Особое мнение экологической и научной общественности относительно генерального плана развития горно-морского комплекса "Красная поляна" и результатов публичных слушаний
Мы, представители экологической и научной общественности, по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана развития горно-морского комплекса "Красная Поляна", считаем необходимым выразить свое мнение по вопросам, которые, к сожалению, не отражены в итоговом протоколе этих слушаний.
Прежде всего, мы хотим подчеркнуть факт, имеющий основополагающее значение при рассмотрении всех вопросов, касающихся генерального плана горно-морского комплекса "Красная Поляна". Разработка данного генерального плана ведется в нарушение Федерального Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях". Большая часть площади проектируемого горно-морского комплекса "Красная Поляна" находится на территории Сочинского национального парка.
Согласно ст.15 данного Закона:
"На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
— деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
— деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
— строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
— деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
— движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков;
— организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий.
На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов".
Таким образом, то, что запрещено данными положениями Федерального Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях", планируется в рамках реализации деятельности, предусмотренной генеральным планом горно-морского комплекса "Красная Поляна".
Согласно Градостроительному кодексу РФ, генеральные планы могут разрабатываться в отношении поселений и городских округов. Разработка генеральных планов в отношении особо охраняемых природных территорий российским законодательством не предусмотрена.
Исходя из этого, разработка генерального плана горно-морского комплекса "Красная Поляна" юридически является неправомочной.
Фактически разработка данного генерального плана преследует цель хотя бы в какой-то мере узаконить на территории Сочинского национального парка деятельность, которая согласно российскому законодательству в его пределах вестись не должна. Реально это ведет к созданию серьезной правовой коллизии.
Тем не менее, мы считаем необходимым высказать свои мнения в отношении данного генерального плана и в отношении публичных слушаний, которые состоялись 27 апреля 2005г.
Даже если существующие правовые противоречия в отношении правомочности разработки генерального плана развития Красной Поляны будут преодолены, мы категорически не согласны с тем, что:
— существующий проект генерального плана горно-морского комплекса "Красная Поляна" возможно одобрить в целом и рекомендовать для представления на государственную экологическую экспертизу. По нашему мнению, проект генерального плана имеет принципиальные недостатки, без исправления которых предоставлять его на государственную экологическую экспертизу недопустимо;
— генеральным планом предусматривается в перспективе расчетная допустимая нагрузка 28 тыс. пользователей горнолыжного курорта в день. Считаем, что максимальная расчетная допустимая нагрузка не должна превышать 10-12 тыс. пользователей в день;
— в резолюцию включены предложения по изменению зонирования Сочинского национального парка, направленные исключительно на понижение природоохранного статуса территорий, затрагиваемых горно-морским комплексом "Красная Поляна". Считаем, что изменение зонирования Сочинского национального парка при следующем лесоустройстве должно вестись не для создания возможностей для осуществления деятельности, нарушающей Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях", а для обеспечения надежной охраны его уникальных природных комплексов.
Считаем необходимым:
— полностью изъять из генерального плана ориентированность на проведение в районе пос. Красная Поляна Зимней Олимпиады. Проведение столь массового действа и создание соответствующей инфраструктуры на особо охраняемой природной территории неизбежно приведет к недопустимо высокому негативному воздействию на уникальные природные комплексы Сочинского национального парка и Кавказского заповедника;
— включить в генплан в качестве обязательного условия освоения каких-либо участков на территории Сочинского национального парка детальное исследование всех компонентов природных комплексов с привлечением независимых квалифицированных экспертов; необходимо, чтобы такие исследования проводились на стадии, предшествующей получению земельных участков в аренду;
— исключить из зоны хозяйственного освоения в рамках развития горно-морского комплекса "Красная Поляна" территорию памятников природы и особо ценных участков национального парка, включенных в генеральный план города Сочи (1993г.), а также недавно паспортизированных памятников природы в Имеретинской низменности и территорию памятников истории и культуры;
— исключить из зоны хозяйственного освоения в рамках развития горно-морского комплекса "Красная Поляна" территорию охранной зоны Кавказского биосферного заповедника на расстоянии не менее 1 километра от его границ;
— исключить из зоны хозяйственного освоения в рамках развития горно-морского комплекса "Красная Поляна" территории карстовых массивов Дзыхра, Воронцовский, Ахштырь и Ахцу, являющихся областью питания Сочи-Мацестинского месторождения минеральных вод и, соответственно, зоной строгой санитарной охраны;
— включить в генеральный план положение о недопустимости изъятия каких-либо территорий из состава Кавказского биосферного заповедника для развития горно-морского комплекса “Красная поляна”;
— исключить из генерального плана решения, предусматривающие радикальные изменения природного ландшафта речных долин, в том числе крупномасштабное регулирование русла р.Мзымты и ее притоков;
— в качестве равноправного компонента стратегии реализации генерального плана, не менее важного, чем развитие горнолыжного спорта, включить развитие бальнеологических объектов на базе имеющихся гидроминеральных ресурсов и лечебных грязей, и обеспечить это положение конкретными инвестиционными предложениями;
— наложить мораторий на любой иное использование, кроме бальнеологического, территорий, прилегающих к месторождениям минеральных вод и лечебных грязей;
— исключить создание горнолыжных комплексов в районе поселка Аибга, сохранив здесь систему традиционного сельскохозяйственного природопользования с развитием щадящих форм рекреации;
— исключить создание горнолыжных комплексов и капитальную застройку хребта Грушевый, развивая здесь щадящие формы рекреации, направленные на использование исключительно благоприятных горно-климатических условий этой местности.
Относительно организации и порядка ведения публичных слушаний.
К серьезным недостаткам в организации проведения слушаний относится то, что широкой общественности не была предоставлена возможность предварительно ознакомиться с разделом генерального плана "Экологическая ситуация и охрана окружающей среды", без чего крайне сложно представить в какой мере генеральный план учитывает экологические факторы.
По нашему мнению, мероприятия в рамках публичных слушаний также обязательно должны были быть проведены в поселках Красная Поляна и Аибга. То, что его жители не были охвачены слушаниями, исключило возможность для этой ключевой группы общественности высказать свои мнения по генеральному плану.
Мы считаем некорректным то, что многим желавшим выступить на слушаниях, не предоставили слова. Имел возможность выступить только один представитель общественных организаций. В результате мнение участников слушаний относительно проекта генерального плана было отражено крайне неполно.
Также мы считаем некорректным то, что после зачтения проекта итогового протокола слушаний, не было проведено его обсуждение, не была предоставлена возможность задать вопросы, что представителям общественных организаций не позволили публично выразить принципиальное несогласие с отдельными ключевыми положениями проекта итогового протокола.
Мы не согласны также и с тем, что проект итогового протокола публичных слушаний разрабатывался исполнителями проекта генплана, заинтересованными в совершенно определенном результате слушаний, а не рабочей группой с участием всех сторон.
Поэтому, по нашему мнению, протокол в достаточной степени необъективен, не учитывает многие прозвучавшие на слушаниях серьезные замечания и предложения и, в целом, по многим пунктам не отражает реальных результатов публичных слушаний.
01/05/2005