Защитники «Красной горки» одержали победу
Поразительно, но крайне неприветливая погода, выдавшаяся на 9 мая, не помешала празднованию Дня Победы на форту «Красная Горка». Народу на территории старинной морской крепости собралось множество. Здесь были и жители поселка Лебяжье, и гости из соседнего Соснового Бора, Ломоносова, Петербурга. Инициатором выступил местный военно-исторический Лоцманский клуб. Его поддержало местное население, военные историки, музейные работники, зеленые, члены ассоциации «Вело-Питер» — словом, все, кто не равнодушен к истории своего отечества.
Не секрет, что людей взволновало известие о начале демонтажа находящихся на форту исторических орудий, защищавших город на Неве в дни Великой Отечественной. Тревогу в электронных сетях и печатных СМИ поднял местный учитель истории, заместитель председателя Лебяженского Собрания, руководитель Лоцманского клуба, а также член регионального бюро «Зеленой России» Александр Иванович Сенотрусов. По его данным, орудия военными чинами были проданы, а на самом форту началась разметка земли под коттеджную застройку.
Вот почему, начиная с 24 января, клуб, объявив себя защитником «Красной Горки», начал сражение за сохранение уникального исторического памятника. Оно длилась ровно 105 дней. Люди дежурили у орудий, записывали номера прибывающей для демонтажа тяжелой техники, вели переговоры с местным командованием, писали письма в военную прокуратуру, собирали подписи президенту, издавали газеты, приглашали журналистов, подняли музейных работников, историков.
— Благодаря сообществу российских историков, — рассказывает Сенотрусов, — уже в конце января мы знали, что покупатель военных реликвий – известный московский предприниматель, президент Гильдии антикваров Вадим Задорожный. А чуть позже выяснилось, что нашлись и крупные инвесторы и на участки. К примеру, интерес к территории форта проявила коммерческая организация «Третий Парк».
— Разве это не крайняя степень цинизма? – задает вопрос подполковник в отставке Валерий Лютиков. – Я, бывший командир батальона, подполковник запаса, служил в Германии, на Камчатке, в Азербайджане, а сейчас живу в Выборге. Но каждое 9 мая приезжаю сюда, на «Красную Горку». Здесь, начиная с 1935 года, служил мой отец. И этот кусочек балтийской земли является для меня частью истории моего отечества, причем одной из самых достойных ее страниц. Поддерживаю нынешних защитников форта, восхищаюсь их мужеством.
— Это памятник, который хотели разграбить, — поддерживает разговор высокий парень из Соснового Бора Андрей Артемов. – Мое появление здесь – реакция нормального человека на уничтожение собственной истории. И я не один — рядом мои друзья.
— Я тоже возмущен, — поддерживает разговор член Ассоциации «Вело-Питер» Виктор Сараев. – Мы бросаемся в истерику по поводу шагов Эстонии. При этом сами действуем во сто крат хуже. К сожалению, подвела погода — наши собирались ехать чуть ли не все.
За 105 дней защитникам «Красной Горки» удалось найти тысячи единомышленников. На боевую вахту стали приезжать группы поддержки из соседних поселков и городов. Зачастили машины и даже автобусы с туристами. К руководству страны стали обращаться политические партии и общественные организации.
И все-таки, исход этой борьбы было б трудно предсказать, если бы не скандал вокруг «Бронзового солдата». В его контексте красногорский конфликт приобрел явный политический подтекст. Россия вопиет на весь мир против переноса мемориала на другое место, а у себя дома таковой уничтожает. Правда, куда более значимый и уникальный поскольку аналога форту нет не только в России, но и во всей Европе. И его разграбление происходит на берегу той же Балтики, всего в нескольких сотнях километрах от Таллинна.
Так или иначе, но в военном ведомство что-то дрогнуло.
— 8 мая мы провели в Большой Ижоре рабочее совещание, — сказал вашему корреспонденту прибывший на митинг начальник службы информации и общественных связей ВМФ РФ, капитан 1 ранга Игорь Дыгало. – В нем приняли участие Зам.главкома по вооружению вице-адмирал Смоляков, начальник Управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Костин, начальник 15 арсенала полковник Русаков. Были представители местных властей. Заявляю ответственно, — продолжает Дыгало, — демонтажа орудий не будет. Действительно, есть инвесторы, претендующие на территорию форта. Но командование ВМФ на это не пойдет никогда. Согласны, на «Красной Горке» нужно создавать музей. Ведь подобных мемориалов в России больше нет. Есть 35 батарея, которая нами приведена в порядок в Севастополе. Но здесь работ куда больше…
— Самое тяжелое впереди, — считает Александр Сенотрусов. — Кто будет финансировать работы по организации музея? Кто будет ремонтировать, содержать и охранять орудия? Земля принадлежит Ленинградской Военно-морской базе, орудия – управлению ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ, гражданские власти никакого отношения к форту пока не имеют. Возьмет ли областная администрация музейный объект на свой баланс?
Впрочем, об этих весьма существенных проблемах в этот праздничный день думать уже не хотелось. Поскольку все серьезные настроения перебивал истинно Победный мотив: командование ВМФ объявило свою позицию ошибочной и признало необходимость создания музея.
Лина Зернова
P.S. Позавчера, 8 мая, рядом с историческими орудиями появился палаточный городок «Единой России». Члены молодежной организации «Молодая Гвардия» охотно давали интервью, клянясь, что будут защищать «Красную Горку» до победного конца. Скорее всего, это знак того, что в позиции верхов действительно что-то изменилось.
10/05/2007