Гражданское общество – условие перемен
Экологическая модернизация – это изменение экологической политики государства, в результате которой будут достигнуты, по крайней мере, три основных результата: повышение качества жизни, обеспечение роста «зеленой» экономики, сохранение и восстановление природной среды. Есть еще один фактор, без которого модернизации не быть – изменение сознания граждан к свободе. Борис Вишневский, 24/01-2011
Часть раздела: Журнал «Экология и право»
Десять рычагов
Без гражданского общества никакая модернизация, в том числе экологическая – принципиально невозможна. Более того, именно гражданское общество может стать главной движущей силой этих процессов. Ведь бизнес в России в основном интересует не модернизация, а прибыль. А власть интересует большей частью сиюминутный рост ВВП любой ценой – в том числе ценой благополучия нынешнего и последующих поколений.
Имеется около десятка рычагов, которые надо задействовать для успеха процесса экомодернизации: нормативно-правовое обеспечение, научное обеспечение, экологический мониторинг, информационное обеспечение (реальный доступ населения к экологической информации), экологическое воспитание и просвещение, формирование и реализация государственной экологической политики на всех уровнях и т. д. Роль гражданского общества в том, чтобы заставить работать все перечисленные механизмы.
Пока только локальные победы
У формирующегося гражданского общества России есть отдельные успехи в деле решения общественно важных экологических проблем. К примеру, перенос маршрута нефтепровода ВСТО в обход Байкала, сохранение сахалинской популяции серого кита, создание по инициативе общественности ООПТ в Москве, Самарской и других областях, отказ правительства Москвы от строительства мусоросжигательных заводов. Но это пока локальные победы, потому что до сих пор не удалось остановить государственную политику деэкологизации.
По каким поводам сегодня люди выходят на массовые митинги протеста? Вырубка Химкинского леса, защита Байкала, Утриша и тема ввоза иностранных радиоактивных отходов. Пересчитать их можно по пальцам одной руки. Хотя будем учитывать, что эти поводы привлекают и граждан, проживающих за тысячи километров от Химок, Байкала или Утриша. Если разберемся, как сумели заинтересовать общественность организаторы, то в дальнейшем, воспользовавшись их опытом, сумеем решить проблемы таких горячих точек, как Сочинская олимпиада-2014, строительство гигантских ГЭС в Сибири, сооружение Туапсинского балкерного терминала и сотни им подобных.
Ведь в состоянии экологического бедствия пребывает вся страна, и в каждом ее уголке местные власти, общественность – все жители – должны отстаивать экологические приоритеты. Потому что они совпадают с чаяниями и интересами населения. И как только такое осознание случится, т. е. общество обретет черты гражданского, победы из локальных трансформируются в глобальные.
Качество жизни важнее ВВП
Без радикальных политических решений экомодернизация осуществиться не сможет. И надо ответить на вопрос: какие у россиян остались резервы и возможности для того, чтобы заставить власть понять, что качество жизни важнее ВВП, что без радикального изменения экологической политики население будет уменьшаться и Россия навсегда останется слаборазвитой страной. Что для этого необходимо: массовые акции? общественные экспертизы? суды?
Все эти меры апробированы, но действуют далеко не всегда. Остается надеяться на добрую волю власти, но ее позиция изменчива.
А имеется ли сегодня у населения России запрос на экологическую модернизацию? Более того, есть ли запрос на модернизацию вообще, о которой говорят сегодня лидеры демократических организаций, институт ИНСОР и другие? Или насущную необходимость перемен поддерживает только небольшая группа экологов, правозащитников и примкнувшим к ним «буйных»?
О чем молчит народ?
Если такого запроса в обществе нет, в обозримом будущем экологи обречены на поражение. А если он имеется, возникает вопрос – почему подавляющее большинство россиян так слабо поддерживает защитников общественных интересов? На выборах, на митингах и пикетах, в обращениях к органам власти? Если поддержка и возникает, то, как правило, только тогда, когда проблема касается лично гражданина – его дома, сада или огорода.
Следовательно, для получения массовой поддержки необходимо, чтобы во всех (или очень многих) домах возникло осознание необходимости экомодернизации и желание личного участия в ней. То есть необходимо содействовать изменению сознания россиян к свободе. Наличие гражданского общества – залог успеха модернизации.
Но станут ли в ближайшие годы эти изменения реальностью?
По материалам докладов член-корреспондента РАН Алексея Яблокова, председателя правления ЭПЦ «Беллона» Александра Никитина, лидера Самарского «Социально-экологического союза» Сергея Симака
25/01/2011