Позиция МСоЭС по экологической катастрофе в Азово-Черноморском бассейне
Совместная позиция Международного Социально-Экологического Союза (МСоЭС), региональных российских и украинских НКО, в т.ч. входящих в МСоЭС, по экологической катастрофе в Азово-Черноморском бассейне
Случившаяся в Керченском проливе в ноябре этого года техногенная катастрофа беспрецедентна по своим масштабам и долгосрочным негативным экологическим последствиям для всего Азово-Черноморского бассейна.
Первопричиной катастрофы стало то, что в Керченском проливе в 1999 году в составе российского порта был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс (район) «Таманский» – фактически новый «плавучий» нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перезагрузка нефти, нефтепродуктов, серы и минеральных удобрений с малотоннажных судов на крупнотонажные. В 2001 году по этому примеру Украина (Керченский морской порт) также начала перевалку опасных грузов на своей рейдовой стоянке в Керченском проливе. В результате, в проливе сейчас постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. В силу чрезвычайно сложных для навигации условий Керченского пролива, обусловленных такими факторами, как мелководность, высокие ветровые нагрузки, отсутствие естественных укрытий для судов, возможность образования смерчей сложившаяся ситуация представляет собой мину замедленного действия, которая рано или поздно должна была взорваться.
В Керченском проливе в принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт. Экологическая безопасность двух морей и всего побережья в районе Керченского пролива была проигнорирована в угоду экономической выгоде. Интересы частных компаний, заинтересованных в перевалке опасных грузов, для государственных чиновников России и Украины оказались важнее вопросов экологической безопасности.
При этом ни в порту «Кавказ» (Россия), ни в Керченском порту (Украина) не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти. Эти порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившейся нефти. В порту «Кавказ» отсутствуют необходимые для этого емкости, и сейчас разлившиеся нефтепродукты, которые собираются в зоне разлива, просто некуда девать. Их утилизируют на совершенно непригодном для этих целей и не отвечающем природоохранным требованиям полигоне. Еще в октябре этого года в порту «Кавказ» были выявлены нарушения в обеспечении безопасного судовождения и в адрес руководства порта прокуратурой было направлено 11 представлений.
Власти и частные компании виновны также в том, что для перевалки опасных грузов в Керченском проливе использовались суда, технически не пригодные к эксплуатации в сложных штормовых условиях. Суда, потерпевшие бедствие в Керченском заливе, имеют класс «река-море». Они не способны выдерживать серьезный морской шторм, высокую волну, ветер. Частные компании не соблюдают элементарных требований экологической безопасности. Отсутствует контроль и надзор со стороны государства.
В результате штормового ветра и сильного волнения на море 11 ноября 2007 года в Керченском проливе затонуло 4 судна – танкер «Волгонефть-139» с грузом мазута, а также сухогрузы, перевозившие серу: «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель»; получил повреждения корпуса танкер «Волгонефть-123»; были сорваны с якорей и сели на мель две несамоходные баржи «Дика» и «Диметра», также перевозившие мазут.
В результате затопления судов, по разным оценкам, в море попало около 3 тысяч тонн мазута и более 6 тысяч тонн серы, а еще – дизтопливо, бытовые отходы, балластные воды с судов. Масштабы аварии колоссальные: нефтепродуктами загрязнено уже более 50 км морского побережья. ПДК по нефтепродуктам в морской воде на многих участках превышена в 50 раз.
Выяснилось также, что никаких герметичных контейнеров, как утверждают официальные лица, для перевозки гранулированной серы на затонувших сухогрузах не было. Ее везли навалом в трюме. В настоящее время большая часть груза серы уже вымыта течением в открытое море и последствия, которые она создаст для экосистем мелководных участков Азово-Черноморского бассейна, непредсказуемы.
Все произошедшие события подтверждают, в том числе, высокую экологическую опасность проектов компаний «Тольяттиазот» и «Таманьнефтегаз». Против их реализации уже многие годы выступает местное население и региональные общественные природоохранные организации. Если бы не эта борьба, перевалка аммиака, сжиженного природного газа, мазута и прочих нефтепродуктов, уже шла бы полным ходом, а последствия событий 11 ноября могли бы быть еще более катастрофичными.
На сегодняшний день следует констатировать, что федеральные и региональные власти оказались не готовы к ликвидации катастроф подобного масштаба. В очень многих местах работы по очистке побережья от нефтепродуктов вообще не проводятся. В частности, не ведется очистка берега на таких протяженных участках береговой зоны, как участок между мысом Панагия и мыс Тузла, а также на участке от мыса Ахиллеон до мыса Пеклы. При этом власти Краснодарского края и государственная спасательная служба не готовы обеспечить элементарными условиями проживания и жизнеобеспечения сотни волонтеров, готовых участвовать в очистке побережья от нефтепродуктов. В ряде случаев власти вообще отказываются от помощи общественников-волонтеров.
Истинные масштабы этого экологического бедствия проявятся весной, когда потеплеет. Опустившиеся на дно тяжелые нефтепродукты снова мобилизуются силой течения, волнами они поднимутся наверх и вторично будут загрязнять прибрежные воды и берег, а оттуда – опять будут смыты в море. По оценкам специалистов, такие обменные
процессы могут продолжаться не менее 10 лет. Токсичные вещества включатся в пищевые цепи и будут рассеиваться по всей акватории наших южных морей. Кроме того, через Керченский пролив проходят течения, способные переносить загрязняющие вещества на дальние расстояния. Однако основная масса нефтепродуктов будет распространяться вдоль берега, по ходу прибрежного течения, на пути которого – Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и Сочи.
Критичность катастрофической ситуации усугубляется тем фактором, что пострадал чрезвычайно ценный в природном отношении регион. Керченский пролив является водоемом высшей рыбохозяйственной категории, здесь проходит путь миграций рыб между Азовским и Черным морем, в том числе многих видов, включенных в Красные книги причерноморских стран и Список редких и исчезающих видов Международного союза охраны природы (МСОП). В результате загрязнения моря нефтепродуктами рыбным ресурсам Азово-Черноморского бассейна уже нанесен колоссальный ущерб. Так, по данным экспертов, только ущерб рыболовству в результате загрязнения моря в Керченском проливе оценивается в 304 млрд. руб. По оценке специалистов, как минимум на 7-10 лет можно будет забыть о промышленном лове черноморской кильки и хамсы у берегов Крыма.
В загрязненной акватории обитает дельфин-афалина, также охраняемый согласно российской и международной Красных книг. Как раз к зиме этот вид морских млекопитающих подходит ближе к берегам, на свои традиционные кормовые поля.
К Керченскому проливу прилегает Тамано-Запорожский заказник, созданный в 1967 году. Коса Чушка, весь западный берег и южная оконечность которой залиты мазутом, входит в состав этой особо охраняемой природной территории, которая в 1996 году Распоряжением Правительства РФ внесена в перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Заказник создан, прежде всего, для охраны птиц. В результате загрязнения нефтью уже погибли десятки тысяч птиц. Не меньшее количество покрытых нефтяной пленкой и отравленных птиц обречены на мучительную смерть. Однако распоряжением ФСБ доступ в южную часть косы общественникам был запрещен. А сами спасатели проблемой спасения птиц не занимаются.
Зона бедствия находится в непосредственной близости от ключевой орнитологической территории международного значения «Тамань». На этой территории зимой концентрируются до 50 тыс. водоплавающих и околоводных птиц более чем 40 видов. В разные сезоны года на ней регистрируются птицы более 10 видов, занесенных в Красную книгу РФ.
Эта катастрофа нанесла также значительный ущерб рекреационной ценности берегов Керченского пролива, повредив несколько десятков километров пляжа.
Ежегодно Россия экспортирует более 300 миллионов тонн нефти из добываемых 400 миллионов тонн. Более половины экспорта нефти в России осуществляется морским путем. Так, через Новороссийский порт ежегодно отправляется свыше 60 миллионов тонн нефти. Но танкеры, предназначенные для перевозки нефти, морально и технически устарели. После последней катастрофы, когда авария случилась с танкером «Престиж» у берегов Испании, Европа приняла ужесточенные правила по соблюдению нормативов прохождения танкеров: старые однокорпусные суда были сняты с эксплуатации в Европе. Зато теперь они стали продаваться и эксплуатироваться в России.
Последние события показывают, что мы можем полностью потерять Черное и Азовское моря, если они и впредь будут рассматриваться в качестве транспортного коридора по перевалке нефтепродуктов и иных опасных грузов.
В связи с вышеизложенным, Международный Социально-Экологический Союз обращается к Правительствам России и Украины, Администрации Краснодарского края и Правительству Автономной республики Крым с требованием:
• не прекращать режим чрезвычайной ситуации до тех пор, пока не будут ликвидированы все источники загрязнения окружающей среды, и от нефтепродуктов не будет очищено все побережье;
• предпринять весь комплекс мер по спасению находящихся под угрозой гибели птиц, наладить эффективное сотрудничество в этой сфере с общественными организациями;
• открыть для участия в спасательной операции общественности все участки района экологического бедствия, обеспечив оптимальные условия для участия добровольцев в ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.
В качестве первоочередных мер, направленных на предотвращение катастроф, подобных ноябрьской, в будущем, Международный Социально-Экологический Союз считает необходимым:
• запретить рейдовую перевалку опасных грузов в акватории Керченского пролива;
• ужесточить требования к судам при их проходе через Керченский пролив (сделать их такими же жесткими, как при проходе через Босфор), установив единые для Украины и России правила движения по Керченскому проливу и Керчь-Еникальскому каналу;
• отказаться от строительства новых терминалов для перевалки нефти, нефтепродуктов, химических грузов.
• принять неотложные меры, направленные на разработку нормативной базы по предотвращению негативных экологических последствий добычи и транспортировки углеводородного сырья в акватории Черного, Азовского и других морей, в том числе принять в Российской Федерации и Украине все необходимые для предотвращения углеводородного загрязнения морской среды законы и подзаконные нормативные акты.
• руководствуясь принципом презумпции экологической опасности любой человеческой деятельности, необходимо принять законы Российской Федерации и Украины об обязательном экологическом страховании хозяйственной деятельности.
• учитывая, что Черноморское и Азовское побережья являются морскими курортными зонами России и Украины, следует придать рекреационной территории всего побережья этих морей правовой статус лечебно-оздоровительной местности (согласно законодательства Российской Федерации и Украины) с соответствующим режимом ее охраны и использования.
Международная общественная организация «Международный Социально-Экологический Союз»
Краснодарская краевая общественная организация «Экологическая Вахта по Северо-Западному Кавказу»
Киевский эколого-культурный центр
26 ноября 2007 года
26/11/2007