Генпрокуратура России отказывается выполнять свои функции,
В 2004 году активисты Социально-экологического Союза Западного Кавказа (Экологической Вахты по Северному Кавказу) выявили грубое нарушение требований федерального законодательства при принятии Распоряжения Правительства РФ #238-р от 27 февраля 2003г. Согласно этому распоряжению, подписанному Михаилом Касьяновым, были "определены земельные участки Сочинского национального парка, которые могут быть переданы в аренду для создания горно-климатического комплекса "Красная Поляна". Произведенный анализ показал, что в состав "земельных участков Сочинского национального парка", определенных данным распоряжением, странным образом попала также территория Кавказского биосферного заповедника. То есть на государственном уровне было фактически разрешено на территории Всемирного Природного Наследия, в состав которого входит Кавказский заповедник, строить горнолыжные комплексы и другие объекты курорта "Красная Поляна". Это недопустимо на территории заповедника и Всемирного Природного Наследия.
Подоплека столь странной "ошибки" очевидна – в состав этих "земельных участков Сочинского национального парка" попали территории Кавказского заповедника, на которые давно претендует крупнейшая российская компания "Газпром". Эти высокогорные участки — урочище Медвежьи Ворота, хребет Табунный, склоны горного массива Псеашхо – входят в ядро Кавказского заповедника и играют важнейшую роль для сохранения его биологического разнообразия. Но этим заповедным территориям "не повезло" — они попали в прицел горнолыжных планов газпромовского руководства, так как примыкают к хребту Псехако и долине реки Ачипсе (Лаура), где компания "Газпром" уже вовсю развернула строительство горнолыжного комплекса и элитного "поселка для приема официальных делегаций".
Не сложно догадаться, каким образом земли Кавказского заповедника в нарушение федеральных законов и кодексов оказались среди тех, которые могут быть переданы в аренду для создания горнолыжных комплексов, почему это нарушение было "не замечено" многими инстанциями при подготовке и согласовании этого распоряжения. Всем известно, что интересы руководства "Газпрома" тесно смыкаются с личными интересами многих высокопоставленных российских чиновников. И в данном случае, как это уже неоднократно демонстрировала российская действительность, "интересы" были столь серьезны, что оказались выше требований закона. Принятием распоряжения #238-р был фактически сделан первый пробный шаг к последующему отторжению этих земель из состава заповедника.
В этой связи, Социально-экологический Союз Западного Кавказа направил официальное письмо в Генеральную прокуратуру РФ, в котором указал на грубые нарушения требований федерального законодательства при принятии распоряжения Правительства РФ #238-р и попросил организовать прокурорскую проверку. Генпрокуратура поручила проведение этой проверки Прокуратуре Краснодарского края, та, в свою очередь – Прокуратуре города Сочи. В отличие от других ситуаций, когда сочинская прокуратура закрывала глаза на грубые нарушения природоохранного законодательства, в тот раз она подошла к проведению проверки принципиально. Результаты проверки полностью подтвердили правоту экологической общественности. В официальном письме, направленном в СоЭС Западного Кавказа 9 сентября 2004г., Прокуратура города Сочи подтвердила, что Распоряжением Правительства РФ #238-р к участкам, которые могут быть переданы в аренду для создания горно-климатического комплекса "Красная Поляна", действительно была отнесена территория Кавказского заповедника. Результаты прокурорской проверки были переданы в Генеральную прокуратуру РФ с выводом: "с учетом изложенных обстоятельств, представляется целесообразным рассмотрение вышеуказанного вопроса на предмет необходимости принятия соответствующих мер реагирования федерального уровня".
После этого со стороны Генпрокуратуры должны были последовать эти самые "меры реагирования федерального уровня". Однако проходило все больше времени, а никаких действий Генпрокуратура не предпринимала. Будто и не было ничего — ни обращения Социально-экологического Союза Западного Кавказа, ни проверки проведенной Прокуратурой города Сочи, ни грубого нарушения требований федерального законодательства при принятии распоряжения №238-р.
Через полтора года после той прокурорской проверки, в апреле 2006г. Экологическая Вахта по Северному Кавказу направила в Генеральную прокуратуру РФ официальный запрос относительно того, какие меры ею были приняты в отношении незаконности отнесения территории Кавказского заповедника к участкам, которые могут быть переданы в аренду для создания горно-климатического комплекса "Красная Поляна".
Недавно на этот запрос из Генпрокуратуры РФ пришел официальный ответ. Экологической Вахте не внове получать официальные отписки разных государственных органов, когда они не хотят видеть очевидное, и соответствующим образом реагировать. Но Генпрокуратура в своем ответе на запрос Экологической Вахты обошла многих.
Этот ответ стоит того, чтобы быть процитированным:
"Установлено, что вышеуказанным распоряжением Правительства РФ утверждено предложение Министерства природных ресурсов России, согласованное с Роскартографией и Администрацией Краснодарского края, об определении земельных участков, которые могут быть переданы в аренду для создания туристско-спортивного горно-климатического комплекса "Красная Поляна".
В силу ст.ст. 1, 3 и 21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" Генеральная прокуратура Российской Федерации не уполномочена осуществлять надзор за исполнением Правительством Российской Федерации действующих законов, а также за издаваемыми им правовыми актами.
С учетом изложенного оснований для принятия мер реагирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации нет".
Подписано данное письмо помощником Генпрокурора РФ Духаниным В.П.
Таким образом, Генпрокуратура РФ полностью самоустранилась от принятия каких-либо мер в отношении официально доказанного нарушения целого ряда федеральных законов.
Но Федеральный закон "О прокуратуре РФ" в самом первом своем пункте ясно указывает: "Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за … исполнением законов, действующих на территории РФ". Хотя принятием Распоряжения №238-р было грубо нарушено исполнение сразу нескольких федеральных законов, судя по ответу Генпрокуратуры, оказывается, надзор за исполнением этих законов не входит в ее функции.
Читаем закон "О прокуратуре РФ" дальше. Его следующий пункт гласит: "В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ…"
Ну, куда уж яснее. Причем это указано в самых первых пунктах закона, чтобы никак нельзя было забыть или не заметить. Однако, в Генпрокуратуре эти требования закона "О прокуратуре РФ" почему-то предпочли не заметить. Нарушили ли исполнение федеральных законов Правительство РФ, утвердившее Распоряжение №238-р, а также Министерство природных ресурсов России, Роскартография и Администрация Краснодарского края, по чьему предложению оно было принято? Безусловно, нарушили. Кто должен за этим надзирать и принимать соответствующие меры? Оказывается, никто. Когда затрагиваются высокие интересы, в России очень часто начинает работать правило – "закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло". Ответ Генпрокуратуры на письмо Экологической Вахты является очередным чиновничьим шедевром в русле этой старой "доброй" традиции. Оказывается, закон "О прокуратуре РФ не велит ей выполнять свои обязанности.
Понять столь неадекватное отношение Генпрокуратуры к распоряжению №238-р несложно. Сейчас в России в разгаре "олимпийская лихорадка", направленная на то, чтобы любой ценой, даже в нарушение международных норм и российского законодательства, провести Зимнюю Олимпиаду 2014 года на особо охраняемых природных территориях Западного Кавказа. В этой ситуации очень трудно отменять правительственные решения, которые, пусть в нарушение законов, но содействуют этому. Идея проведения Олимпиады в Сочи стала "священной коровой" многих высокопоставленных лиц российской властной элиты.
Но, как бы там ни было, законы должны исполняться. Неисполнение их со стороны даже высшего надзорного органа страны говорит о том, что до подлинно правового государства России еще предстоит долгий и трудный путь.
Бездействие Генпрокуратуры не только подрывает авторитет этого ключевого органа российской правоохранительной системы, но и косвенно подтверждает тот факт, что "Газпром" продолжает претендовать на заповедные земли. Очевидно, "Газпрому" очень важно сохранить распоряжение №238-р в исходном виде, как первичную зацепку для последующего отторжения этих земель от Кавказского заповедника. Если это произойдет, уникальные природные территории в самом сердце Западного Кавказа подвергнутся масштабному хозяйственному освоению и будут полностью преобразованы. В результате Россия и мировое сообщество утратят ключевые для сохранения биологического разнообразия Кавказа местообитания и миграционные пути многих охраняемых видов животных.
В этой связи, Экологическая Вахта по Северному Кавказу направила новому генеральному прокурору РФ Юрию Чайке официальное письмо с просьбой все-таки принять меры прокурорского реагирования в отношении Распоряжения Правительства РФ №238-р. Активисты Вахты надеются, что новое руководство Генпрокуратуры РФ отнесется к данному вопросу, так как этого требует закон, а не интересы компании "Газпром".
14/06/2006