Е.П. Платонов: С 1 января 2008 года новации в управлении лесной отраслью будут претворены в жизнь.
2007 год – чрезвычайно важен для лесного хозяйства России. Это год коренных реформ, подготовки новой системы управления отраслью и реорганизации принципов лесохозяйственной деятельности. С 1 января 2008 года новации в управлении лесной отраслью будут притворены в жизнь.
Директор Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Е.П.Платонов комментирует ход реформирования лесного хозяйства в Югре.
Технология проведения реформ в Югре. Успех реформ зависит от того, насколько участвующие в их реализации специалисты и коллективы понимают и разделяют цели и задачи реформирования. Конечно, оценка процессов, происходящих в лесном хозяйстве России с введением нового Лесного Кодекса, далеко не однозначна. Но за нами, практиками и управленцами в регионах – русский лес. Поэтому мы должны сделать все, чтобы ему не был нанесен непоправимый урон в ходе реформирования.
Эта задача осознавалась с самого начала перехода к новой системе управления лесным хозяйством. Под руководством заместителя Председателя Правительства Югры В.И.Карасева, курирующего лесное хозяйство, был проведен ряд рабочих совещаний с работниками отрасли, лесопользователями, на которых разъяснялась позиция Правительства автономного округа. Совещания показали, что реформы управления лесным хозяйством в Югре проводятся не спонтанно — у Правительства Ханты-Мансийского автономного округа есть четкое представление о том, как их нужно проводить, в какие сроки, за что приняться в первую очередь, а что отложить на завтра.
Утверждена структура исполнительного органа власти, его предельная численность.
Сейчас идет согласование штатных расписаний каждого лесничества. Нам удалось сохранить лесохозяйственные кадры – и это самое основное. Создано государственное предприятие «Югралесхоз», которое будет заниматься лесохозяйственными работами на территории 20 лесничеств Югры.
Конечно, такое изменение существующих институтов управления, который происходит сегодня, не может пройти незаметно. Но мы общими усилиями стараемся минимизировать потери. Хотя 2008 год, особенно лето, покажет, насколько нам это удалось.
Становление системы пожаротушения в летний период. Надо сказать, что никаких заминок, связанных с передачей функций по тушению лесов на уровень субъекта Федерации, в 2007 году у нас не было. Более того, после передачи полномочий по охране леса от пожаров органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, показатели работы по тушению лесных пожаров не ухудшились, а по ряду позиций наблюдается улучшение.
Ханты-Мансийская авиабаза осуществляла мониторинг лесных пожаров, имея 9 авиаотделений и 4 авиагруппы, на площади лесного фонда 38576,3 тыс. га. Запланированные работы на подготовительный период 2007 года были выполнены в установленный срок и в полном объеме.
Договоры с авиакомпаниями на наем воздушных судов заключены в соответствии с результатами проведенного Ханты-Мансийской авиабазой в феврале 2007 года открытого конкурса на оказание авиационных услуг. Договоры заключены на 12 вертолетов и 8 самолетов.
Что касается финансирования работ по тушению лесных пожаров, то из Федерального бюджета РФ на тушение лесных пожаров в 2007 году были выделены средства в виде субвенций в размере 14,2 млн. рублей и в бюджете автономного округа на эти цели заложено 30 млн. рублей. Впервые у нас была ясность по финансированию противопожарных мероприятий уже в марте текущего года.
Надо сказать, что работы, связанные с тушением лесных пожаров, весьма затратны. Так, один час летного времени вертолета МИ-8 «стоит» более 60 тысяч рублей, а у нас 95% всех лесных пожаров происходит в зоне авиационной охраны лесов от пожаров.
С 1 января 2008 года произойдет преобразование лесхозов, появятся лесничества, которые будут осуществлять функции управления, надзора и контроля в лесном фонде Югры. Служба тушения лесных пожаров в лесном фонде на территории округа должна быть единой, сосредоточенной, по нашему мнению, в бюджетном учреждении «Ханты-Мансийская база авиационной и наземной охраны лесов», которой передаются все имеющиеся в лесхозах ПХС со средствами пожаротушения и штатной численностью.
Передача имущества ПХС из лесхозов в Ханты-Мансийскую авиабазу будет закончена до конца текущего года, сформируется служба наземного пожаротушения в авиабазе.
С 2008 года тушение всех лесных пожаров в лесном фонде на территории автономного округа (ЗНО и ЗАО) будет осуществлять Ханты-Мансийская авиабаза. Уменьшение ПХС не планируется, а наоборот, их число увеличится за счет реорганизации ПХС (планируется создание девяти ПХС 1 типа, девяти ПХС 2 типа и четырех ПХС 3 типа).
Для тушения лесных пожаров вокруг удаленных поселков, таких как Няксимволь, Корлики и т.д., а также для оснащения пожарным инвентарем привлекаемого населения согласно оперативным планам в лесничествах должны быть сохранены ПХСПИ и ответственное лицо, которое будет отвечать за хранение инвентаря и заниматься мобилизацией населения для тушения лесных пожаров в ЗНО. Задача по их сохранению возложена на лесхозы и вновь организуемые лесничества. Сохранение ПСХПИ поможет своевременно приступить к тушению лесного пожара вокруг населенных пунктов.
Все подразделения пожаротушения, как авиационные, так и наземные службы, должны быть и будут взаимозаменяемыми (привлекаться на тушение лесных пожаров как в ЗАО, так и в ЗНО.
Практика проведения лесных аукционов. Вновь созданный Департамент лесного хозяйства не допустил в 2007 году сбоев в обеспеченности лесопользователей лесными ресурсами. В конце 2006 года было продано более 1500 м3 древесины, что позволило предприятиям без сбоев проработать до апреля 2007 года, а уже 10 апреля 2007 года состоялся первый аукцион по продаже лесных участков в краткосрочное пользование (было продано 108 тыс. м3 древесины по цене 61 рубль за 1 м3). Выставлялось 294 тысм3., 194 тысм3. было не востребовано, что говорит об отсутствии напряжённости в тот момент по обеспеченности предприятий лесным фондом.
Второй аукцион состоялся 24 мая 2007 года. Выставлялось 272 тыс. м3, продано 225 тыс. м3 по цене 76 рублей за 1 м3.
Летние делянки ушли практически полностью.
С 30 июля 2007 года аукционы проводятся в соответствии с Лесным Кодексом с последующим заключением договоров купли-продажи. Выставлялось 349 тыс. м3, продано 295 тыс. м3, цена 77 рублей за 1 м3.
Четвёртый аукцион состоялся 6 сентября 2007 года. Выставлялось 281 тыс. м3, продано 250 тыс. м3 по цене 96 рублей за 1 м3.
На аукцион 29 октября 2007 года выставлено 924 тыс. кубометров древесины. Продано 810 тыс. по средней цене 73 рубля. Аукционы проводятся с интервалом в 1 месяц, следующий аукцион будет проведен в декабре. В 2008 году первый аукцион состоится в феврале.
Считаю, что все предприятия будут обеспечены лесосечным фондом.
В бюджет Российской Федерации на конец ноября 2007 года поступило 387,9 млн. руб.
В бюджет субъекта поступило 60,6 млн. руб.
Как видите, идёт рост стоимости 1м3, это говорит о запасе экономической прочности наших лесозаготовительных предприятий, о надуманности их «бедного» существования.
Покупать и «выгонять» на аукционе стартовую цену на 300% — 600% — этому лесозаготовители научились. А вот соблюдать правила рубок пока умеют не все.
В 2006 году начислены неустойки – 20 млн. рублей. Оплачено — 9 млн. руб.;
Злостные нарушители – ОАО «Кода Лес» (2 млн. руб.), ООО «Советсклеспром (2 млн. руб.);
На конец ноября 2007 года начислены неустойки в сумме 36 млн. руб. Оплачено – 15 млн. руб.
Злостные нарушители – ОАО «Кода Лес» (8,4 млн. руб.), ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг (3 млн. руб.).
Отдельные делянки имели захламлённость до 80 м3 брошенной древесины на 1 га.
Считаю, что и рубль должен заставить заготовителей как соблюдать технологию, так и развивать глубокую переработку через строительство котельных, заводов ДВП, ДСП, ОСБИ, биоэнергетики. Очень рад, что муниципальные образования Советского, Кондинского районов, да и сами крупные лесозаготовители придерживаются этой политики.
Принцип должен быть такой: нарушил – заплати, заплатил – приходи на аукцион и покупай.
Проблемы, требующие разрешения. Вообще итоги работы последних месяцев в условиях нового Лесного Кодекса требуют проведения детального анализа.
Мы обеспокоены будущим малых предприятий, которые вроде бы уже нашли свою нишу, но на последних аукционах оказались без леса и их будущность, а значит и качество работ в лесу, под вопросом.
Уходит в прошлое заявительный способ лесосечного фонда. Лесхоз отводит деляны там, где хочет лесозаготовитель: «а то не возьму…» В итоге за 10 лет мы получили (все — и работники лесхозов, и заготовители) расстроенную лесосырьевую базу в доступной части лесных массивов.
Отводить деляны для себя уже невозможно, каждый может перекупить, в результате договоренности перестали соблюдаться. Крупные «игроки» — ООО «Корсиколес», «Югорский лесопромышленный холдинг» — ведут битву за место под солнцем, и в результате возник хаос, появились проблемы. Не думаю, что рынок всё это расставит на свои места.
Регулированием ситуации должны заняться органы государственного управления с учётом лесоводственных требований и комплексности освоения лесосеки.
В ряде районов (Советский, Кондинский) из-за несоблюдения принципа неистощительности лесопользования идёт «переруб расчётной лесосеки» в доступной части лесных массивов, что скажется через определённое время на обеспеченности предприятий доступным сырьем. Органы лесного хозяйства совместно с лесопромышленными предприятиями должны сформировать логичную систему предоставления лесосечного фонда, прозрачную, проводимую в интересах территории.
Департамент лесного хозяйства намерен выставить на аукцион в январе 2008 года около 10 небольших участков для передачи в аренду объёмом от 20 до 50 тыс. м3 ежегодной заготовки в различных районах округа. Это позволит наработать опыт, снизить ажиотаж и приступить к сформированию класса добросовестных и профессиональных арендаторов. Поверьте, это долгий путь. В Канаде процесс длился от 7 до 10 лет.
Планово в округе идёт повторное лесоустройство. За 2006 – 2007 годы закончили лесоустройство на территории Советского района. В 2008 году выходим в Октябрьский.
Подведены итоги конкурса на подготовку лесного плана округа. Его исполнитель – РосГИПРОЛес. Подготовлено 3 лесохозяйственных регламента.
В 2007 году должно закончиться реформирование лесной отрасли.
Как вы видите, освоение лесов идёт вместе с реформированием лесного хозяйства (коренным). Но ни один плановый показатель не стал хуже, чем в предыдущие годы.
Надеюсь, что в совместной работе лесное хозяйство Ханты-Мансийского автономного округа выполнит свои функции и будет передовым в России.
03/12/2007