Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Зеленые в центре фронта


Работа по созданию Партии Зеленых в нашей стране – часть более общего процесса, который условно можно назвать Возрождением гражданского общества. После бурных событий конца 80-х – начала 90-х гг. наступил спад общественной активности. Гражданское общество заметно сдало позиции, потеряло былое влияние и целостность. Сегодня возникла перспектива нового подъема гражданских движений. Как шутят общественные активисты – спасибо нашему президенту, он раскачал народ. Новое наступление на гражданские и социальные права, особенно в 2004-2005 гг., заставило активистов гражданских организаций отвлечься от конкретных частных вопросов, которыми они занимались в период затишья второй половины 90-х прошлого и первых лет XXI века. Специализация на частных вопросах (для одних – заповедники, для других – защита работников на производстве, для третьих – произвол милиции и т.д.) завела гражданское общество в гетто изоляции. Когда власть перестала считаться с общественностью, выяснилось, что силы каждой отдельной группы недостаточно для того, чтобы пересилить даже мелкого чиновника. Сегодня и те экологи, которые раньше кричали «чур меня» при виде политики и программы партии Зеленых, теперь вынуждены признать правоту тех, кто последние пятнадцать лет считал необходимым создание политического крыла Зеленого движения. Никуда от политики не деться. Но также очевидно, что для успеха дела недостаточно одного согласия «зеленых» на участие в политической жизни. Необходимо, чтобы движение имело согласованное представление о программных задачах, которые оно может предъявить и населению, и политической элите. Но, как показывает опыт Российской партии Зеленых 90-х гг., и этого недостаточно. Тогда все было хорошо и с программой, а на выборах 1993 г. – и с поддержкой экологического движения. И тем не менее этот проект тогда закончился неудачей, так как партия не нашла своей ниши в социально-политической структуре России. Отсюда – и неустойчивость поддержки экологических организаций, быстро устающих от «политики», и отсутствие необходимого финансирования, и невостребованность обществом самой идеи партии Зеленых во второй половине 90-х.

Однако без политического действия экологи обречены сидеть в биоэкологическом гетто, также как правозащитники – в гетто судебных заседаний, защитники социальных прав – в гетто отдельных предприятий с «отдельно» невыплаченными зарплатами. И везде Система сильнее отдельных Дон-Кихотов общественного движения. Только вместе они – армия (хотя и партизанская), которая может потеснить Систему, заставить считаться со своими требованиями.

А ведь у многих наших общественников за плечами опыт массовых движений, когда вся номенклатурная пирамида была вынуждена реагировать на давление снизу. Если бы народ безмолвствовал, то общественникам оставалось бы только кусать локти, но население ропщет все громче. Если народ просыпается к политической активности, важно, чтобы пользу от этого получил прежде всего он сам, а не «видные политические деятели» из старой колоды. Чтобы этот ропот не вылетел в трубу по оранжевому сценарию, когда возмущенные граждане меняют шило на мыло, необходима серьезная работа по консолидации протеста, по направлению его в конструктивное русло.

Но понимание конструктивных задач гражданского движения очень разное. На гражданском конгрессе оно – либеральное. В части защиты гражданских прав и свобод с требованиями либералов трудно спорить – власть здесь явно перегибает палку, развязав шпиономанию, защищая номенклатурные права и привилегии, «закатывая в асфальт» оппозицию. Но вот беда – нынешняя монетизация лежит вполне в русле либеральной экономической программы. И становится понятно, почему лидеры либералов «страшно далеки от народа».

Другой «уклон» мы видели на Социальном форуме 16-17 апреля. На этом съезде социальных движений преобладали марксистские группы, антиглобалисты, альтернативные профсоюзы. Соответственно, иногда риторика форума была предельно близка риторике КПРФ, что вызывает неприятие уже у защитников прав личности. Иногда возникали опасения – а туда ли приведут нас лидеры социального протеста? А не кончится ли все всеобщей национализацией, бюрократизацией, новой номенклатурой? Но в Социальном форуме приняли активное участие и правозащитники, и зеленые, отношение к которым было вполне дружественным. Социальный форум показал возможность создания системы солидарности действий и консолидации протестного движения разной направленности. В формировании такой системы очень важную роль могут и должны сыграть именно Зеленые. При нынешнем возрождении гражданского общества мы, Зеленые, естественным образом оказались в центре идейного спектра. Либералов мы должны неутомимо направлять к социальным и экологическим проблемам, показывая, что законы рынка применимы только в узкой сфере распределения потребительской продукции, а в других сферах рынок может эффективно работать только под твердым демократическим контролем общества и самоуправления, в рамках жестких стандартов. Левым группам и движениям мы должны напоминать, что социальные права неотделимы от свободы личности и принципов демократии, права большинства – от прав меньшинства, рост народного потребления – от сохранности природы и экономии ресурсов. Должны помнить сами и напоминать самим, что замена власти капиталистических олигархов на власть чиновничьей иерархии не решит ни одну из многочисленных проблем нашего общества. Работа по консолидации протестного движения поможет нам и в поиске новых сторонников, и в поддержке экологических кампаний людьми, прежде равнодушными к экологической проблематике.

Мы учимся также совмещать и согласовывать взгляды в рамках самого экологического движения. Создание партии, в котором участвуют организации всех оттенков зеленого и которые смогут иметь свои фракции, — тому пример. Чем лучше мы научимся идейному синтезу «внутри», тем лучше мы сможем способствовать миссии сплочения гражданского фронта перед лицом наступления власти. Чем более конструктивна будет программа этого фронта, тем больше шансов на ее осуществление. Без консолидации общественная активность даже при ее росте останется совокупностью разрозненных криков, холостых выстрелов критики, действий, которыми правящие группировки будут легко манипулировать по «оранжевому» сценарию. А затем наступит новое разочарование, радикалы уйдут в гетто бунта, умеренные – в гетто апатии.

На нас, Зеленых, лежит ответственность за то, чтобы относительное единство общественного движения, утерянное в конце Перестройки, было восстановлено. Чтобы общество в нашей стране стало силой, с которой власть была бы вынуждена считаться, необходимо, чтобы форумы и встречи современных неформалов не выливались в простую критику власти. Нужно создавать систему постоянной связи, постоянного взаимодействия общественных групп как на местах, через координационные советы протестных движений, так и в масштабах всей страны. Для нас, активистов Партии Зеленых – это важная задача сегодняшнего дня. А для нашей страны – это шанс избежать экологических потрясений, остановить дальнейшее сползание в нищету и авторитаризм.

Александр Шубин, Сопредседатель Российской партии зеленых в 1991-99 г.г.

www.rus-green.ru, тел.952-80-19, secretary@rus-green.ru,



10/02/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»