуковать покойника».
Птиц можно часто, чаще чем другие живые существа, встретить на традиционных свадебных и божьих (вешались на божницу) полотенцах, на одежде, сидящими у древа жизни или идущими в ряд — они имели брачную и солнечную символику.
Уважали сету и лес — «деревья — это святое, особенно — дуб».
До сих пор в Печорах известен камень, который почитали сету и к которому обращались за помощью — чтобы было здоровье и дети.
Сейчас многие сету уезжают в Эстонию, которая ведет политику наибольшего благоприятствования для сету, и если настанет день, когда последний сету покинет Псковскую землю, то культура России безусловно обеднеет, лишившись этого самобытного и интересного элемента. Для сету это тоже небезболезненный процесс, так как почитание предков — это основополагающая часть культуры сету, в Псковской земле лежат многие поколения сету. И сегодня в дни поминовения люди сету приезжают из Эстонии, чтобы поклониться могилам своих предков.
Рассказывает руководитель проекта Ольга Захарова:
— Существует ошибочное мнение, что сейчас в европейской части России традиционная культура полностью разрушена и сменилась на космополитичную культуру городов… Однако каждый раз, выбирая какой-то район для исследований, убеждаешься, что это не так. Даже жители больших городов до сих пор знают, как и где собирать грибы и ягоды и что с ними делать, а выезжая за их пределы, вообще как будто попадаешь в другую страну, в другой мир… Ближе к природе, в лесу, в поле время течет по-другому, по-другому воспринимается пространство и события приобретают иной смысл….
Культура сету — это их опыт жизни в не самых простых природных условиях, и на территорией с не самой простой историей — жизнь на границе заставляет быть более закрытыми, более тщательно сохранять уникальные черты своей культуры, чтобы не раствориться. С крещения сету прошло гораздо меньше времени, чем с крещения Руси, и похоже что культ предков у них не успел распасться на домовых, овинников, банников и леших… Сету очень почтительно относятся к лесу. к природе вообще — во время опросов нам говорили, например, что все птицы — от Бога, что живые деревья — это святое. Мы видели дубы, посаженные в честь рождения сыновей. К одному из хуторов сету мы шли по очень шаткому, полуразрушенному мостику, это как будто был мост и в историю этой земли, и в другую культуру. И вот пока здесь еще остались сету, которые помнят о своей культуре, сохраняют ее, у нас у всех есть этот мостик…
О сету в "Берегине"
http://www.seu.ru/members/bereginya/2005/05/6-1.htm
19/07/2008