Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Проблемы Красной поляны в Сочи


История поселка, и намерения о проведении Олимпиады, последние десятилетия перекликаются. Тут принимали членов международного и российского олимпийского комитетов, многих титулованных спортсменов, иностранных экспертов. Здесь об Олимпиаде говорят давно и с интересом. Но все больше, как о проекте, которому еще долго не суждено сбыться. Об этом вслух говорить не принято, но в поселке, нет ни одного общественного туалета, ни одного тротуара, нет очистных сооружений, перебои с водой и светом случаются довольно часто. А на тенистых улицах, где до сих пор бродят свиньи, трудно представить спортивную элиту мира.

При всем при этом, развитие идет потрясающими воображение селян, темпами. В районе Красной Поляны началось строительство сразу трех горнолыжных курортов: "Роза Хутор" "Карусель" и "Лаура". Осваиваются зоны, куда прежде въезжать можно было только единицам и только по спецпропускам. А туда, куда туристские группы ходили численностью не более 20 человек, а лучше -15, поскольку, считалось и не без основания, что группа в 30 человек могла, нанести непоправимый урон природе Кавказа, так вот туда теперь планируется завозить народ не просто тысячами, а десятками тысяч. Для примера, максимальная пропускная способность только одного горнолыжного комплекса "Роза Хутор" рассчитана на 10 тыс. человек в день. А ведь до сих пор никто так и не подсчитал, чем обернется для природы Кавказа, подобный грандиозный проект. Все это сложно уложить в голове и принять к сердцу простому обывателю, простому крестьянину, живущему на земле Красной Поляны.

Большинство местных жителей теперь живут в ожидании. Вкладывать ли деньги в ремонт и обустройство своих домов, не знают. Разговоры по поселку ходят разные, вдруг — попадут под снос или придется и вовсе покидать насиженные места. А еще их беспокойства связаны с тем, что проведение Олимпийских Игр чревато катастрофическими последствиями для природы их малой родины. Осваиваются горные склоны, рубится лес, отводятся в сторону горные реки.

Жители поселка жалуются: "Так рубят лес. Это не возможно. Оттуда рубят вниз несколько трасс. Это же лес. Он же как человек дышит. А его рубят. Уничтожают".

Сначала работы велись на Лауре, теперь — красавице Мзымте. Дядю Юру, который все свои 73 года честно трудился, и прожил в любви к своей земле, никто не спросил, прежде чем начать раскапывать древнее русло Мзымты. А если бы спросили, он бы непременно сказал, что никакие габионовые укрепления не в состоянии вынести бушующей горной реки, которая рано или поздно возвращается в свое русло. И тогда она сметает все на своем пути. И об этом в горах знает каждый. Но ни одного краснополянца не пригласили стать членом местного представительства Олимпийского комитета "Сочи 2014".

Душа плачет и у 130 жителей села Эсто-Садок, подписавшихся в декабре под письмом президенту России.

Жители поселка:

"Тут местным жителям не хватает света, газа, воды… Мусор. Все загажено. Основного нет".
В письме Путину есть про то, что частенько приходится сидеть без света из — за отелей, что растут быстрее, чем опята осенью. Энергии не хватает. РАО ЕЭС выделило средства на строительство ЛЭП -200 и поселковой подстанции. Но на отведенных землях, краевые власти намерены построить коттеджи. И дальше в письме про то, что и детской горнолыжной спортшколы в поселке теперь может не быть, потому что место, где местные мальчишки и девчонки учились кататься на лыжах, тоже приглянулось краевым властям. "Скоро элитные домики будут строить и на горнолыжных трассах", пишут Путину жители села, претендующего на роль Олимпийского центра мира.

Петр Федин, предприниматель:
"Все делается во вред. Мы видим, как внизу все застраивается. Канализационный коллектор негде проложить, всю землю распродали. Мы в третий раз делаем проект наших гондольных дорог. Бизнес делается на земле. Землю продают наши чиновники. Нам негде строить дороги гондольные, потому что все идет под коттеджи. И пока никто не может этого остановить. Мало этого, мы сейчас будем судиться с губернатором. Место, где мы заложили трассу — продали… Нас спрашивают, почему мы не развиваемся. А как? А у меня большие сомнения, а кому это нужно?"

Селяне, волею судьбы оказавшиеся в эпицентре развернувшегося строительства, чувствуют себя незащищенными. Давно нет хозяина. Покойный глава поселка Валентин Кулий, был отцом для всех. С тех пор как его не стало, никто не собирал народ вместе. Никто не слушал и не слышал, волнующие людей проблемы. Неподдельный интерес вызывала только Полянская земля. Это улица Гаражная. Под самым носом, практически во дворе — обустроен промышленный бетонный узел. Кто разрешил и почему, теперь, поди, разберись. Обслуживают производство турецкие рабочие.

"Как дождь, вся вода поднимается. Несет все …с Турции. Это оттуда.

С этими турками борьба, их ведь человек 800 живет. В вагончиках. Все течет прямо к нам. По дороге к нам текла. Когда я этого папу их турецкого чуть не утопила в этом… дерьме. Вонь, жижа…как можно?

Представитель сочинской СЭС приехал. "Ну что мы вам можем сделать?" Забор поставили и все…".

Производят цементный раствор тоннами и вывозят в горы "Камазами". Грязь. Шум. Неудобства круглые сутки.

"Вот это ж голый цемент. Раствор готовый. Хоть бери и хату строй".

Дорогу разбили. Того и гляди, разобьют единственную водопроводную трубу и тогда без воды придется сидеть с полгода не меньше, а значит и без тепла, опасаются хозяйки. Газ, вроде, пришел в поселок, но есть он только в элитарном комплексе "Газпрома". Когда он появится в домах селян, не говорит никто. Есть те, кто не выдержал — все бросил и уехал.

" Чувствуем, выживают нас. Не прямо, конечно, но выпихивают нас".

Развитие Поляны сравнивают с комсомольской стройкой. Правда, трудятся на ней не россияне, а все больше наемники из Турции, Сирии, Украины, Молдавии, Армении. Даже обслуживающий персонал во вновь построенные отели завозят, так что все разговоры о дополнительных рабочих местах, не более чем разговоры.

Сергей Авдеев, предприниматель:
"Формированием общественного мнения должна заниматься власть. Сплачивать то общество, которое заинтересовано в этом, в реализации идеи, в развитии. Но у краснополянцев такого ощущения нет, что они участвуют в этом развитии их поселка. Мы сами по себе. Развитие — само по себе. Вакуум информации".

В Красную поляну вошли инвесторы, ряд крупных отечественных компаний "Газпром" и "Интеррос". Они намерены вкладывать миллионы долларов в строительство горнолыжного курорта. Рядом с крупным бизнесом места для мелкого — не остается.

Сергей Авдеев , предприниматель:
"Все программы развития предусматривают вложения Потаниных. А их на всю страну 10 — 15 человек. Таких как мы десятки тысяч, но наши возможности ограничиваются властями. Я имею в виду получение участков под реализацию своих идей. Допуск к тем территориям, которые попали под развитие, краснополянцам заказан. Даже сочинцы не могут поучаствовать в развитии инфраструктуры вокруг создающихся трасс, канатных дорог. Мелкий бизнес по силам местному населению".

Красная Поляна — главная "точка роста" всего российского туристско-курортного комплекса. И то, КАК здесь будет складываться курорт международного уровня, станет показателем состоятельности таких общенациональных проектов.

Дима Капитанас, предприниматель:
"Когда-нибудь будет. Колесо не остановить. Горнолыжный курорт будет создан в Красной Поляне. Нам надо найти свою нишу, но это очень сложно".

Как сложится судьба местных жителей, когда "комсомольская стройка" завершится, и найдут ли они себя в условиях нового курорта. Это не праздный вопрос для большинства краснополянцев. И ответ на него люди хотят знать уже сегодня. Здесь отлично понимают, зачем и кому нужны такие грандиозные проекты.

Один из местных жителей делает вывод:

"Это нужно тем, кто наварится. Я не грамотный. Три класса образования…"
Дядя Юра, никуда не собирается уходить с этой земли. Здесь похоронены все его близкие. Он готов жить хоть в машине, если понадобится. Бывалому охотнику не привыкать терпеть неудобства. Но до последнего дня жизни, его душа будет болеть за родную землю, которая сегодня стонет под ковшами сотен экскаваторов.

Вот такая получилась история. Довольно грустная. Поговорить на эту тему, обсудить проблему мы приглашали главу города. Виктор Викторович был намерен прийти, но не позволили дела. Он сейчас в Москве, в командировке.

Но тема проведения Олимпиады в Сочи столь масштабна, что мы еще не раз к ней вернемся и будем обсуждать ее с чиновниками, спортсменами, экологами.

А вот мнения горожан, о том, что они думают о проведении Олимпиады в Сочи.

Но прежде я хочу пояснить нашим телезрителям, что каждый четверг с 17 до 19 часов на площади ж/д вокзала под часами, вас будет ждать съемочная группа программы "В ИТОГЕ". Здесь вы сможете высказать свое мнение и задать все интересующие вас вопросы . "Давайте посоветуемся" в четверг с 17.00 до 19.00.

"Почему такие колоссальные вложения делаются в южную местность, в которой снег бывает не всегда. Не логичнее ли провести игры где-нибудь в Новосибирске? Там где "гарантированная" зима с морозом и снегом. И где в остальное время можно проводить различные соревнования по зимним видам спорта.

Получить Олимпиаду — это вопрос престижа? Престиж, или сленговый аналог слова — понты, вещь заманчивая, но как показывает практика олимпиад, дело это по карману только очень богатым странам.

Мы не против Олимпиады. Мы любим свой город, мы патриоты, и тоже хотим, чтобы он развивался, становился удобнее для жизни, для отдыха. Поверьте, болеем за него душой. Но волнуют людей очень многие вопросы, и в частности экологии.

Под аккомпанемент заявлений об Олимпиаде город меняется. Сочинская недвижимость — объект для инвестирования для жителей всей России.

С начала 90-х крупного строительства в Сочи почти не было. 3-4 многоквартирных дома в год. В последние два года развернулось более 40 строек. И это не гостиницы. От них долго ждать возврата денег. У нас строят жилье. Для приезжих. По данным риэлтеров, львиную долю квартир в новостройках покупают москвичи и северяне. Покупают, чтобы перевезти сюда жить родителей-пенсионеров. Кстати у нас, и так почти 40 % пенсионеров в городе.

Любопытно, что "Свечки"-многоэтажки растут только в центральном районе города: нет железной дороги, все рядом, хорошо развита инфраструктура отдыха. Кстати, за сотку земли в Сочи просили еще пару лет назад до 100 тыс. долларов, сегодня говорят, что сумма выросла вдвое, а то и второе когда речь идет об участках под многоэтажное строительство.

Модное увлечение многоквартирными "свечками", никак не согласуется с устаревшим, но по — прежнему основным документом — генпланом. Небоскребы уже закрыли не просто море, но и небо над главным курортом России.

Что происходит сегодня с историческим центром Сочи, выяснял Дмитрий Нездоровин.

На примере застройки Сочи можно проследить историю не только города, но и страны. Русско-турецкая война — город-крепость. Имперская колонизация — город-усадьба богатых и знатных персон. Сталинский период – город — всесоюзная стройка дворцов здоровья. 60-е — 70-е годы прошлого века собственно город-курорт с новыми здравницами и жилыми микрорайонами. Сейчас Сочи тоже строится, но это уже не город и не курорт, а нечто абсолютно невнятное, но очень выгодное ограниченному во всех отношениях, кроме денег, кругу людей.

Вячеслав Воронков, председатель Сочинского горисполкома в 1955-1977 годах:

"Сейчас происходит ошибка. Строится город на продажу. Вот такое впечатление, что Сочи превратился в дачный придаток богатых людей… интереса коренных сочинцев нет".

И это не частное мнение пожилого и уважаемого человека. Такую точку зрения разделяют относительно молодые и довольно успешные горожане.

Игорь Яковлев, председатель правления холдинга "БК "Мацеста":

"Практически мы имеем сейчас дачный город нового типа. И строят его люди совершенно выключенные из хозяйственной деятельности".

Сочи практически никогда не строился за собственный счет. Всегда находились инвесторы только термин этот резал советский слух, но это не мешало различным ведомствам, министерствам, государственным предприятиям и профсоюзам обзаводиться санаторно-курортной недвижимостью. Но во многом благодаря им появлялись в Сочи жилые дома, детские сады, дороги и котельные.

Сейчас организации громко именующие себя инвесторами стараются водрузить недешевый объект на все готовое, на те коммуникации которые прокладывались десятилетия назад и не были рассчитаны на постоянно возрастающую нагрузку.

Григорий Назарян, заслуженный архитектор РФ, академик Международной Академии архитектуры:

"Вы знаете сейчас тенденция пошла. Есть свободный участок-строй… И всех интересует, как зацепиться в городе Сочи. Здесь можно купаться".

Жилищный вопрос всегда стоял остро. Элитное жилье не решение жилищных проблем. Тот, кто может себе позволить квартиру в таком доме, не стеснен в деньгах и квадратных метрах. Но дорогому жилью и драгоценная во всех отношениях земля, в центре и поближе к морю. Спрос определяет предложение. Даже появилось определение — архитектурный эгоизм, разумеется подкрепленный шестизначными суммами в долларах и евро. Элитным жильем для единиц в городе для миллионов разрушается вся идея национального курорта.

Вячеслав Воронков:

"Ну сегодня говорят — быстрая отдача денег, но ведь 350 тыс.га. для лечения россиян. Там, где тесно, там нет отдыха".

Едут на курорт за здоровьем и южной экзотикой. В Сочи есть кое — что поэкзотичнее квадратных метров с многонулевыми ценниками. Море и субтропическая природа. Вроде бы и в администрации города согласны с этим. Но тем не менее в стометровой зоне, которая прежде была закрыта для многоэтажного и жилищного строительства вырастают комплексы частных апартаментов.

Игорь Якимчик, зам.главы Сочи:

"Существующую застройку проводили в рамках закона. Необходимо сохранить … это мое субъективное мнение".

Заместители у главы города меняются часто. Желающие заработать на модном нынче курорте с олимпийскими претензиями есть. Едва ли не очередь стоит. Но вот основного документа, своего рода градостроительной конституции — генерального плана, пока нет. Генплан удовольствие недешевое. В разработке существовавшего в семидесятых годах главного градостроительного документа принимали участие десятки министерств и проектных организаций. Попытки выработать более менее внятные правила, где можно строить, а где нельзя предпринимаются и сейчас, но все же это не генплан.

Игорь Якимчик, заместитель главы города Сочи:

"Сегодня по центральной части мы имеем детальную планировку в ближайшее время мы будем иметь четкие правила застройки и видение центральной части города".

Во главе угла по прежнему санаторно-курортное строительство. На втором плане жилищное строительство. Казалось бы, практически ничего не изменилось. Но город-парк, исчезает.
А экскурсии, по прежнему будут водить к памятному знаку у пушкинской библиотеки, частичке полуторавековой истории города, а не к подножию железобетонной высотки, которая кроме владельцев элитных квадратных метров или риэлтеров вряд ли кому будет интересна.

Конечно, жители престижных высоток вряд ли столкнутся с проблемами общественного транспорта. А вот для местных жителей — это один из самых больных вопросов.

Городские власти признали: перевозки пассажиров, пользующихся общественным транспортом, в Сочи идут в разрез с законом. Утверждённой схемы движения маршруток нет. Прежний начальник — "транспортного цеха" — не так давно уволен. Назначенный вместо него молодой человек, с очень известной в крае, вплоть до недавнего времени, фамилией Хардиков, от комментариев предусмотрительно устраняется. Его зам. терпеливо поясняет журналистам, что администрация ранее делегировала собственные полномочия по организации перевозок — автопредприятиям. Это грубейшее нарушение закона.

Власти разработали очередную транспортную стратегию, называют ее революционной. В том, что из себя представляет транспортная сфера курорта накануне обещанной революции — разбирался Валерий Перевозчиков.

Во времена расцвета всесоюзной здравницы транспорт в Сочи работал как часы. До глубокой ночи на автобусе можно было доехать даже в самые отдаленные сельские районы. Как и многое другое в Советском Союзе — это удовольствие оплачивало государство. Но времена изменились. В одночасье страна обеднела и отрасль погрузилась в глубокий кризис. Цены на запчасти и топливо выросли. Многие годы не обновлялся автобусный парк. В итоге рынок пассажирских перевозок быстро захватили юркие и более конкурентоспособные "Газели".

Хаос на остановках стал приметой времени. Маршрутки успели войти в привычку и горожане не представляют свою жизнь без них. Однако многих они давно и сильно раздражают. Особенно остро это ощущается вечером. Люди, возвращающиеся с работы, и "Газели" как правило берут штурмом.
Люди на остановках:

"Что творится. Автобусы было бы хорошо".

Дагомыс — одно из самых проблемных направлений. Пассажиры здесь даже выработали такую схему. Утром приходится садиться в маршрутку в центре, когда она еще едет из Сочи. Оплачивать двойную цену. Доезжать до конечной остановки, и уже затем двигаться в нужном направлении. В противном случае, уехать не возможно. "Газелям" успешно противостоят таксисты. Если скинуться, их услуги обойдутся не намного дороже. На автобусы рассчитывать не приходится.

Особенно страдают пенсионеры. Руководители транспортных предприятий жалуются на то, что автобусами пользуются одни лишь льготники, тарифы убыточны. А жить нужно в рыночных условиях. Однако даже в развитых капиталистических странах общественный транспорт датируется государством.

Валерий Кукушкин, заместитель директора МУП "Сочиавтотранс":

"В любом случае муниципальный транспорт надо поддерживать".

Любопытная деталь: нигде в мире нет общественного транспорта подобного "Газелям". А у нас в городе каждое ПАТП имеет под боком фирму, которая выпускает на линию маршрутные такси. Причем, ставят их на самые доходные направления: издержек — меньше, а доход -больше. Это выгодный бизнес. Правда, не всегда честный и прозрачный. На дорогах сплошь и рядом появляются машины не имеющие лицензии. Не все из них платят налоги. Некоторые водители по вечерам самостоятельно устанавливают тарифы.

Водители легальных "Газелей" знают своих соперников в лицо, но на вопрос как такое становится возможным только разводят руками и хитро улыбаются. Что до городских властей, они наконец, признали существование нелегальных перевозок. Очевидное стало явным после летних обследований пассажиропотока. По мнению Надежды Петрищевой, зам. начальника транспортного управления администрации города, хаос на дорогах — вызван тем, что до сих пор нет необходимых документов, регулирующих пассажирские перевозки. Например, глава города утвердил девяносто маршрутов. Но в реальности, а вот теперь внимание: их около пятисот! Таким образом, беспорядок создали сами чиновники.

Надежда Петрищева показывает постановление главы города:

"Вот эти документом создана ситуация хаотичности…"

То есть в Сочи до сих пор нет утвержденной схемы маршрутной сети. Значит это кому — то очень выгодно. И не в последнюю очередь автопредприятиям. Линии, по сути, им отдали на откуп. При этом многие из них даже не имеют своего парка машин и перепродают маршруты частникам. Те в свою очередь работают так как им выгодно, а вовсе не так как нужно горожанам. Контроля нет никакого. Власти обещают, что скоро все изменится. Они уверяют, что вновь готовы почувствовать себя хозяевами дорог. В ближайших планах — оптимизация маршрутов. Это значит, что дублирующие друг друга автобусы и "Газели" объединят под одним номером, то есть, предполагается, что ходить они будут намного чаще. Маршруты между предприятиями распределят на конкурсе.

Надежда Петрищева:

"Все будет оговорено".

Предполагается, что общественный транспорт в Сочи будет работать до полуночи. Частники должны будут оформиться на работу в автопредприятия, что повысит их ответственность и даст возможности их лучше контролировать. Автобусов станет больше. Администрация собирается закупить партию "Лиазов" для МУП "Сочиавтотранс".

Попытки навести порядок в транспортной сфере встречают сопротивление тех, кто заинтерсован в сохранении статус — кво. Еще предстоит одобрение этих планов депутатами. Если инициативам дадут ход, то уже ближе к лету пассажиры поставят свою оценку грядущим переменам. Впрочем, вполне вероятно, что благие намерения, как это часто бывает у чиновников, на проверку окажутся лишь пустыми обещаниями.

Кстати, ЛИАЗы, появления которых ждут в городе уже в феврале, по данным весьма авторитетного журнала "Авторевю" — это очень сырые машины не доведенные до ума. Специалисты категорически не рекомендуют их покупать. И удивительно, что для Сочи, с его Олимпийскими амбициями, именно эти автобусы оказались оптимальными по сочетанию цены и качества.



21/01/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»