Наталья Калинина: Два года после митинга по космодрому // Пресс-релиз
Ровно два года назад — 16 июня 2013 года — в Благовещенске был проведен митинг по проблеме экологической безопасности крупнейшего на Дальнем Востоке строящегося в Амурской области техногенного объекта — космодрома «Восточный».
Возвращаясь к тому памятному событию, хочу вспомнить как саму акцию и ее активных участников, так и подвести некоторые итоги по прошествии двух лет.
Митинг стал кульминацией общественной кампании «За экологическую безопасность космодрома Восточный», проводимой партией «ЯБЛОКО» в регионе. Ему предшествовали небольшие акции по сбору подписей среди амурчан, которые проходили внешне неслышно и с виду обыденно. Полицейские и чиновники издали наблюдали за сборщиками подписей и не находили причин для беспокойства.
В социальных сетях были созданы открытые группы «Россия без гептила» — во Вконтакте иFacebook.
Но как вода камень точит, так и деятельность небольшой группы волонтеров привела количественные показатели к качественным изменениям. Мой телефон буквально разрывался от звонков, со всей области и не только шли письма поддержки.
Волна протеста нарастала, грозя перерасти в шторм. Было подано уведомление на проведение митинга в областном центре.
И вот тут-то власть зашевелилась. Тема космодрома – федерального масштаба, в пыльном окопе переждать не получится, недолго и до неприятностей с московским начальством. Начались телефонные переговоры, «торги», которые закончились ничем.
Если вкратце, то нашими главными требованиями были:
— приостановка строительства космодрома «Восточный» в Амурской области до проведения широких общественных слушаний в городах Свободный, Шимановск, Благовещенск, Якутск, Хабаровск и экологической экспертизы проектной документации по строительству инфраструктуры и деятельности космодрома;
— законодательный запрет использования гептила (1,1-диметилгидразин) на внутриконтинентальных космодромах «Восточный», Плесецк.
Мне предлагали отказаться от проведения митинга. В свою очередь, я выдвинула условие: принятие постановления губернатором области о создании Общественного Совета по контролю за строительством и деятельностью космодрома «Восточный». Было важно придать легитимность экспертам, которые и так уже занимаются проблемами космодрома: в т.ч. Сергей Кричевский, Лев Федоров, Юрий Крупнов…
Но космодром — это не мармеладная фабрика, и никто не решился подпустить общественников к гостайнам объекта двойного назначения. Компромисс не был найден. Работа по организации митинга продолжилась.
День 16 июня начался с неприятных сюрпризов. Самолет, следовавший из Москвы, на борту которого были двое запланированных участника митинга – Ольга Цепилова (эксперт международного экологического правозащитного центра «Беллона») и Константин Чмаров (генерал-майор, министр Амурской области по строительству космодрома Восточный) улетел в Хабаровск (Благовещенск отказал ему в посадке). За несколько часов до начала митинга самолет таки приземлился в Игнатьево.
Муниципальные власти изменили место проведения митинга, убрав его со стороны улицы Ленина за восточное крыло ОКЦ, где его не должны были видеть горожане, но при этом, правда, обеспечили громкоговорящей аппаратурой.
Митинг начался со знакомства с группой провокаторов, прибывших служебным транспортом из Углегорска. Фан-клуб «Циолковского» из числа местных муниципальных работников, подогретых спиртным был принят доблестными сотрудниками полиции общественной безопасности. До рукопашной дело не дошло.
На этом видео есть часть выступлений участников.
Хочу поблагодарить волонтеров — настоящих граждан и патриотов своей Родины: Анатолия Красовского, Валентину Черных и Лолу Щеголеву, Дениса Сафронова, Сергея Лунина и Алену Добровольскую, Илью Тарабарова, Анну из фирмы «Невада» и других. Извините, что всех не запомнила.
Митинг стал достойным ответом чиновникам, прячущим аки страус голову в песок и старающихся не замечать проблем.
Тем не менее, главным итогом митинга стало то, что Москва наконец-то увидела, что где-то там в далеком амурском таежном краю, тоже есть люди. Роскосмос начал неуклюже разворачиваться лицом к людям. В амурских городах, как мы и требовали, стали проводиться встречи с общественностью
Документы Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) стали доступны не только в приемных, но и в сети Интернет. Это было беспрецедентно для такой закрытой организации как Роскосмос!
Собранные в Приамурье подписи были переданы в Администрацию Президента Путина лично председателем партии «ЯБЛОКО» Сергеем Митрохиным и мною.
Глядя на Амурскую область, возбудилась общественность в соседней республике Саха. Общественники, благодаря тесному взаимодействию с республиканскими властями, смогли поставить перед Роскосмосом вопрос об экологических компенсациях от падения ступеней на свою территорию.
К сожалению, «наши» чиновники в отличие от якутских — чужаки на Амурской земле. Какие компенсации? Продержаться бы еще год и перевестись на Сахалин… Никаких преференций область не получила и, кроме того, была загнана бездарным руководством в глубокую долговую яму. Прогнозирую, что первый старт с «Восточного» положит начало второму раунду борьбы амурчан за собственное экологическое благополучие.
16/06/2015