Экологическая и научная общественность представила особое мнение по генплану развития Красной Поляны
Представителям экологической и научной общественности, принявшим участие в слушаниях, не дали на них выступить в достаточной степени. Их принципиальные позиции не были учтены в проекте итогового протокола. Представителям общественности даже не позволили публично высказать свое несогласие с проектом протокола, посоветовав выразить его письменно.
Последовав этому совету, представителями общественных организаций и учеными было составлено "Особое мнение относительно генерального плана развития горно-морского комплекса "Красная Поляна и результатов общественных слушаний". Это мнение вступает в серьезное противоречие с официальным протоколом. По многим пунктам найти компромисс между радикально отличающимися подходами проектировщиков и общественности крайне сложно. И поэтому это особое мнение изначально было сделано в качестве приложения, которое должно быть приобщено к протоколу.
Сегодня "особое мнение" общественности официально передано в Администрацию г.Сочи, которая несет ответственность за проведение слушаний и составление итогового протокола, а также направлено Генеральному прокурору В.Устинову и министру природных ресурсов РФ Ю.Трутневу.
Текст "особого мнения" прилагается к этому пресс-релизу.
Особое мнение экологической и научной общественности относительно генерального плана развития горно-морского комплекса "Красная Поляна" и результатов публичных слушаний
(приложение к протоколу публичных слушаний по проекту генерального плана развития горно-морского комплекса "Красная Поляна")
1 мая 2005г.
г.Сочи
Мы, представители экологической и научной общественности, по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана развития горно-морского комплекса "Красная Поляна", считаем необходимым выразить свое мнение по вопросам, которые, к сожалению, не отражены в итоговом протоколе этих слушаний.
Прежде всего, мы хотим подчеркнуть факт, имеющий основополагающее значение при рассмотрении всех вопросов, касающихся генерального плана горно-морского комплекса "Красная Поляна". Разработка данного генерального плана ведется в нарушение Федерального Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях". Большая часть площади проектируемого горно-морского комплекса "Красная Поляна" находится на территории Сочинского национального парка.
Согласно ст.15 данного Закона:
"На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
— деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
— деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
— строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
— деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
— движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков;
— организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий.
Таким образом, то, что запрещено данными положениями Федерального Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях", планируется в рамках реализации деятельности, предусмотренной генеральным планом горно-морского комплекса "Красная Поляна".
Согласно Градостроительному кодексу РФ, генеральные планы могут разрабатываться в отношении поселений и городских округов. Разработка генеральных планов в отношении особо охраняемых природных территорий российским законодательством не предусмотрена.
Исходя из этого, разработка генерального плана горно-морского комплекса "Красная Поляна" юридически является неправомочной.
Фактически разработка данного генерального плана преследует цель узаконить на территории Сочинского национального парка деятельность, которая согласно российскому законодательству в его пределах вестись не должна.
Тем не менее, мы считаем необходимым высказать свои мнения в отношении данного генерального плана и в отношении публичных слушаний, которые состоялись 27 апреля 2005г.
Даже если существующие правовые противоречия в отношении правомочности разработки генерального плана развития Красной Поляны будут преодолены, мы категорически не согласны с тем, что:
— существующий проект генерального плана горно-морского комплекса "Красная Поляна" возможно одобрить в целом и рекомендовать для представления на государственную экологическую экспертизу. По нашему мнению, проект генерального плана имеет принципиальные недостатки, без исправления которых предоставлять его на государственную экологическую экспертизу недопустимо;
— генеральным планом предусматривается в перспективе расчетная допустимая нагрузка 28 тыс. пользователей горнолыжного курорта в день. Этот показатель в несколько раз превышает величину нагрузки, при которой возможно устойчивое развитие курорта, не ведущее к критическому уровню деградации природных систем;
— в резолюцию включены предложения по изменению зонирования Сочинского национального парка, направленные исключительно на понижение природоохранного статуса территорий, затрагиваемых горно-морским комплексом "Красная Поляна". Считаем, что изменение зонирования Сочинского национального парка при следующем лесоустройстве должно вестись не для создания возможностей для осуществления деятельности, нарушающей Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях", а для обеспечения надежной охраны его уникальных природных комплексов.
— в генеральном плане практически не учтен разработанный группой проектировщиков и ученых г.Сочи научно обоснованный экологический каркас территорий, на которых планируется создание комплекса "Красная Поляна".
Считаем необходимым:
— исключить из генерального плана установку на проведение в перспектииве в районе поселка Красная Поляна Зимней Олимпиады. Проведение столь массового действа и создание соответствующей инфраструктуры на особо охраняемой природной территории неизбежно приведет к недопустимо высокому негативному воздействию на уникальные природные комплексы Сочинского национального парка и Кавказского заповедника;
— включить в генплан в качестве обязательного условия освоения каких-либо участков на территории Сочинского национального парка детальное исследование всех компонентов природных комплексов и проведение процедуры ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду); необходимо, чтобы такие исследования проводились на стадии, предшествующей получению земельных участков в аренду;
— приостановить заключенные договоры аренды участков на территории Сочинского национального парка до проведения детальных исследований этих участков и осуществления процедуры ОВОС;
— исключить из зоны хозяйственного освоения в рамках развития горно-морского комплекса "Красная Поляна" территорию памятников природы и особо ценных участков национального парка, включенных в генеральный план города Сочи (1993г.), а также территорию памятников истории и культуры;
— восстановить в Сочинском национальном парке охранную зону Кавказского биосферного заповедника на расстоянии не менее одного километра от его границ и исключить ее хозяйственное освоение в рамках развития комплекса "Красная Поляна";
— исключить из зоны хозяйственного освоения в рамках развития комплекса "Красная Поляна" территории карстовых массивов Воронцовский, Ахштырь и Ахцу, Дзыхра, являющихся областью питания Сочи-Мацестинского месторождения минеральных вод и, соответственно, зоной строгой санитарной охраны;
— включить в генеральный план положение о недопустимости изъятия каких-либо территорий из состава Кавказского биосферного заповедника для развития комплекса "Красная поляна";
—
— исключить из генерального плана решения, предусматривающие радикальные изменения природного ландшафта речных долин, в том числе крупномасштабное регулирование русла реки Мзымты и ее притоков;
— в качестве равноправного компонента стратегии реализации генерального плана, не менее важного, чем развитие горнолыжного спорта, включить развитие бальнеологических объектов на базе имеющихся гидроминеральных ресурсов и лечебных грязей, и обеспечить это положение конкретными инвестиционными предложениями;
— наложить мораторий на любой иное использование, кроме бальнеологического, территорий, прилегающих к месторождениям минеральных вод и лечебных грязей;
— исключить интенсивное хозяйственное освоение района поселка Аибга и в целом -верхней части долины реки Псоу, сохранив здесь систему традиционного сельскохозяйственного природопользования с развитием щадящих форм рекреации
— исключить создание горнолыжных комплексов и капитальное строительство на хребте Грушевый, развивая здесь щадящие формы рекреации, направленные на использование исключительно благоприятных горно-климатических условий этой местности.
Относительно организации и порядка ведения публичных слушаний.
К серьезным недостаткам в организации проведения слушаний относится то, что широкой общественности не была предоставлена возможность предварительно ознакомиться с разделом генерального плана "Экологическая ситуация и охрана окружающей среды", без чего крайне сложно представить в какой мере генеральный план учитывает экологические факторы.
По нашему мнению, мероприятия в рамках публичных слушаний также обязательно должны были быть проведены в поселках Красная Поляна и Аибга. То, что его жители не были охвачены слушаниями, исключило возможность для этой ключевой группы общественности высказать свои мнения по генеральному плану.
Мы считаем некорректным то, что многим желавшим выступить на слушаниях, не предоставили слова. Имел возможность выступить только один представитель общественных организаций. В результате мнение участников слушаний относительно проекта генерального плана было отражено крайне неполно.
Также мы считаем некорректным то, что после зачтения проекта итогового протокола слушаний, не было проведено его обсуждение, не была предоставлена возможность задать вопросы, что представителям общественных организаций не позволили публично выразить принципиальное несогласие с отдельными ключевыми положениями проекта итогового протокола.
Мы не согласны также и с тем, что проект итогового протокола публичных слушаний разрабатывался исполнителями проекта генплана, заинтересованными в совершенно определенном результате слушаний, а не рабочей группой с участием всех сторон.
Поэтому, по нашему мнению, протокол в достаточной степени необъективен, не учитывает многие прозвучавшие на слушаниях серьезные замечания и предложения и, в целом, по многим пунктам не отражает реальных результатов публичных слушаний.
Рудомаха А.В.
координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу,
сопредседатель Социально-экологического Союза Западного Кавказа
Диденко Н.В.
ученый секретарь Сочинского отделения Русского географического общества
Туниев Б.С.
заместитель директора Сочинского национального парка,
доктор биологических наук,
эксперт Красной Книги Международного союза охраны природы (МСОП),
Кудактин А.Н.
главный научный сотрудник Кавказского биосферного заповедника,
доктор биологических наук, профессор, Заслуженный эколог РФ
Солодько А.С.
председатель Сочинского отделения Русского географического общества,
кандидат сельскохозяйственных наук
Капцов Д.А.
член Совета Экологической Вахты по Северному Кавказу,
заместитель руководителя экологической секции
Сочинского отделения Русского географического общества
Майборода Н.Ю.
руководитель Экологического центра г.Сочи
Тильба П.А.
ведущий научный сотрудник Кавказского заповедника,
кандидат биологических наук
Тимухин И.Н.
ведущий научный сотрудник Кавказского заповедника,
кандидат биологических наук
Учкуров Г.П.
Руководитель Сочинского отделения Краснодарской краевой организации
"Центр по защите конституционных прав и свобод граждан"
Бухштаб А.Б.
член Ученого совета Сочинского отделения Русского географического общества,
инженер-дорожник
Степанов В.В.
председатель Южного отделения Российской академии туризма (РАТ),
Академик РАТ, профессор кафедры туризма и курортного дела
Сочинского государственного университета туризма и курортного дела
Пастушенко Ю.Н.
гидрогеологическое управление "Сочиминвод",
кандидат геолого-минералогических наук
Рыбак О.Л.
член Ученого совета Сочинского отделения Русского географического общества,
кандидат географических наук
Ворошилов В.И.
проектный институт "Южпроекткоммунстрой",
кандидат геолого-минералогических наук
Резван В.Д.
член Ученого совета Сочинского отделения Русского географического общества
Исаев В.А.
председатель секции спелеологии
Сочинского отделения Русского географического общества, спелеолог
Юсупова А.Р.
действительный член Сочинского отделения Русского географического общества
05/05/2005