Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ» (21-22 февраля 2015 г.) // Об экологических проблемах Северо-Запада России // Обращение к лидерам и активистам неправительственных организаций


Научно-практическая конференция
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ»

Петрозаводск, 21–22 февраля 2015 г.

Обращение к лидерам и активистам неправительственных организаций

Об экологических проблемах Северо-Запада России

21–22 февраля 2015 г. в Петрозаводске состоялась научно-практическая конференция «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ», в которой приняли участие в том числе представители: «Беллоны», ГРИНПИС-Россия, Всемирного фонда дикой природы, Российского и Международного Социально-экологического союзов, Российской зеленой лиги, Ассоциации зеленых Карелии, Комитета спасения Печоры, движения «Открытый берег», коалиции «Друзья Балтики», Ассоциации экологических журналистов Санкт-Петербурга, Северной природоохранной коалиции (СПОК), общественных экологических организаций «Этас», «Зеленый мир», «Зеленая ветвь», «Зеленая волна», «Сандал», фонда «Аристон», Карельского республиканского Общества защиты животных, Карельского общества охраны природы, Кольского экологического центра, движений «Свободный берег», «Городские леса Петрозаводска», администрации и Общественного экологического совета Петрозаводского городского округа, а также учёные Карельского научного центра РАН и Петрозаводского государственного университета, сотрудники НП «Онежское Поморье» и ряда других ООПТ Северо-Запада.

На Конференции представлены и обсуждены важнейшие экологические проблемы Северо-Западного федерального округа (СЗФО) Российской Федерации, формы участия общественных неправительственных организаций в решении экологических проблем и пути защиты экологических прав граждан.

Северо-Запад России – территория с меньшей плотностью населения, меньшей промышленной нагрузкой, и соответственно, с менее нарушенной природной средой, по сравнению с большинством других федеральных округов. В то же время, Северо-Запад – один из важнейших в стране по развитию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитию портовых сооружений и судоходству, добыче и транспортировке нефти, добыче и переработке руд и нерудных ископаемых, производству атомной энергии, один из ведущих в оборонном комплексе страны, здесь находится наиболее используемый в мире (по числу запусков) космодром. Северо-Запад – первый среди федеральных округов по высокой доле городского населения, расположенный здесь Санкт-Петербург является одним из крупнейших европейских городов.

Среди основных экологических проблем региона, требующих решения, выделяются: растущее загрязнение атмосферного воздуха, вод и почв; рост экологически-обусловленной заболеваемости, истощительное использование природных ресурсов, неэффективное обращение с коммунальными отходами, недостаточное внимание к развитию особо охраняемых природных территорий (ООПТ), защите естественного биоразнообразия, сохранению городских зеленых насаждений и городской фауны, обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

Для программ социально-экономического развития всех субъектов Российской Федерации на Северо-Западе характерен краткосрочный горизонт планирования и абсолютизация экономического роста, с приоритетом получения сиюминутной выгоды от истощительного использования доступных природных ресурсов, а проблемы обеспечения экологической безопасности и организации экологически устойчивого развития не привлекают должного внимания ни законодательной, ни исполнительной власти. Отсутствие адекватной структуры природоохраны (прежде всего, независимых от природопользования экологических ведомств и целевого использования средств, получаемых от загрязнителей) при слабом финансировании природоохранных мероприятий, малой доступности экологически значимой информации приводит к тому, что повсеместно на Северо-Западе не соблюдаются экологические конституционные права граждан (в т.ч. право на благоприятную окружающую среду, на полную и своевременную экологическую информацию, на компенсацию ущерба, причиненного экологическими правонарушениями).

Среди экологических проблем субъектов Российской Федерации на Северо-Западе:

Республика Карелия. Растут выбросы в атмосферу, доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов в поверхностные водные объекты составляет 88%, более 50% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам1). Площадь особо охраняемых природных территорий всего лишь 4,6%, в Красной книге 881 вид (из них 21 – исчезнувшие и 50 – под угрозой исчезновения). Тревожно состояние здоровья населения – второе место в России по высокой детской сердечной заболеваемости, третье – по детской онкологии, четвертое – по высокому уровню врожденных пороков развития2). По многим заболеваниям детей и взрослых республика – лидер в СЗФО. Основные экологические проблемы связаны с загрязнением воды и воздуха, деградацией, уничтожением и захватом природных территорий, планируемых как будущие ООПТ, истощительным лесопользованием, вырубкой городских зеленых насаждений, препятствованием озеленению городских территорий отдельными бизнес-структурами, застройкой берегов. Как положительный пример отмечается заинтересованность администрации Петрозаводского городского округа в переходе к раздельному сбору отходов, в сохранении и увеличении площади зеленых насаждений, в гуманном отношении к безнадзорным животным, в том числе строительстве для них приютов, в развитии велодвижения, в эффективной работе с общественными организациями по экологическому оздоровлению города.

Республика Коми. Растут выбросы в атмосферу (50% городского населения проживает в условиях высокого загрязнения), доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 23%, около 40% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Площадь охраняемых территорий 13,5%, в Красной книге 535 видов. Республика занимает второе место в РФ по высокой заболеваемости детей дерматитом, по заболеваемости раком почки, третье место – по раку яичка, по ряду заболеваний – лидер в СЗФО. Основные экологические проблемы связаны с загрязнением воздуха, воды, загрязнением территорий в результате добычи и транспортировки нефти, обращением с коммунальными отходами, состоянием и развитием ООПТ.

Архангельская область. 44% городского населения проживает в условиях высокого загрязнения атмосферного воздуха, доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 53%, более 30% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы твердых коммунальных отходов (ТКО). Площадь охраняемых территорий 11,3%, в Красной книге 197 видов (8 исчезнувших). Область на первом месте в стране по высокому уровню заболевания раком желудка, на втором месте – по общей и онкологической заболеваемости детей, по раку головного мозга, на первых местах в округе по ряду других заболеваний. Среди основных экологических проблем области: отсутствие организации неистощительного лесопользования, загрязнение вод (включая загрязнение от предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и от космодрома «Плесецк»), недостаточное развитие ООПТ.

Вологодская область. Растут выбросы в атмосферу (37% городского населения проживает в условиях высокого загрязнения); доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 32%, 27% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы ТКО. Площадь охраняемых территорий 6,3%, в Красной книге 441 вид (17 исчезнувших). Основные экологические проблемы связаны с накопленным экологическим ущербом от работы крупных промышленных предприятий, организацией обращения с коммунальными отходами, недостаточным развитием ООПТ.

Калининградская область. 59% городского населения проживает в условиях высокого загрязнения воздуха; растет доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов (82% в 2013 г.), более 20% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы ТКО. Низка площадь охраняемых территорий (4,3%), в Красной книге 180 видов (1 исчезнувший). Область занимает первое место в СЗФО по раку мочевого пузыря, второе – по раку молочной железы. Среди основных экологических проблем: загрязнение воды (Калининград – единственный крупный город на побережье Балтийского моря без очистных сооружений), экологически неэффективное обращение с коммунальными отходами, уничтожение городских зеленых насаждений недостаточное развитие ООПТ.

Ленинградская область. Растут выбросы в атмосферу; доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 6,3%, 28% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы ТКО. Площадь охраняемых территорий 7%, в Красной книге 1129 видов (14 исчезнувших). Среди основных экологических проблем: деградация природо-ресурсного потенциала, экологически опасное обращение с коммунальными и промышленными отходами (в том числе единственный в СЗФО полигон опасных отходов находится в неудовлетворительном состоянии), сокращение биологического разнообразия, слабое обеспечение ядерной и радиационной безопасности, трансформация экосистем при развитии портов и намывах территорий, захват берегов, недостаточное развитие ООПТ.

Мурманская область. Растут выбросы в атмосферу; доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 19%, 14% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы ТКО. Площадь охраняемых территорий 10,1%, в Красной книге 422 вида. Уровни заболеваемости детей и взрослых по ряду болезней выше среднего по округу. Среди основных экологических проблем: слабое обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов атомной энергии, значительное влияние горнодобывающей и металлургической промышленности, нарушение морских и прибрежных экосистем в связи с развитием Мурманского морского торгового порта, состояние акватории Кольского залива, недостаточное развитие ООПТ.

Новгородская область. Растут выбросы в атмосферу; доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 92,5%, 47% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы ТКО. Площадь охраняемых территорий 7%, в Красной книге 425 видов. Область на первом месте в стране по уровню заболеваемости раком мочевого пузыря и на втором месте по встречаемости хронической ишемической болезни сердца, она лидирует в округе по целому ряду других заболеваний. Основные экологические проблемы связаны с загрязнением вод, экологически неэффективным обращением с коммунальными отходами, захватом берегов, недостаточным развитием ООПТ.

Санкт-Петербург. Растут выбросы в атмосферу (100% граждан живут в условиях высокого загрязнения); доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов составляет 91,4%, 3% проб питьевой воды в распределительных сетях не отвечает нормативам. Растут объемы ТКО. Площадь охраняемых природных территорий 4,3%, в Красной книге 424 вида. Город на первом месте в России по заболеваемости ишемической болезнью сердца, по заболеваниям кожи и раком ободочной кишки, на втором месте – по раку поджелудочной железы и на третьем – по раку головного мозга. Среди основных экологических проблем: загрязнение атмосферного воздуха, почв, воды, сокращение рекреационных зон и необеспеченность сохранности зеленых насаждений, экологически неэффективное обращение с отходами, транспортное загрязнения, незащищенность животных от жестокого обращения.

***

Обсудив экологические проблемы Северо-Запада России, участники Конференции выделяют из многих существующих несколько крупных направлений, учет содержания которых особенно важен в работе общественных экологических организаций СЗФО. Среди них:

Здоровье человека и природа

СЗФО – худший среди всех федеральных округов по высокому уровню заболеваемости взрослых болезнями системы кровообращения, дерматитам, болезням костно-мышечной системы, по детской онкологической заболеваемости, болезням органов дыхания и целому ряду других неинфекционных и онкологических заболеваний взрослых и детей. В возникновении и развитии многих из этих заболеваний экологические факторы играют важную роль.

Показателен пример с качеством питьевой воды. Новгородская область, Республика Карелия, Архангельская область, Республика Коми – лидируют в Российской Федерации по низкому качеству питьевой воды в системах централизованного водоснабжения. В этих же регионах уровни заболеваемости населения выше среднего по СЗФО и РФ. В СЗФО обнаружена прямая корреляция между числом проб воды с превышением ПДК и уровнями первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения и органов пищеварения (чем больше загрязнена вода, тем выше эта заболеваемость).

Привлечение общественными организациями внимания к фактам прямой связи состояния здоровья населения с экологическим состоянием территорий позволяет, с одной стороны, заинтересовать широкие круги населения экологическими проблемами, а с другой – помогает обосновать важность их решения органами власти и местного самоуправления.

Охрана водных экосистем

В результате сброса в водоемы неочищенных и недостаточно очищенных вод по всему водосборному бассейну Баренцева и Балтийского морей ухудшается качество поверхностных и подземных вод (в Калининградской, Ленинградской, Псковской областях и Карелии – в результате загрязнения коммунальными и сельскохозяйственными стоками, в Республике Коми – в результате масштабных утечек при добыче и транспортировке углеводородов). В промышленных и бытовых стоках в водоемы поступают в том числе и не регламентируемые российским законодательством токсические соединения (включая стойкие органические загрязнители – СОЗ). Декларируемый законодательством бассейновый принцип на Северо-Западе не выполняется, ни для одного из речных бассейнов не разработана стратегия мониторинга, контроля и управления качеством вод, не утверждены Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) и Нормативы допустимого воздействия (НДВ) для многих водных бассейнов.

Общественные организации должны активнее участвовать в обсуждении проектов СКИОВО/НДВ, инициировать и реализовывать проекты общественного мониторинга водных объектов, требовать разрабатывать и внедрять нормативы сбросов/выбросов СОЗ (включая новые вещества), в т.ч. в рамках обязательств по выполнению Стокгольмской конвенции, требовать утверждения региональной программы по оздоровлению и реабилитации экосистем Балтийского моря в рамках Международного Плана действий по Балтийскому морю ХЕЛКОМ, понуждая таким образом власть к исполнению своих обязанностей по охране вод, настаивать на полном прекращении сброса неочищенных и недостаточно очищенных стоков в водные объекты, инициировать защиту водосборов водоемов и водотоков на муниципальном уровне, способствовать продвижению идеи разработки законодательных актов по сохранению Ладожского и Онежского озер («Великих озер Европы») и как уникального ресурса пресной воды (1% мировых запасов), и как источников ценнейших биологических и рекреационных ресурсов.

Обращение с коммунальными отходами

Необходимость экологически безопасного обращения с отходами потребления является одной из самых насущных для всех городов и территорий Северо-Запада: повсеместно растут объемы ТБО, растет площадь и число легальных и нелегальных свалок (на которые попадают и особо опасные токсичные отходы), предпринимаются попытки использования опасных технологий мусоросжигания. Из городов Северо-Запада только в Петрозаводске последовательно внедряется система раздельного сбора и переработки твердых коммунальных отходов (ТКО).

Экологические НПО должны активно участвовать в разработке региональных программ по обращению с отходами, пропагандировать практику раздельного сбора и переработки ТКО, как основного элемента таких программ, с возможностью рассмотрения безопасных технологий сжигания (пиролиза) только предварительно отсортированной и не подлежащей вторичной переработке горючей части ТКО для получения тепла и электроэнергии. Важно пропагандировать современные безопасные технологии утилизации жидких коммунальных отходов с получением тепла и электроэнергии, поддерживать инициативы по повышению стоимости пластиковой упаковки, замене ее на упаковку многоразового использования и биоразлагаемую.

Развитие «зеленой» энергетики

Принятые региональные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности не имеют инструментов реализации. Многие населённые пункты Северо-Запада пользуются электроэнергией от дизельных и угольных ТЭЦ. Их замена возобновляемыми и комбинированными источниками энергии позволит создать дополнительные рабочие места, снизить тарифы на электричество, уменьшить выбросы и энергоёмкость продукции. Огромные средства вкладываются в развитие атомной энергетики, хотя много меньшие, вложенные в сооружение Мезенской приливной электростанции (Архангельская область), дадут больше электроэнергии, чем все АЭС Северо-Запада.

Экологические НПО Северо-Запада должны больше уделять внимания пропаганде ВИЭ и добиваться развития энергетики с использованием ВИЭ на региональном уровне, а также настаивать на государственной поддержке генерации от нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Особо охраняемые природные территории и биоразнообразие

Несмотря на формально высокую долю ООПТ в ряде субъектов РФ на Северо-Западе, доля ООПТ в которых запрещены наиболее природоразрушающие виды хозяйственной деятельности (добыча полезных ископаемых, строительство, прокладка коммуникаций) везде низка. Региональные власти и Минприроды РФ все шире практикуют в регионе практику создания ООПТ «для галочки»: либо с режимом, исходно не обеспечивающим сохранение природных объектов, ради которых создается ООПТ, либо с режимом, нарушающим исторически сложившееся устойчивое природопользование (как, например, НП «Онежское Поморье»). В то же время происходит неоправданная задержка создания для сохранения ценных и уникальных природных комплексов Северо-Запада запланированных в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий страны заповедника «Ингерманландский» и национальных парков «Ладожские шхеры» и «Хибины». Региональные власти и Минприроды РФ практикуют изменение границ и режимов ООПТ в угоду бизнес-структурам – «фиктивизируют» действующие ООПТ, направленно ослабляя их природоохранный режим (яркий пример – многочисленные попытки изъятия из НП «Югыд ва» участка для добычи золота). Подобная практика, проводимая с участием и при попустительстве Минприроды РФ, приводит к дискриминации самой сути ООПТ.

На Северо-Западе, как и в целом в России, вне ООПТ практически не предпринимаются меры охраны мест обитания редких грибов, лишайников, растений и животных, внесенных в Красные книги, некоторые редкие виды не обеспечены мерами территориальной охраны вообще.

Общественным организациям не следует поддерживать создание фиктивных ООПТ, но необходимо противодействовать ослаблению режима охраны в существующих (в том числе инициируя создание общественных советов при ООПТ), способствовать интеграции ООПТ в социально-экономическую жизнь регионов, повышению популярности идеи территориальной охраны природы. Общественные организации могут существенно помочь охране биоразнообразия, оказывая содействие уполномоченным органам в выявлении мест обитания редких видов и обеспечении их сохранения.

Вопросы ответственного лесопользования

Лесное хозяйство – одна из самых запущенных отраслей на Северо-Западе. Территория Северо-Запада на 70% покрыты лесной растительностью, и устойчивое лесопользование могло бы стать неиссякаемым источником благосостояния населения и стабилизатором состояния окружающей среды. Однако ставка на «разумного дальновидного» арендатора и уход государства из леса (уничтожение самостоятельного лесного ведомства в 2000 г., фактический разгон лесоохраны в 2007 г. и др.), оказалась, как постоянно предупреждали общественные организации, ошибочной и трагичной для судьбы лесов Северо-Запада, которые стремительно истощаются хищническим хаотическим лесопользованием. Объемы лесного браконьерства кое-где сравнимы, а порой и выше объемов легальных вырубок. Низка степень переработки древесины. Ослаблена борьба с лесными пожарами. Городские и пригородные леса замусориваются и превращаются в свалки отходов. Есть случаи, когда под предлогом борьбы с еловым короедом, сплошными рубками уничтожаются старвозрастные елово-сосновые леса даже на охраняемых территориях. Миллионы кубометров древесины гниют после строительства линейных объектов на лесных землях.

Дефицит хвойной древесины побуждает лесозаготовителей добиваться снижения возраста леса, допустимого для рубки, и вторжения в кое-где сохранившиеся старовозрастные леса, которые заслуживают особой охраны.

Экологические организации могут сыграть важную роль, взяв под контроль обоснованность выбора лесничествами способа восстановления лесов (особенно на пройденных рубками участках вблизи населённых пунктов), оценивая качество выполнения арендаторами и лесхозами работ по лесовосстановлению, участвуя в волонтерской противопожарной деятельности.

Проблемы загрязнения территорий нефтепродуктами

Загрязнение нефтепродуктами земель, поверхностных и подземных вод представляет важнейшую экологическую проблему для нефтедобывающих регионов Северо-Запада: из многих тысяч разрывов нефтепроводов (ставших привычной практикой в работе нефтедобывающих предприятий), в леса, на поля и в водоемы Северо-Запада попадает ежегодно до 500 тыс. т нефтепродуктов. Реки выносят в Белое и Баренцево моря ежегодно около 20 тыс. т нефтепродуктов. Содержание остаточных нефтепродуктов на больших площадях Республики Коми и Ненецкого национального округа тысячекратно превышает фоновый (природный) уровень. Большая часть информации о разрывах нефтепроводов и загрязнении территории нефтепродуктами скрывается.

Основной технической причиной разливов нефтепродуктов является изношенность межпромысловых и магистральных нефтепроводов. Очевидные пробелы в нормативно-правовой базе в области загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, в сочетании с неэффективностью или бездействием контрольно-надзорных органов, позволяют и способствуют уходу нефтяных компаний от ответственности за причиненный ущерб и недостаточному использованию их ресурсов для устранения причин нефтеразливов.

Общественные организации должны активно понуждать органы государственной власти и местного самоуправления адекватно реагировать на каждый случай нефтезагрязнения, инициировать и поддерживать требования по введению (пока отсутствующих) штрафных санкций за невыполнение предписаний госорганов по устранению вреда, нанесенного нефтеразливами; по утверждению адекватной методики расчета компенсации вреда, нанесенного почвам, по включению в классификационный каталог отходов шахтных минерализованных нефтесодержащих отходов («подтоварной воды»), по включению полной и достоверной информации об объемах нефтеразливов и мероприятиях по их ликвидации в общероссийский и региональные ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды.

Защита городских лесов и парков

83% населения Северо-Запада живет в городах – это самый урбанизированный федеральный округ. Практически во всех крупных городах Северо-Запада сокращается площадь городских лесов, парков и других природно-рекреационных территорий, на месте которых возникают деловые и торгово-развлекательные центры и элитные жилые кварталы. При их строительстве повсеместно нарушаются СНиПы и генеральные планы муниципальных образований. Растущий парк автомашин давно стал основным источником загрязнения атмосферы городов. Все это ведет к тому что экологическая обстановка в городах Северо-Запада повсеместно ухудшается.

Перед экологическими НПО стоит задача не допустить уменьшения озелененных территорий в городах, для чего необходимо требовать от региональных органов власти и местного самоуправления обеспечения соблюдения градостроительных нормативов по зеленым насаждениям, сохранения и развития системы охраняемых территорий как экологического каркаса каждого города, детальной инвентаризации (вплоть до каждого дерева) и защиты зеленых насаждений от уничтожения и повреждения.

            Обеспечение ядерной и радиационной безопасности

По числу атомных реакторов (с учетом корабельных) Северо-Запад на первом месте не только в стране, но и в мире. Несмотря на положительный тренд в ликвидации наследия «холодной войны», на Северо-Западе сохраняется большое число нерешенных проблем с обеспечением ядерной и радиационной безопасности. Озабоченность вызывает неудовлетворительное взаимодействие госкорпорации «Росатом» и её структур с населением по всему спектру осуществляемых проектов:

— продлению срока эксплуатации и повышении мощности старых реакторных блоков (лицензии на продление работы после исчерпания проектного ресурса ЛАЭС-1 и Кольской АЭС были выданы без требуемого по закону обсуждения ОВОС и проведения государственной экологической экспертизы; в нарушение мировой практики не происходит достаточного накопления средств для вывода АЭС из эксплуатации);

— сооружению пунктов захоронения радиоактивных отходов (планируемые ПЗРО в Ленобласти и Республике Коми кратно превышают по объему региональные потребности);

— транспортировке отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов (ядерно-опасные ОЯТ из региона направляются на Урал и в Сибирь, со всей России на переработку на ЭКОМЕТ-С в Сосновый Бор поступают десятки тысяч тонн радиоактивного металла и др.);

— проектированию и строительству новых АЭС, которое по-прежнему ведется директивным методом без учета всей складывающейся экономической ситуации в конкретном регионе (строительство ЛАЭС-2 и Балтийской АЭС малообоснованно) и без учета альтернативных вариантов.

Вызывает озабоченность и то, что новый этап освоения российской Арктики планируется с широким применением ядерных технологий, как на суше, так и на море (что многократно увеличивает экологические риски).

Общественные организации должны использовать все возможности для привлечения внимания госкорпорации «Росатом» (непосредственно и через региональные органы власти и органы местного самоуправления) к необходимости обеспечения ядерной и радиационной безопасности не только персонала структур «Росатома», но и всего населения.

Проблемы, связанные с изменением климата

Последствия глобального изменения климата (в том числе повышение температуры, учащение экстремальных гидрометеорологических явлений, повышение уровня грунтовых вод, усиление эрозии почв, изменение речного стока, уменьшение толщины льда, воздействия на побережья внутренних водоемов и побережья Балтийского, Белого и Баренцева морей и др.) становятся факторами риска для экономики, инфраструктуры поселений, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, социальной защиты, здравоохранения, охраны природы и на Северо-Западе России.

Общественные организации во всех регионах Северо-Запада должны настаивать на организации на государственном уровне оценки последствий изменения климата и разработке программ адаптации к таким изменениям, которые должны стать обязательной частью всех планов социально-экономического развития.

 

Против захвата берегов!

Во всех субъектах Российской Федерации на Северо-Западе нарушается право граждан на пользование водными объектами в части свободного доступа на береговые полосы. Противозаконный захват прибрежных территорий, происходящий в окрестностях городов и в рекреационно-привлекательных зонах, не только не находит противодействия со стороны контролирующих и правоохранительных органов, но часто осуществляется при прямом или косвенном содействии должностных лиц и органов власти (например, парламент Ленобласти лоббирует легализацию перекрытия береговых полос «для организации детского отдыха»).

Общественные организации должны активно понуждать органы власти (в первую очередь – прокуратуру) адекватно реагировать на каждый случай захвата берегов, должны настаивать на необходимости развития процедуры публичных сервитутов, как инструмента защиты прав населения в отношении пользования водными объектами.

 

Защита животных от жестокого обращения

Проблемы, связанные с защитой животных от жестокости, являющиеся важной частью экологических городских проблем, на Северо-Западе исключительно актуальны. Широко распространено жестокое обращение с домашними, безнадзорными, дикими, сельскохозяйственными, экспериментальными животными. Некоторые органы местного самоуправления пытаются регулировать численность безнадзорных животных, организуя их истребление (немедленно после отлова или после кратковременного содержания в приютах), что не позволяет решить проблему большого числа безнадзорных животных и не отвечает требованиям гуманности. Аморальная и противоправная деятельность «догкиллеров», зачастую остается безнаказанной. На территории СЗФО действует немало передвижных зверинцев, в которых дикие животные содержатся в невыносимых условиях.

В то же время в Сыктывкаре, Санкт-Петербурге, Ленинградской области успешно применяются способы контроля численности безнадзорных животных по методу «отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск».

В условиях отсутствия в России единой системы правового регулирования обращения с животными экологические НПО должны инициировать разработку и принятие региональных законодательных актов, с учетом европейской практики (в том числе внедрения практики «отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск» как наиболее эффективного способа регулирования численности безнадзорных животных). НПО должны требовать запрета на использование диких животных в передвижных зверинцах, цирках, контактных зоопарках, требовать ввести ответственность за публичные призывы к жестокому обращению с животными и за догкиллерство, добиваться реализации программ по повышению культуры содержания домашних животных, настаивать на скорейшем принятии соответствующего европейским требованиям федерального закона по защите животных от жестокого обращения, проект которого несколько лет назад увяз в Государственной Думе после первого чтения.

 

Последствия космической деятельности

С самого северного и наиболее используемого в мире космодрома «Плесецк» произведено более 2000 пусков космических аппаратов и баллистических ракет. Архангельская область и НАО – лидеры в стране по числу районов падения отделяющихся частей ракетоносителей (ОЧРН), и по степени загрязнения этих районов сверхтоксичными остатками невыгоревшего топлива – гептила.

В населенных пунктах вблизи упавших ОЧРН в годы наибольшей активности космодрома смертность и заболеваемость были достоверно выше обычных. В настоящее время мониторинг токсического загрязнения не ведется, и его последствия специально не исследуются.

НПО должны инициировать разработку эффективной системы страхования рисков и компенсации ущербов населению и природе, связанных с деятельностью космодрома (с учетом длительности токсического воздействия гептила и его производных), добиваться запрета на использование гептила в разгонных блоках, принятия мер по выделению на местности и реабилитации загрязненных гептилом территорий, проведения постоянного эколого-гигиенического мониторинга на всех административных территориях с ОЧРН.

***

Конференция обращается к руководителям и активистам экологических НПО с призывом активнее распространять экологическую информацию, пробуждать людей от экологической «спячки» (в том числе показывая прямую связь между состоянием здоровья человека и природы), теснее взаимодействовать между собой в решении экологических проблем и защите экологических прав граждан, рекомендует постоянно расширять социальную базу экологического движения (в том числе широким вовлечением учащихся, студентов, пенсионеров, а также специалистов), уделять особое внимание работе в социальных сетях.

Конференция просит общественные организации опубликовать настоящую резолюцию на своих сайтах, просит Оргкомитет направить ее в средства массовой информации СЗФО, руководителям республик и областей Северо-Запада России, а также Полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

1) Здесь и далее по материалам «Государственного доклада о состоянии и охране окружающей природной среды в Российской Федерации в 2013 году» (Москва, МПР, 2014).

2) По данным: Общая заболеваемость взрослого населения России в 2012 году. Статистические материалы. 2014. ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. М.

Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2012 году. Статистические материалы. Часть IV. 2013. ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. М.

Злокачественные новообразования в России в 2012 году (заболеваемость и смертность). МНИОИ им. П.А. Герцена Минздрава РФ. Москва, 2014.

 

Принято на заключительном заседании Конференции 22 февраля 2015 г. В редактировании и корректировке приняли участие: А. Алексеев, И. Андрианова, Т. Артемова, Ю. Базанов, И. Блоков, О. Бодров, В. Десятов, М. Дуркин, А. Зименко, А. Золотков, Б. Зубкович, Н. Иниева, Комитет спасения Печоры, А. Марковский, Г. Мингазов, М. Оленичев, В. Петров, О. Продан, Д. Рыбаков, Р. Сагитов, О. Сенова, В. Серветник, А. Сорокин, О. Суткайтис, О. Фаттуш, А. Яблоков.



07/03/2015



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»