Московской области нужен общественный мониторинг
30 июня состоялось заседание Комиссии по природопользованию и экологии Общественной палаты Московской области, под председательством профессора А.С. Керженцева. Совещание было подготвлено клубом «Птицы и Люди». Обсуждение было посвящено двум тесно связанным вопросам — общественному экологическому мониторингу и образованию для устойчивого развития.
Московская область — далеко не самая благополучная в плане состояния окружающей среды территория. Источником проблем является не только столичный мегаполис, хотя на его долю приходится значительная доля загрязнений — это и промышленность, и автомобили, и расползающаяся во все стороны загрязнений, промышленные и бытовые отходы. Масшатбы только бытового загрязнения показывают следующие данные, которые привел в своем выступлении чл.-корр РАН, профессор А.В. Яблоков: Московская область входит в пятерку самых неблагополучных областей по количеству личинок мух — это показатель загрязненности территории. Во многом благополучие в области видимое, заявил А.В.Яблоков, поскольку медицинская статистика занижается, да и отнюдь не все экологические проблемы попадают в официальную статистику. Например, в области есть такая «интересная» практика как «рекультивация» карьеров при помощи отходов, при этом отходы попадают в фильтрующие почвенные горизонты, и, соответственно, в воду. А карьер считается рекультивированным. Со всех сторон на оставшиеся в области участки природы надвигаются частная и промышленная застройка, а ведь именно участки дикой природы обеспечивают безопасность и благополучие жизни. Тем не менее, вот уже в скором времени многие ценные подмосковные природные территории могут оказаться уничтоженными при строительстве ЦКАД — уже известно, что на пути автодроги окажутся места гнездований редких птиц, места произрастания орхидей.
Ежегодно в области публикуется отчет о состоянии окружающей среды. Общественные организации же предложили собрать данные для «Белой книги» Подмосковья — окружающая среда области глазами ее жителей. Скорее всего, картина будет не слишком радужной, ведь незаконная застройка, незаконные свалки и прочие неприятные явления зачастую не попадают в официальную статистику.
Основные проблемы, на которые предполагается обратить внимание: лесные пожары и весенние палы, самовольные рубки, загрязнения бытовые и промышленные, незаконная застройка водоохранной зоны водохранилищ.
По словам Ю.В. Гореловой, координатора клуба «Птицы и Люди», в рамках проекта:общественность может решить следующие задачи:
— мониторинг состояния пригородных территорий, и, в том числе, обнаружение незаконных свалок, ранняя сигнализация о захвате территории под застройку сомнительной законности;
— мониторинг состояния водных объектов, включая водно-болотные угодья – местообитания птиц;
— раннее обнаружение и предупреждение пожаров и палов;
— мониторинг особо ценных (охраняемых) природных территорий, учет-мониторинг охраняемых видов растений и животных;
— работы по восстановлению экосистем, например — лесовосстановление, как уже проводившиеся по инициативе Лесной кампании МСоЭС дни Леса.
Были предложены следующие формы организации работы:
— прием информации по телефону – «зеленая горячая линия»;
— «местный», в том числе, школьный мониторинг;
— «выездной», например, с участием студенческих дружин охраны природы.
Такие районы, как Егорьевский, Орехово-Зуевский, Серпуховский, Сергиево-Посадский, а также подмосковные города Бронницы и Лобня, уже сегодня участвуют в продвижении этой инициативы. Предполагается, что остальные муниципальные образования присоединятся к сети в ходе реализации проекта.
Однако для грамотного общественного мониторинга необходимо обладать экологической грамотностью. А вот с экологической грамотностью и экологическим мировоззрением пока серьезные проблемы, которые необходимо решать. Об этом говорил профессор Д.Н.Кавтарадзе, советник по экологическому образованию Московской области, профессор МГУ им.Ломоносова. Не только дети, но и их родители зачастую имеют весьма смутное представление о природе Подмосковья и о реальном состоянии окружающей среды, о том, что надо делать чтобы сохранить и окружающую среду, и собственные жизнь и здоровье. Во многоих школах экология как предмет не преподается, а если и преподается, то только как естественно-научная, но никак не мировоззренческая дисциплина. Необходимо разрабатывать новые программы для экологического образования, вернее, образования для устойчивого развития, использовать инновационные подоходы и методы.
Интересным для внедрения может оказаться опыт других областей, например, Нижегородской, где уже 8 школ работают по инновационной модели «Школа — этноэкологический центр», использую в образовательном процессе изучение традиционной культуры района, традиционных экологических знаний, формируя целостную, культурно и экологически компетентную личность.
Комиссия приняла ряд рекомендательных решений, в том числе о создании Центра общественного экологического мониторинга и его муниципальных филиалов при Общественной палате Московской области, а также о разработке областного закона об экологическом образовании. Эти решения призваны поддержать общественные иницативы и внедрить их в практику.
01/07/2008