Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Гражданское общество — за чистую энергетику


10 марта завершилась "Гражданская восьмерка-2006". Наибольшее представительство имели на конференции экологические и правозащитные организации. Немало было членов объединений студентов, бизнесменов, инвалидов. Организаторы "Гражданской восьмерки" обещают, что позиции всех ее участников найдут свое отражение в итоговых документах встречи. Главная тема саммита "Большой восьмерки" — энергетическая безопасность, и самые горячие баталии на форуме — в группе по энергобезопасности. Сражение развернулось вокруг положений документа, внесенного МСоЭС, Гринпис и Всемирным фондом дикой природы. В итоге, защитникам окружающей среды удалось отстоять свою точку зрения, и предложенный ими документ был принят. Это — серьезная победа реального гражданского общества, которое смогло противостоять "давлению" организаций, созданных атомным лобби.

О действиях по обеспечению глобальной энергетической безопасности.
Рекомендации Группы по энергетической безопасности гражданского форума «Гражданская восьмерка-2006» к встрече лидеров стран «Большой восьмерки» в г. Санкт-Петербурге в июле 2006 г.

Мы, представители НПО и гражданского общества, объединенные процессом «Гражданская восьмерка-2006», обсудив на форуме 9-10 марта 2006 г. в г. Москва, Россия, проблемы обеспечения глобальной энергетической безопасности, считаем своим долгом довести до сведения лидеров «Большой Восьмерки» и всего мирового сообщества нижеследующее.

Мировые потребности в энергоресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться по мере роста потребления топлива и энергии в развитых странах, роста экономик и населения развивающихся стран. В современном мире наличие (availability) и доступность (accessibility) топливно-энергетических ресурсов, обеспечение их бесперебойной поставки потребителям и эффективного использования потребителями становятся главными факторами мирового прогресса, снижения бедности, повышения благосостояния, культурного и духовного развития населения.

В то же время нынешнее состояние и сложившиеся в последние годы тенденции развития мировой энергетической отрасли с опорой на добычу, транспортировку и сжигание ископаемого углеводородного топлива – нефти и газа, не вполне отвечают современным вызовам и стоящим перед человечеством задачам и потому не могут не вызывать обоснованную тревогу за судьбу ныне живущих и будущих поколений. Предвидимое истощение доступных запасов углеводородного сырья, уязвимость источников и путей их доставки для атак со стороны мирового терроризма, растущая монополизация отрасли и стремительный взлет цен на энергоносители создают угрозу энергетической безопасности в глобальном масштабе. Неконтролируемый рост добычи, транспортировки и сжигания ископаемого топлива оказывает негативное, угнетающее воздействие на окружающую среду, приводит к неблагоприятному антропогенному изменению климата, росту связанных с этим катастрофических природных явлений – ураганов, засух, наводнений, сходов лавин, таянию вечной мерзлоты, т.д., создавая тем самым угрозу устойчивости мировой экономики, жизни и здоровью людей.

Рассматриваемая часто в качестве альтернативы и следующего этапа развития энергетической отрасли атомная энергетика также вызывает серьезную озабоченность НПО и гражданского общества в целом. Прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности и надежности ядерных объектов, возможности раннего оповещения и защиты населения, проживающего вблизи ядерных объектов, в случае радиационной опасности, решения вопросов транспортировки, хранения и переработки ядерных отходов, в том числе отработавшего ядерного топлива, демонтажа реакторов и другого выработавших свой срок оборудования. Нельзя упускать из виду и возможную связь ядерной энергетики с созданием и распространением ядерного оружия, особенно в третьих странах. Что в условиях обострения международных конфликтов и усиления мирового терроризма чревато катастрофическими последствиями для человечества.
На этом фоне насущной необходимостью становится смена господствующей энергетической парадигмы, переход к устойчивому развитию энергетики с целью обеспечения глобальной энергетической безопасности на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии. Приоритетными должны стать технологии получения энергии из биомассы (прежде всего, на основе утилизации производственных и бытовых отходов, биогаза), чистые угольные технологии получения энергии на основе газификации угля, ветровые, солнечные, приливные, геотермальные электростанции, бесплотинные гидростанции, водородная энергетика и т.д.

На протяжении десятилетий ответственные ученые и неправительственные организации настаивали на изменении энергетической политики в ведущих странах мира. Однако до сих пор в этом направлении сделано еще очень мало. Сегодня пришло время для решительных действий. Выдвижение вопросов энергетической безопасности в повестку дня встречи лидеров Большой Восьмерки в 2006 году в Санкт-Петербурге свидетельствует о переломе в осознании этой ключевой проблемы современного мира.

Данный приоритет является логическим развитием особого внимания к проблемам климата и Африки, которые были главными темами дискуссий Глеаниглса в 2005 г., решения, которого мы полностью поддерживаем.
Последовательное решение задач энергетической безопасности требует принятия на международном и национальном уровнях срочных и скоординированных действий с целью разработки и внедрения экономичных энергосберегающих технологий и технологий производства экологически чистой энергии на основе использования возобновляемых ресурсов, производства и продажи соответствующего оборудования по доступным ценам. Усилия стран и правительств должны быть в первую очередь направлены на преодоление существующих организационных, административных и финансовых барьеров в этой сфере, на создание соответствующих экономических стимулов для компаний и домашних хозяйств, на развитие рынка «зеленой» энергии. При этом задачи энергетической безопасности должны решаться комплексно, с учетом интересов производителей и потребителей и в увязке с решением задач охраны окружающей природной среды и смягчения климатических изменений.

Для достижения глобальной энергетической безопасности и устойчивого развития человечества ведущие индустриальные страны мира, и страны «восьмерки» в первую очередь, должны предпринять согласованные действия во имя достижения следующих стратегических целей:

Цель 1. Снижение (по сравнению с сегодняшним уровнем) ущербов и рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей при добыче, транспортировке, переработке и использовании традиционных для ХХ века энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах их жизненного цикла;

Цель 2. Переход к концу ХХI века на преимущественное использование новых и возобновляемых источников энергии, приближенных к конечному потребителю и доступных большинству жителей планеты.
НПО ждут от лидеров Большой Восьмерки и мировых энергетических компаний ясной и ответственной энергетической политики и видят свою миссию в том, чтобы помочь правительствам и бизнесу сделать правильный выбор в пользу наиболее актуальных, социально и экологически значимых действий. Прежде всего, необходимо совместными усилиями добиться реализации всех тех позитивных решений, которые были ранее приняты в рамках встреч лидеров Большой Восьмерки, особенно в области развития возобновляемых источников энергии.
НПО намерены создать систему мониторинга законодательства и практических шагов правительств и компаний в области критически важных для человечества вопросах энергетической безопасности и энергетической политики.

Итогом Саммита-2006 должны стать поручения Правительствам стран «Восьмерки», а также подготовка к рассмотрению и утверждению на Саммите-2007 в Германии проектов международных документов по следующим вопросам:

1. Расширение и углубление фундаментальных процессов энергосбережения в странах Восьмерки и во всем мире за счет распространения соответствующих экономических инструментов и технологий, выравнивание (между странами) уровней внедрения передовых энергоэффективных технологий, энергетических и экологических стандартов.

2. Обеспечение неистощительного использования энергетических ресурсов, создание гарантий энергообеспеченности будущих поколений жителей Земли. Для этого необходимо:
• наметить конкретные сроки перехода на новые технологии производства и сбережения энергии в увязке c развитием возобновляемой энергетики;
• обеспечить эффективную работу Renewable Energy Task Force Восьмерки;
• добиться увеличения доли возобновляемых ресурсов в общем производстве энергии в странах Восьмерки до 20 % к 2020 году;
• создать при участии всех заинтересованных стран международный фонд фундаментальных энергетических исследований;
• обеспечить вовлечение крупнейших развивающихся стран – Китая и Индии, в деятельность по разработке, производству и внедрения энергоэффективных технологий, переходу к возобновляемым источникам энергии и снижению на этой основе выбросов парниковых газов;
• предпринять меры по формированию общественного мнения – моды на энергоэффективный образа жизни, включая потребление соответствующих товаров и услуг;
• оказать помощь в передаче передовых экологически чистых технологий, особенно развивающимся странам.

3. В год 20-летия Чернобыльской катастрофы мы предлагаем свернуть программы по строительству новых и продлению сроков эксплуатации действующих атомных энергоблоков, раз и навсегда прекратить государственное субсидирование ядерной энергетики в странах «Восьмерки» в какой бы то ни были форме, кроме финансирования работ по обеспечению безопасности ядерных объектов, выгрузке и захоронению ОЯТ и других ядерных отходов, демонтажу и утилизации соответствующего ядерного оборудования. При различии высказанных точек зрения подавляющая часть участников круглого стола считает атомную энергетику неустойчивым путем развития энергетики, настаивает на отказе от использования ядерной энергии и предлагает ввести запрет на трансграничное перемещение ядерных отходов, включая ОЯТ.

4. Сокращение (сравнительно с сегодняшним уровнем) ущербов и рисков ущерба природной среде и условиям жизни людей при добыче, транспортировке, переработке и использовании энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах жизненного цикла. Для этого необходимо сформировать и регулярно обновлять список лучших имеющихся технологий в сфере добычи, транспортировки, переработки и использования энергетических ресурсов, хранения и захоронения отходов, не допускать двойных стандартов при добыче, трубопроводной и морской доставке углеводородов. Кроме того, представляется целесообразным принять в рамках Большой Восьмерки взаимные обязательства стран по обеспечению экологической безопасности крупных озерных экосистем (Великие американские озера, оз.Байкал, оз.Иссык-Куль и др.), а также особо ценных и уязвимых природных объектов в Арктике при добыче и транспортировке углеводородного топлива.

5. Страны Восьмерки должны определиться с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов, содействовать, в том числе своим примером и другими доступными способами, постепенному вовлечению всех стран, как развитых, так и развивающихся, в меры по смягчению антропогенных изменений климата. Представители НПО и гражданского общества призывают лидеров Большой Восьмерки поддержать предложение Европейского Союза об ограничении антропогенных выбросов парниковых газов исходя из предельно допустимого роста среднегодовой температуры к 2050 году на 2 град. С по сравнению с «доиндустриальным» уровнем середины ХIХ века, поскольку изменение температуры больше чем на 2 град. С может привести к необратимым изменениям в экосистемах, к значительным социальным и экономическим потерям из-за резко возросшего числа и силы негативных природных явлений: засух, наводнений, ураганов, «волн» жары, таяния льдов и вечной мерзлоты.

6. Создать новые нормативы и экономические стимулы для инвестиций в энергосбережение и возобновляемые источники энергии, расширить научные исследования в этой сфере. Выработать и внедрить международные нормы по повышению доли возобновляемых источников энергии (для стран с различными уровнями развития и структурой национальной экономики). В частности, ввести с 2010 года гармонизированный на уровне стран Восьмерки норматив удельного расхода топлива для выпускаемых новых автомобилей и предусмотреть порядок его последовательного снижения.

7. Обеспечить согласованный Восьмеркой уровень информационной открытости энергетического сектора, включая транспарентность финансовых ресурсов и механизмов, формирования энергетических цен, публикацию сведения о запасах и производстве различных видов топлива и энергии, а также данных о воздействии топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и на положение населения. Обеспечить адекватное участие международных и национальных неправительственных организаций, независимых экспертов, широкой общественности в разработке и обсуждении мер (стратегий, концепций, программ и т.д.) в области энергетики, в том числе в форме участия в обязательной стратегической экологической оценке в соответствии с нормами международного права. Ратифицировать Конвенцию Эспоо (Espoo Convention).

8. Стимулировать рост капиталовложений ведущих стран мира на решение проблем в мировой энергетике с тем, чтобы избежать нехватки энергоносителей (или инфраструктуры для их доставки), усилить диверсификацию структуры потребления энергии и безопасность энергетических объектов. Разработать, обсудить и вынести на утверждение Саммита-2010 проекты национальных, региональных и глобальной инвестиционных программ существенного повышения энергоэффективности обеспечения достойного образа жизни.

9. Создание глобальной системы мониторинга, включая объекты ядерной энергетики, а также добычу и транспортировку углеводородного сырья, в том числе с использованием средств космического базирования, с целью предотвращения ущерба природной среде. Разработать и не позднее 2010 года внести на обсуждение ООН проект международной системы обязательного страхования экологических рисков и компенсации ущербов (экономической ответственности за ущерб) окружающей среде и ее компонентам, здоровью людей, нанесенных деятельностью по добыче, транспортировке и переработке углеводородного и ядерного сырья, хранению, захоронению и переработке полученных отходов.

10. В рамках Целей Развития Тысячелетия предпринять шаги по энергообеспечению бедных и беднейших слоев населения для их достойного существования в рамках сдвига к возобновляемым источникам энергии. Сельские районы и бедные слоя населения должны иметь преимущества в доступе к энергии из возобновляемых источников.
Гражданские организации ждут от Большой Восьмерки широкого подхода к проблемам энергетической безопасности.

Представители НПО обращаются к России как к председателю Восьмерки с просьбой пригласить глав государств и правительств группы Пяти развивающихся стран: Бразилии, Индии, Китая, Мексики и ЮАР помочь лидерам Восьмерки в С. Петербурге, как они это делали ранее на Саммитах Восьмерки. Эти страны будут находится под серьезным воздействием любых мер глобальной энергетической политики, согласованных лидерами Восьмерки. Более того, Бразилия, Индия и Китай в развитии возобновляемых источников энергии и в энергоэффективности достигли больших успехов, чем большинство стран Восьмерки. Их успешный опыт должен помочь Восьмерке.
Предполагаем провести встречу летом 2006 года по данной проблеме с более глубоким анализом предложений Восьмерки. Мы готовы выразить свое отношение к содержанию и достаточности предполагаемых шагов и организовать регулярную деятельность НПО, чтобы достичь открытости и ясности в действиях правительств и компаний, убедиться в достаточности принимаемых мер государственного регулирования и международной координации, их соответствии долгосрочным целям развития человечества. Мы намерены проводить встречи НПО мира по проблемам энергетической безопасности в будущем.



10/03/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»