Курортное легкомыслие
Принято считать, что рекреационно-туристическое использование территории наиболее безопасно для ее природы. Но "наиболее" не означает "абсолютно" или хотя бы даже "приемлемо". Рекреационное освоение неизбежно приводит к модификации природных экосистем, нарушению естественных взаимосвязей. Особо уязвимыми являются горные экосистемы. Технологический подход не в состоянии обеспечить учет всех взаимосвязей природных процессов, спрогнозировать реакцию природного комплекса на рекреационное "обустройство". Развитие поселений под нужды мощнейших туристических потоков сопровождается исчезновением десятков видов растений и животных. Наглядным примером проблемного сосуществования уголка дикой природы и стихийно развивающейся туристической агломерации может служить регион курорта Сочи. Около 80 % территории курорта входит в состав особо охраняемых природных территорий: Сочинского национального парка, Сочинского природного заказника и Кавказского заповедника. Кроме того, территория курорта отнесена к лечебно-курортным местностям и имеет специальный охранный статус, установленный федеральным законом "О лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Но все это не останавливает стихийного рекреационного освоения приморской и горно-лесной зоны, непродуманной урбанизации уникальных, но уязвимых горных экосистем. Недавнее рассмотрение проекта развития горно-туристического курорта Красная Поляна — яркое тому подтверждение. Крупномасштабное освоение этого горного региона ставит множество вопросов, требующих взвешенного подхода.
Освоение территории планируется в бассейне реки Мзымты – главной водной артерии города-курорта. Причем все спортивные и технологические сооружения будут расположены выше действующего водозабора города Сочи. Скальпирование склонов гор неизбежно приведет к изменению стока поверхностных вод, смыву в реку не только бытового мусора (поскольку проблема утилизации его не решена), но и вскрытых пластов горных пород. В этих условиях глубокая деградация основного водного источника — дело времени. Другим неизбежным следствием будет загрязнение моря.
Строительство лыжных и бобслейных трасс и объектов инфраструктуры на землях ООПТ (Сочинского национального парка) требует правового регулирования, изменения зонирования, дозирования рекреационной нагрузки. Особого внимания заслуживает животный мир — это самое уязвимое звено природных экосистем. В то же время животные представляют собой особый интерес для туристов. В настоящее время на территории Большого Сочи обитает 70 видов млекопитающих, более 220 видов птиц, 25 видов земноводных и пресмыкающихся, около 1000 видов насекомых, 67 видов морских и 20 пресноводных рыб.
Между тем освоение территории не ориентировано на сохранение объектов животного мира. Скорее наоборот. Неизбежное разрушение пространственной и социальной структуры популяций многих видов прямо отражается на их жизнеспособности. Во многих районах Кавказа по вине человека численность копытных и крупных хищников резко сократилась, а многие виды практически исчезли. В особой охране нуждаются кавказский благородный олень, серна, улар, рысь, бурый медведь. По мере освоения территории крупные и заметные виды оттесняются в худшие места обитания или сокращаются в численности
— это заметно и вызывает общественный резонанс. Виды же более редкие и не вступающие в конфликт с человеком, оставаясь как бы в тени, незаметно уходят с арены жизни. По мере освоения территории происходит перманентный процесс их исчезновения. Это могли бы заметить разве что специалисты — но освоение территории происходит стихийно, без учета мнения экологов. Кстати, в городе-курорте нет разработанной концеп концепции экологической безопасности — мы не знаем емкости наших рекреационных комплексов, не знаем, что мы
имеем и надолго ли этого хватит.
Негативные последствия освоения окрестностей курорта Красная Поляна уже проявились. В частности, строительство лыжных трасс на горе Аибга, разрушив один из крупнейших на Западном Кавказе миграционных путей медведей, привело к сокращению на треть местной группировки этих зверей. Аналогичная ситуация складывается и на хребте Псехоко, где держатся зимой крупные млекопитающие и проходят пути их миграций из Кавказского заповедника в Сочинский национальный парк.
Дальнейшее освоение долины реки Мзымта — Энгельмановых полян и озера Кардывач — создаст дополнительные проблемы не только конкретным видам, но и всем экосистемам района. В горах дрейф воды (и всех отходов) идет по склонам вниз — то есть в реку Мзымта, главную водную артерию города-курорта. Не менее остра и проблема утилизации бытовых отходов на территории, расположенной выше родника, из которого курорт пьет воду.
Планы в отношении Красной Поляны включают развитие транспортной сети — в частности, строительство автострад, соединяющих курорты Кавказских Минеральных Вод с черноморским побережьем. Проекты дорог, разрезающих Кавказский заповедник, обсуждаются с 1968 года. Пока натиск дорожников удавалось отражать. Но теперь появились новые варианты: 1) Майкоп — Лагонаки — Бабук-Аул — Дагомыс — Сочи и 2) Черкесск — Псебай — Псемен — Дамхурц — озеро Кардывач — Красная Поляна. Обе трассы так или иначе затрагивают территорию Кавказского заповедника и фрагмент участка Всемирного природного наследия. Их строительство приведет к разрушению экосистем, фрагментации ареалов копытных и крупных хищников с реальной
перспективой утраты этих видов. Между тем прокладка дорог обойдется весьма дорого, а их эксплуатация в течение значительной части года будет просто невозможна: высота снегового покрова на перева лах достигает 6 метров, и снег лежит там до пяти месяцев в году.
Проект освоения приморской полосы включает и Нижнеимеретинскую бухту — обширную и еще недавно довольно хорошо сохранившуюся долину. Это самый западный участок знаменитой Колхиды с ее уникальной растительностью третичного периода. До недавнего времени здесь еще рос даже древовидный папоротник. Сейчас большая часть Нижнеимеретинской низменности уже сильно тоансбормирована, но уцелевшие уголки сохраняют свое значение для многих видов мигрирующих птиц.
Вопрос спасения Нижнеимеретинской бухты может быть рассмотрен только в совокупности с судьбой находящегося здесь поселения староверов — теперь уже редкой этнической группы давних переселенцев. Рациональным было бы создать этническую деревню с сохранением быта аборигенов. Параллельно на сохранившихся участках организовать два-три орнитологических парка. Они не только вписались бы в инфраструктуру района, но и заняли бы достойное
место среди многочисленных рекреационных объектов.
Собственно говоря, развитие в районе Сочи индустрии туризма только потому и возможно, что эти территории обладают уникальными, не поддающимися тиражированию особенностями — природными, культурными, климатическими. В этом смысле нынешний путь их "освоения" даже с чисто коммерческой точки зрения представляет собой проедание основного капитала, рубку сука, на котором сидят сами "освоители". Остается надеяться, что они осознают это раньше, чем последствия их деятельности станут необратимыми.
15/05/2006