Григорий Явлинский: очень трудно быть европейской оппозицией в авторитарном азиатском окружении
Явлинский достаточно болезненно воспринял вопросы телеведущей о том, кто был инициатором его встречи 12 марта 2008 г. с Президентом РФ В. Путиным и вновь избранным Президентом РФ Д. Медведевым в Кремле и почему он принял участие в закрытом обеде с лидерами думских фракций. Он с иронией сообщил, что встречи с Президентом «организуются только тогда, когда он [Путин] принимает такое решение», а приглашение Путина принять участие в этом обеде для него самого стало неожиданностью и он считает бессмысленным обсуждать такие малосодержательные вещи.
В ответ М. Максимовская возразила, что «российская политика в последние годы дело такое закрытое, что когда происходит что-то, что, может быть, будет иметь какие-то большие последствия», например, возвращение Явлинского в большую политику, «это весьма любопытно и достойно того, чтобы разобраться».
Лидер «Яблока» отметил, что еще не время рассказывать подробно, о чем он беседовал четыре часа с Путиным, но "из уважения к телеведущей и телезрителям" уточнил, что помимо разговора об аресте активиста питерского «Яблока» М. Резника, на встрече обсуждались вопросы социально-экономической политики, в частности, объемы выпадающих доходов при изменении шкалы НДС
В этой связи, между М. Максимовской и Г. Явлинским состоялся такой диалог:
М. Максимовская: – Ну, Путин же как раз за плоскую шкалу НДС, мы все об этом знаем.
Г. Явлинский: – Вот именно, вот поэтому нужно обсудить, какой будет объем выпадающих доходов.
– С Вами?
– Наверное, со мной.
– Без Вас ему в плоской шкале НДС, ну, никак не разобраться.
– Не знаю, Вы у него спросите.
– Правы ли те СМИ, которые написали, что на этой встрече с Президентом шла речь, что Вам было сделано какое-то карьерное предложение, от которого Вы… Не знаю, хочется понять, отказались или не могли отказаться.
– Я вообще должности не обсуждаю. Это дело, в общем то, бессмысленное. Я не знаю ответа на Ваш вопрос.
– Т.е. сделали ли Вам какое-то предложение или нет
– Вы не знаете?
– Нет, я не знаю.
На вопрос телеведущей, могут и должны ли люди, долгие годы бывшие в оппозиции, сотрудничать с властью, лидер «Яблока» ответил, что для него «важна не должность, а что нужно делать и зачем». Он считает, что недавние высказывания Президента Путина о том, что «экономика в России находится в таком состоянии, что если ничего не менять, то страна окажется на далекой периферии, зайдет в тупик, и даже может, не дай Бог, развалиться», созвучны программе «Яблока».
По его мнению, «если такие разные политические силы, как «Яблоко» и В. Путин говорят о серьезных вещах одинаково, то это означает, что проблема очень серьезная, совсем серьезная. Правда, я не знаю, что за этими словами скрывается, что из них следует, следует ли что-нибудь. Этого никто не знает». М. Максимовская попросила лидера «Яблока» охарактеризовать сложившийся в России политический режим, где один преемник сменил другого преемника. Г. Явлинский ответил, что этот режим – жестко авторитарный, очень коррумпированный и с очень опасными проявлениями национализма. На вопрос телеведущей оправданы ли надежды общества на то, что Медведев окажется либералом, Явлинский отреагировал так: «Надежды у меня есть, но основания для надежд у меня нет».
Лидер «Яблока» также сказал, что не видит признаков двоевластия в России, а все что он видит, это – третий срок Президента Путина, но лишь оформленный по-другому.
По его мнению, для существования настоящей оппозиции в России необходимо существование, по крайней мере, независимой прессы, независимых судов и независимого финансирования политических партий.
В заключение интервью между М. Максимовской и Г. Явлинским состоялся следующий диалог:
М. Максимовская:
– А «Яблоко» это оппозиция?
Г. Явлинский: – «Яблоко» старается быть оппозицией, но её влияние очень ограничено.
– Вы же как-то существуете худо-бедно.
– Мы существуем очень тяжело. Очень трудно быть европейской оппозицией в авторитарном азиатском окружении. Имитация, что есть свобода слова. Имитация, что можно задать вопрос. Имитация, что можно получить ответ.
– Так, может быть, то, что Вас зовут сейчас в Кремль, это тоже какая-то имитация?
– Может! Конечно, может.
– А вы ходите.
– А это моя работа.
20/03/2008