Изменение зонирования Сочинского Национального парка ущемляет интересы жителей Большого Сочи
Общественными организациями региона — Экологической Вахтой по Северному Кавказу, Краснодарским отделением Русского географического общества и Майкопской организацией Всероссийского Общества Охраны Природы (ВООП) осуществлен анализ проекта изменения зонирования Сочинского национального парка. В результате этого анализа, помимо природоохранной ущербности данного проекта и допущенных при его продвижении правовых нарушений, был выявлено, что он ущемляет права и интересы населения Большого Сочи.
Для создания видимости, что "природа не пострадает", взамен уникальных природных территорий, изымаемых из заповедной и особо охраняемой зон, планируется ввести с состав этих зон лесные кварталы в других местах национального парка, имеющие в настоящее время более низкий природоохранный статус. При этом предлагается ввести в зоны со строгим охранным режимом большое количество кварталов рядом с населенными пунктами. Это в сильной степени повлияет на жизнь местных жителей. Перечень населенных пунктов, затрагиваемых в результате изменения зонирования Сочинского национального парка, обширен: Аибга, Казачий Брод, Бесстужевское, Высокое, Вардане-Верино, Молдовка, Орел-Изумруд, Монастырь, Ермоловка, Ниж. Шиловка, Верх. Шиловка, Черешня, Наджиго, Калеж, Лыготх, Хаджико, Салоники, Каткова Щель, Глубокая Щель, Зубова Щель, Чемитоквадже, Большой Кичмай, Барановка, Волковка, Васильевка, Пластунка, Раздольное, Нижнениколаевское, Каштаны, Илларионовка, Хлебороб, Верхнениколаевское и др.
При этом необходимо особо акцентировать внимание на аулы адыгов-шапсугов в Лазаревском районе г.Сочи, которые являются коренным населением, и традиционное природопользование которых не должно ущемляться согласно требованиям федерального законодательства.
Согласно Положению о Сочинском национальном парке, в заповедной зоне запрещена любая хозяйственная деятельность и пребывание людей, не являющихся сотрудниками национального парка. В особо охраняемой зоне запрещено "перемещение посетителей национального парка без представителя национального парка или специально выданного администрацией парка разрешения". Таким образом, жителям будет запрещен свободный вход на лесные территории, примыкающие к местам их проживания, и, соответственно, возможность отдыхать на природе, пользоваться дарами леса, выпасать домашних животных и т.п. По мнению общественных экологических организаций, это нецелесообразно. Вряд ли подобные меры способны обеспечить сохранение природных комплексов, так как выставить инспекторов нацпарка во всех местах традиционного отдыха и природопользования рядом с населенными пунктами попросту невозможно. С другой стороны, введение такого режима породит массу конфликтов с местным населением и увеличит социальную напряженность. Это создаст почву для различных злоупотреблений под предлогом "обеспечения охраны природы". Не секрет, что часто природоохранными мотивами маскируется элементарная корысть, направленная на то, чтобы собрать побольше денег за пользование теми или иными природными ресурсами, расположенными на территории Сочинского национального парка. Все это еще больше подорвет доверие жителей к Сочинскому национальному парку: действительно ли его деятельность направлена на выполнение провозглашенных целей и задач? Авторитет этой особо охраняемой природной территории и так уже во многом подорван практикой необоснованных ограничений для простых людей на фоне реализации политики "все на продажу", выражающейся в многочисленных фактах, когда ради выгоды от эксплуатации различных природных объектов, приносится в жертву сохранение их уникальных природных комплексов.
Наверно можно было бы понять желание сохранить природу нацпарка, если бы в этом действительно была острая природоохранная необходимость. Иногда подобные меры бывают необходимы, даже в ущерб интересам местного населения. Но в рассматриваемой ситуации с изменением зонирования Сочинского нацпарка во многих случаях территория лесных кварталов возле населенных пунктов, статус которых предлагается повысить, не представляет особой ценности. Эти территории давно подвергаются хозяйственной эксплуатации и испытывают значительный антропогенный пресс, экосистемы многих из них в значительной степени деградированы. Не случайно же в Положении о Сочинском национальном парке сказано, что в заповедную зону включаются "участки природных комплексов, не затронутые хозяйственной деятельностью", а в особо охраняемую зону – "участки с разнообразным растительным и животным миром высокогорий: эталонные коренные насаждения, уникальные при природные образования, участки, являющиеся эталонами для того или иного природного территориального комплекса". Практически все расположенные возле населенных пунктов лесные участки не соответствуют этим критериям.
В тех же случаях, когда действительно рядом с населенными пунктами имеются участки с уникальными природными комплексами, требующие особой охраны, они, как правило, не занимают всей территории лесных кварталов. По мнению общественных организаций, в таких случаях нужно повышать статус именно этих участков, а не кварталов целиком, создавая необоснованные ограничения для местного населения.
Проблемы, связанные с традиционным природопользованием на территориях Сочинского национального парка, прилегающих к населенным пунктам, были заложены изначально при его создании. Тогда, в 1983 году, без анализа долгосрочных последствий такого решения, в национальный парк были автоматически включены территории Адлерского, Сочинского и Лазаревского лесхозов. В результате практически все населенные пункты Большого Сочи сейчас окружены особо охраняемой природной территорией высокого ранга, что создает значительные проблемы, и при этом часто не имеет смысла с природоохранной точки зрения. Исправить эту ситуацию можно при помощи рационального зонирования Сочинского национального парка, которое должно оптимально сочетать необходимость охраны ценных природных комплексов с интересами местного населения. Однако, как показывает практика, этого не происходит. Фактор примыкания к территории национального парка большого количества населенных пунктов фактически игнорируется, и интересы населения в расчет не берутся.
Это ясно продемонстрировал тот факт, что общественные слушания по проекту изменения зонирования Сочинского национального парка по сути не были проведены. С проектом изменения зонирования должно было быть ознакомлено местное население, интересы которого он затрагивает. В населенных пунктах, уклад жизни которых будет нарушен в результате изменения зонирования, необходимо было провести общественные обсуждения этого проекта. Но этого не произошло. Все было сделано втихую, чтобы никто ничего не узнал и не смог предпринять. Так, в свое время один раз зонирование Сочинского национального парка уже менялось – в 1997 году. Тогда всех просто поставили перед свершившимся фактом.
Общественные экологические организации региона, наряду с защитой уникальных территорий, которые планируется вывести из заповедной и особо охраняемых зон в угоду олимпийским планам, намерены также выступить в защиту прав жителей населенных пунктов Большого Сочи. Права жителей не должны быть ущемлены в результате необоснованного повышения природоохранного статуса примыкающим к этим населенным пунктам территорий Сочинского национального парка.
19/08/2006