Состояние окружающей среды на территории Республики Башкортостан продолжает неуклонно ухудшаться
Председатель Союза экологов Республики Башкортостан Александр Калинович Веселов подготовил тезисы для доклада за "круглым столом" в Правительстве РБ по вопросам экологии и природопользования.
Сегодня в Республике Башкортостан:
— неуклонно сокращаются лесные площади, особенно площадь хвойных лесов, пригородных и городских лесов и парков. В результате происходит обеднение флоры и фауны;
— имеет место водная и ветровая эрозия почв, снижение мощности гумусного слоя, химическое и бактериологическое загрязнение земель;
— сохраняется высокий уровень загрязнения поверхностных вод при положительной динамике содержания вредных веществ в донном иле;
— интенсивно загрязняются подземные горизонты питьевых вод при росте удельного водопотребления на единицу продукции и неадекватному выполнению мероприятий по экономии водных ресурсов;
— динамика образования отходов превышает объёмы их переработки или обезвреживания;
— наблюдается рост загрязнённости атмосферного воздуха, накопление вредных вещество в окружающей среде в промышленных центрах;
— снижается комфортность и благоустройство в селитебной зоне из-за уплотненной застройки и роста числа стоянок автомашин;
— не принимаются необходимые меры по борьбе с шумом, вибрациями, электромагнитным, радиационным и тепловым загрязнением, по снижению влияния геопатогенных зон и т.д.
Всё перечисленное приводит к прогрессирующему росту заболеваемости по эколого-зависимой патологии и росту преждевременной смертности населения.
За последние 10 лет заболеваемость населения РБ увеличилась в 2 раза.
За 30 лет – в 12 раз увеличилась заболеваемость онкологией.
Средняя продолжительность жизни россиян остается почти самой низкой в мире – на уровне 61,3 лет).
Причины и условия, приведшие к такому состоянию:
— отсутствие реального комплексного управления качеством окружающей среды и рациональным природопользованием;
— недостаточная эффективность государственного экологического контроля;
— плохое наполнение бюджета республики: собирается только 20% средств за НВОС);
— отсутствие механизма экономического стимулирования природоохранной деятельности, вытеснение из рынка экологических работ и услуг реально работающих субъектов предпринимательской деятельности, закрытость или формальность тендеров и конкурсов на выполнение таких работ и услуг;
— ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране (включая использование бюджетных средств);
— слабая активность населения, отсутствие моральных и материальных стимулов общественной экологической деятельности, искусственное отторжение населения от участия в принятии экологически значимых решений;
— ведомственные барьеры, закрытие информации, коррупция и безответственность в сфере государственного и муниципального управления окружающей средой;
— слабость, противоречивость и декларативность действующего законодательства, низкая правовая грамотность сотрудников госорганов и органов МСУ, граждан и общественных организаций;
— отсутствие политической воли и должного внимания органов власти и органов МСУ к решению экологических проблем
и т.д.
Картина, прямо скажем, безрадостная. Очевидно, что пора организовать правительственную комиссию из представителей федеральных органов и немедленно рассмотреть ситуацию в этой сфере. Принять решительные меры по её исправлению, вплоть до открытия административных и уголовных дел, а оснований для этого более чем достаточно.
Союз экологов РБ предлагает Программу первоочередных действий в сфере охраны окружающей среды
Согласно разработанной экологами-общественниками программе необходимо:
1. Разработать и утвердить Закон РБ "Об экологической политике на 2011-2030 годы" и Программу по реализации экологической политики на период до 2015 года.
2. Создать Межведомственную комиссию по природопользованию и экологической безопасности при Президенте РБ с участием федеральных органов и общественных организаций и обеспечить её эффективную деятельность.
3. Заключить договора о взаимодействии Правительства РБ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ, что позволит скоординировать природоохранную деятельность соответствующих федеральных и республиканских структур.
4. Дать оценку эффективности деятельности Министерства природопользования и экологии РБ и принять меры по совершенствованию кадровой работы в Министерстве. Одной из мер могло быть создание блога Министерства в "ЖЖ" Президента РБ.
5. Объединить ГУП НИИ БЖД , УГАК и БРЭЦ (госпредприятия при Минэкологии РБ) в единый научно-исследовательский аналитический экологический центр во главе с адекватным , принципиальным и компетентным руководителем.
6. Разработать программу по управлению промышленными отходами в РБ с передачей всех ведомственных полигонов для промотходов единой управляющей компании.
7. Внедрить систему общественного контроля за движением и размещением ТБО и промотходов в Интернете с использованием геоинформационных систем, космоснимков (проект "Чистая Башкирия"), в сфере разработки карьеров ПГС, лесопользования и т.д.
8. Создать единую систему государственного экологического мониторинга с размещением информации в Интернете, создание ГИС-карт по природопользованию и состоянию окружающей среды.
9. Сформировать республиканский фонд результатов инженерно-экологических изысканий и сделать его максимально доступным.
10. Ввести льготы и преференции для экологически эффективной деятельности, развития экологического предпринимательства (ст. 17 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Создать комиссию по поддержке экологического предпринимательства силами Минэкологии РБ и Госкомитета по предпринимательству.
11. Создать и содействовать деятельности общественных советов при природноресурсных и экологических органах, стимулировать общественные инициативы, привлекать население к общественному экологическому контролю.
12. Осуществить доступность к полной, объективной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и о мерах по её охране, о формировании и реализации республиканских программ в сфере ПП и ООС. В случае невыполнения привлекать к ответственности за ограничение доступа к информации о деятельности госорганов и органов МСУ и расходовании бюджетных средств в данной сфере.
13. Пресекать противозаконные действия предприятий-природопользователей, государственных органов и органов МСУ в рамках прокурорского надзора, с помощью судебных исков от граждан и общественных организаций и гласности.
14. Включить в сетку вещания ГТРК "Башкортостан" цикл телепередач "Среда", повсеместно осуществлять моральное и материальное поощрение тех журналистов и специалистов, которые ведут экологическую тематику в СМИ.
Если эта программа ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ действий, которые, надо полагать, должны осуществляться, прежде всего, правительством республики, будет выполняться, хотя бы на 50-60 процентов, то появится возможность объявить Башкортостан зоной экологического пусть не благополучия, но равновесия или развития. Ведь известно, что даже в передовой по части экологии Белгородской области столько проблем, что экологи за голову хватаются и порой не знают, что делать в первую очередь, куда направить те жалкие средства, которые выделяются на решение назревших экологических проблем.
Через некоторое время мы вернёмся к программе, предлагаемой Союзом экологов РБ и посмотрим, принята ли она, и если будет принята, то, что будет с ней, кто и в какие сроки её будет осуществлять. Хотелось бы, конечно, узнать мнение об экологической ситуации первых лиц этой замечательной во многих отношениях Республики Башкортостан, где живут очень хорошие, трудолюбивые люди, которым только немного надо помочь, чтобы их жизнь была ещё лучше!
Геннадий А. Мингазов, Журналист BCM.ru
09/02/2011