Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Сочи – как горноклиматический курорт: экологические аспекты


Программа, отмечают экологи, предполагает, в частности, застройку значительной части территории Сочинского национального парка. Кроме того, её реализация, по мнению российской "Гринпис", угрожает природе Кавказского биосферного заповедника, территория которого внесена в список Всемирного природного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Рассказывает Марина Катыс:

Марина Катыс: Согласно российским законам, в заповедной зоне Сочинского национального парка запрещена любая хозяйственная деятельность. Тем не менее, на территории парка (в том числе — в наиболее уникальных его участках) уже началось возведение спортивных объектов – в частности, спорткомплекса "Карусель". Помимо олимпийского комплекса, на территории парка также планируется создать обширную инфраструктуру, включая ГЭС на реке Мзымта и скоростную железную дорогу.

Я позвонила в Краснодар руководителю регионального офиса Всемирного фонда дикой природы "Российский Кавказ" Петру Горбуненко.

Если мы будем говорить о ситуации вокруг Красной поляны и вокруг планируемого места проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, то почему, во-первых, был выбран такой странный объект? Ведь Россия страна северная и Олимпийские игры зимние, почему их решили российские власти проводить в самой южной точке страны?

Петр Горбуненко: Думаю, что за этим стоят в первую очередь интересы тех, кто уже вложился в развитие Красной поляны до сих пор. Ведь если вы вспомните, развитие Красной поляны началось с 2003 года, еще когда касьяновское правительство разрешило арендовать часть территорий Сочинского национального парка под создание туристско-спортивного горноклиматического комплекса Красная поляна. То есть с этого момента началось вложение туда средств, и, видимо, те люди, которые уже вложили средства, они же и пролоббировали это решение.

Марина Катыс: Но ведь Сочинский национальный парк является территорией, фактически запрещенной для любого строительства, кроме рекреационных зон.

Петр Горбуненко: Не совсем. Дело в том, что национальный парк, в отличие от заповедника, предполагает наличие не двух зон, как у заповедника зона хозяйственной деятельности, где разрешается строить кордон и еще что-то, и заповедная зона, в национальных парках зонирование более широкое и, соответственно, допускается и строительство там, где это разрешено законом, и рекреационное использование опять же в разных режимах может быть в виде экскурсий, в виде строительства каких-то легких сооружений, либо в виде строительства достаточно серьезных сооружений.

Марина Катыс: Но в данном случае часть планируемых объектов находятся в буферной зоне Кавказского биосферного заповедника.

Петр Горбуненко: Во-первых, на сегодняшний день нет никаких, собственно говоря, бумаг, о которых мы могли бы уже говорить с точки зрения нарушения там закона или нет, по одной простой причине, что федеральная программа, собственно против которой подал в суд Гринпис, это федеральная программа, она предусматривает выделение средств. Само же строительство олимпийских объектов возможно, когда будет полностью подготовлен комплексный план развития города-курорта Сочи, в который входит олимпийский раздел. Этот план на сегодняшний день официально никуда не подан, то есть он в процессе работы. Поэтому говорить о том, что уже сейчас ведется строительство незаконно, можно очень осторожно в тех случаях, когда действительно идет строительство не там, где положено. Сейчас пока строительство приурочено к Красной поляне, где в 2003 году подобное разрешение было представлено.
Что же касается буферной зоны Кавказского биосферного заповедника, то, к сожалению, во-первых, я вынужден признать, что реально буферной зоны у Кавказского биосферного заповедника просто нет, есть отсылки на постановления краевые, которые были по этому поводу, но реально в границу биосферного заповедника не вынесены. И поэтому сегодня Красная поляна, которая фактически находится рядом с заповедником, она не находится в буферной зоне заповедника.

Марина Катыс: Поскольку границы этой буферной зоны не определены. Но Кавказский биосферный заповедник является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и буферная зона подразумевается у такого объекта.

Петр Горбуненко: Да, но она должна быть выделена, соответственно, она должна быть обозначена на бумагах, на картах затем вынесена в натуру. Этой работы еще никто не провел.

Марина Катыс: А строительство в Красной поляне на территории, относящейся к буферной зоне предположительно, уже началось.

Петр Горбуненко: Эта территория на сегодняшний день принадлежит Сочинскому нацпарку, поэтому в данном случае буферной зоной ничего бы не являлось, потому что Сочинский национальный парк имеет статус особо охраняемой природной территории и не может выполнять функцию буферной зоны другого госучреждения с таким же статусом.

Марина Катыс: Но государственной экологической экспертизы проекты олимпийского комплекса пока не проходили.

Петр Горбуненко: Пока нет. Дело в том, что проект олимпийского комплекса сегодня существует в виде проектов бумаг. К сожалению, мы не видели до сих пор комплексного плана развития города Сочи, на который многие ссылаются, но официально этот документ еще не подавался ни в Министерство природных ресурсов на госэкспертизу, ни куда-либо еще. По крайней мере, мне неизвестно, где находятся сейчас эти документы.

Марина Катыс: Если говорить о реакции местных властей и руководителя Олимпийского комитета Тягачева по поводу конституции, которая запрещает строительство. Я хочу процитировать эту фразу. Он на первом выездном заседании правительственной комиссии по подготовке к проведению олимпиады в Сочи заявил: "Если придут и начнут, потрясая конституцией, кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны, нам будет проще поменять конституцию". Как бы вы могли прокомментировать это высказывание главы Олимпийского комитета России?

Петр Горбуненко: Мы считаем, что то, что недопустимо для руководителей государства, о чем, кстати, говорил Путин, говоря именно о руководителях государства, что если каждый, приходя, будет менять под себя конституцию, то от этого государства вскоре ничего не останется, то это же с тем же полностью весом относится не только к руководителям, но и к другим гражданам. И соответственно, мы сформулировали ситуацию именно так, что в данной ситуации проще и правильнее поменять президента Олимпийского комитета, чем конституцию.

Марина Катыс: Насколько я знаю, Олимпийский комитет позиционирует себя как организация, очень чувствительно относящаяся к экологическим проблемам. И в принципе проведение олимпиады на территориях, которые были изъяты у заповедника или у национального парка под строительство олимпийского объекта, в общем мероприятие достаточно сомнительное даже теоретически. Согласится ли Международный Олимпийский комитет принять приглашение, даже если Россия выиграет этот тендер, провести олимпиаду на территории бывшего Сочинского национального парка?

Петр Горбуненко: Как раз это мы всегда и озвучивали, что сейчас в общем-то Олимпийский комитет и те, кто двигает активно проект проведения олимпиады, создают сами себе непреодолимую преграду. Потому что Олимпийская хартия озвучивает позицию Международного Олимпийского комитета. Кроме того существует еще и программа ООН по окружающей среде, которая также мониторит ситуацию с проведением олимпиад с точки зрения окружающей среды, и они выполняли по этому поводу анализ влияния олимпиады предыдущей в Турине, и насколько мне известно, дали достаточно много замечаний и эти замечания были учтены. Поэтому, безусловно, жесткая позиция проводить во что бы то ни стало, на наш взгляд, тупиковая, потому что действительно шансы тогда пройти тендер в общем-то нулевые. Скорее всего предложение России не пройдет даже тендер, не говоря о том, что получить право строить объекты и так далее.

Марина Катыс: Но ведь между прохождением тендера в смысле олимпийского объекта и страны проведения олимпиады и собственно строительством есть временной зазор. То есть строительство начинается раньше, чем проходит тендер. Даже если России будет отказано в проведении Зимней олимпиады 2014 года, все равно к этому моменту часть территорий Сочинского национального парка будет вырублена, там будут построены дороги, там будут заложены какие-то объекты и это нанесет непоправимый ущерб экологии района.

Петр Горбуненко: Сейчас самое время начать нормальный диалог власти со специалистами, власти с общественными организациями для того, чтобы не входить в конфликт, не входить в конфронтацию и постараться не затронуть ценные участки Сочинского национального парка, которые действительно нельзя ни в коем случае затрагивать. Там же, где строительство возможно, почему бы и нет, по одной простой причине, что развитие курорту требуется. Я это могу подтвердить, потому что каждый раз, приезжая по работе в Сочи, где находится контора либо Сочинского нацпарка, либо в Адлер, где находится контора заповедника, каждый раз думаю о том, что кроме фасадных изменений пятизвездочных отелей, где приезжают большие звезды отдыхать, все остальное, к сожалению, находится в достаточно плачевном состоянии.

Марина Катыс: Но это города, Сочи и Адлер, а причем тут Сочинский национальный парк?

Петр Горбуненко: Я имею в виду, что прилегающие территории в точно таком же состоянии. В той же Красной поляне уже копятся массы экологических проблем, связанных именно с отсутствием единого плана развития, концепции развития Красной поляны, по принципу — каждый строит, во что горазд. По этой причине именно, я считаю, что надо начинать этот диалог, надо сейчас искать взаимоприемлемые варианты и именно сейчас можно это сделать. Потому что если дойдет как до ситуации с трубой, речь идет о проведении трубы вокруг Байкала, где потребовалось вмешательство президента лично, чтобы он на карте обозначил, где не должна проходить труба, то я не уверен, что в случае Национального парка и в случае проведения олимпиады Путин будет заниматься этим вопросом и очерчивать, где нельзя строить олимпийские объекты.

Марина Катыс: Но с другой стороны, имидж России, как страны, претендующей на проведение очередных Зимних Олимпийских игр, стоит дорогого. И если России будет отказано в праве проведения на своей территории Зимних Олимпийских игр только потому, что чиновники выбрали под олимпийские объекты территорию, не подлежащую застройке, это тоже будет серьезный скандал на международном уровне.

Петр Горбуненко: Абсолютно полностью с вами согласен. И именно поэтому мы считаем, что только благодаря нормальному диалогу возможен как раз выход из такого положения, когда чиновники сами себе роют большую могилу. Потому что, безусловно, в этом случае имиджу страны будет нанесен непоправимый ущерб.

Марина Катыс: Это было мнение представителя Всемирного фонда дикой природы Петра Горбуненко.

В "Гринпис Россия" считают: чиновники забыли о том, что Россия взяла на себя обязательства по сохранению уникальных территорий, включенных в список ЮНЕСКО. В связи с этим "Гринпис Россия" намерена обратиться не только в суд, но и в международные организации — ЮНЕСКО и Международный олимпийский комитет.



15/09/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»