Справочные данные по масштабам нефтяного загрязнения территории России
Общий объем добываемой нефти – в 2004 г. около 449 млн. тонн.* (1990-515 млн.т.; 1992- 399; 1994 -317; 1996 – 301; 1998 -303; 2000 -323; 2002 -379 млн.т.)* В 2004 г. экспортировано – около 230 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
Протяженность внутри – и межпромысловых нефтепроводов – около 350 тыс. км. Протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов – около 66 тыс. км. 40% магистральных трубопроводов имеют коррозионные повреждения. 7% — трубопроводов работают меньше 10 лет; 25% — 10-20 лет; 34% — 20-30 лет; 34% — свыше 30 лет. Число пересечений водоемов нефтепроводами – около 85 тыс. Число «бесхозных» нефтяных скважин – около 7 000. На 1 инспектора по охране природы в Западной Сибири приходится более 5 млн. га.
Ежегодно в России происходит 50-60 тыс. случаев прорывов трубопроводов, в том числе около 300 аварий с выбросом более 10 тыс. тонн нефти ( в 1997 г. было 33 тыс. случаев прорыва внутри- и межпромысловых , и 22 тыс. — магистралиьных нефтрепроводов)**.
По оценкам, при добыче и транспортировке теряется ежегодно около 10 (5-15) млн. тонн нефти.
В случае разрыва магистрального нефтепровода на рельеф попадает до несколько тысяч тонн нефти даже при штатном срабатывании автоматической системы перекрытия нефтепровода (автоматические задвижки срабатывают, когда из нефтепровода вытекает около 1 % содержащегося в нем продукта).
В среднем, около 30% разлитой нефти попадает в водоемы. Это составляет ежегодно около 4-5 млн. тонн. Этого достаточно, чтобы многократно загрязнить до уровня ПДК (ПДК – 0,05 мг/л) весь объем речного стока России.
Среднегодовые концентрации нефти и нефтепродуктов в Оби в Тюменской области – до 35 ПДК (у Нефтеюганска – 216 ПДК, у Нижневартовска – 286 ПДК, здесь и далее данные по ПДК 1994-1995 гг. ). В Иртыше – до 94 ПДК (в районе Омска – до 160 ПДК).
Только в бассейне Оби 250 рек потеряли рыбохозяйственное значение из-за загрязнения нефтепродуктами.
Нефтедобывающие компании начиная с 1995-1996 гг. занижают (скрывают) данные по числу аварий ***. Например, резкое, в 3 раза, сокращение числа аварий в Нижневартовском районе в 1995 — 2000 гг. необъяснимо другими причинами (1995 – 2327 зарегистрированных аварий ; 1996 – 1795; 1997 – 915; 1998 – 736; 1999 – 743; 2000 – 726).
По официальным оценкам, ежегодный вынос нефтепродуктов некоторыми реками составлял (данные 1991- 1992 гг.): Обь – до 600 тыс. т., Енисей – до 360 тыс. т., Волга – до 82 тыс. т., Лена – до 50 тыс. т.
Существующими нормативами допускаются «нормативные потери» нефти при железнодорожных перевозках 420 кг на 1000 т. (420 тонн на 1 млн. тонн перевозимой нефти) — 0,08% перевозимой нефти. Общее число аварий на российских ЖД в год – около 1000. Среди перевозимых грузов нефтепродукты составляют около 10% (БРЭ, с. 487); среднее число аварий с нефтепродуктами должно составлять ежегодно не менее ста.
На территории России накоплены сотни миллионов тонн нефтешламов, миллионы кубометров замазученной воды и миллиарды тонн загрязненного нефтью и нефтепродуктами грунта. Вероятно, не менее 5% территории России опасно загрязнены нефтепродуктами. Повсеместно становится все более опасным масштабное загрязнение подземных вод межпластовыми перетоками закачиваемых для поддержания пластового давления растворами.
Среди наиболее пострадавших от нефтяного загрязнения : Западная Сибирь, Северный Кавказ, Республики Коми, Башкортостан, Татарстан, а также Северный Прикаспий и Среднее Поволжье.
Ставшие известными крупные загрязнения водоемов нефтепродуктами в 2005 году: Середина марта — Енисей у Красноярска (несколько тонн, Енисейский ЦБК); 20 апреля – Амур у Хабаровска (5 тонн мазута, при перегрузке из цистерны); Май – Енисей у Красноярска (несколько тонн. Источник неизвестен); Конец мая – начало июня – Волга у города Сенгилей, Ульяновская область, (несколько тонн, источник неизвестен) Май-начало июня – река Юрос (приток Северной Двины) на окраине Архангельска (26 тонн нефтепродуктов, источник неизвестен) 17 мая – Ладожское озеро — у входа в Неву сел на мель и пробил первую обшивку танкер «Волгонефть-107» с 4 тыс. тонн мазута. Только счастливый случай помог избежать отравления питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга. 15 июня – Вазуза у Рубцова (десятки тонн, авария ЖД)
*«На сегодня у МПР нет уверенности в том, насколько точно государство знает, сколько нефти с каких месторождений добывается» (Ю.Трутнев, «Время новостей», 13.08. 2004 г. с.7).
** Число даже крупных аварий точно не известно. Например, в 1999 г. по данным МЧС их было 46, по данным Гортехнадзора – 62, а по данным Госкомприроды – 30.
*** «Нефтедобывающие предприятия официально сообщают примерно о каждой десятой аварии, скрывая другие случаи от природоохранных и других контролирующих органов.» ( «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского АО в 1996 г.», Ханты-Мансийск, 1997).
Справка составлена ЦЭПР по просьбе «Зеленой России» с использованием в т.ч. данных:
1. О.Ю. Таргулян. 2002. Темные страницы «черного золота». Экологические аспекты деятельности нефтяных компаний в России. Москва, ГРИНПИС, 80 с.
2. Топливно-энергетический комплекс. 2004. Большая Российская энциклопедия, сс. 485-490.
3. Состояние и охрана окружающей среды. 2004. Большая Российская Энциклопедия, сс.141-149.
5. ОЭСР обзор деятельности по охране окружающей среды. Российская Федерация. 1999. Париж, 212 с.
6. Материалы ОВОС проекта «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2004. Том 8. Книга 2 «Приложения к ИТМ ГО и ЧС», прил. 11.3. М., Гипротрубопровод.
7. А.К. Веселов .2003. Нефть, природы и общественность: возможно ли мирное сосуществование? В кн.: Материалы Межд. Семинара «Добыча и транспортировка нефти и газа на Северо-западе России: проблемы и возможности для устойчивого развития». Апатиты, Мурманская обл., Россия. 8-11 октября 2003 г. сс. 12-19.
8. Экология, культура , общество. 2003. Бюлл.. ИСАР ДВ, №4 «Нефть», Владивосток, 56 с.
9. "Нефтяные озера — безжизненные берега", А. Ильиничев, В. Черноножкин. 2004. Статья, журнал "Барьер безопасности"
23/06/2005