Юрий Трутнев поддержал предложения общественныхэкологических организаций по вопросам, связанным с прекращением строительства дороги на Лунную Поляну и снижением негативных последствий ее строительства
30 июля 2008г. в Москве в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ состоялось совещание по вопросу строительства автодороги к научному центру «Биосфера» (Лунная Поляна). Как уже сообщалось, строительство этой дороги, которая незаконно строилась на территории объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ», было прекращено в конце июня 2008 г.
Вел совещание министр Юрий Трутнев. Помимо сотрудников Министерства и Росприроднадзора в совещании приняли участие представители Минтранса (Саид Хайбуллин), Росавтодора (Сергей Полещук), Дорожного агентства Республики Адыгея (Азмет Таус), ОАО «Роснефть» (Дмитрий Яфаров) и Кавказского заповедника (Николай Ескин). Экологическая общественность была представлена Экологической Вахтой по Северному Кавказу (Ирина Зайцева) и Гринпис России (Михаил Крейндлин).
На совещании были рассмотрены различные вопросы, связанные с прекращением строительства дороги. Сначала о положении дел по этому вопросу доложила заместитель начальника Управления морского контроля, разрешительной деятельности и особо охраняемых природных территорий Росприроднадзора Юлия Волкова. Затем выступали представители дорожных ведомств, которые утверждали, что они ни в чем закон не нарушили, и что у них имеются заключения всех необходимых экспертиз. В этой связи, министр поручил провести служебную проверку действительно ли проект дороги на Лунную Поляну прошел все необходимые экспертизы.
Наибольшее время в ходе совещания занял доклад Экологической Вахты по Северному Кавказу, основанный на официальном обращении Экологической Вахты к Юрию Трутневу, подготовленном специально к данному совещанию. Экологическая Вахта выразила благодарность Министерству природных ресурсов и экологии РФ за принятие действенных мер по прекращению строительства автомобильной дороги Черниговское – Лунная Поляна в пределах объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ». Вместе с тем, по мнению Экологической Вахты, остается большое количество проблем, связанных с реализацией проекта дороги на Лунную Поляну, которые продолжают угрожать сохранности Наследия на территории Республики Адыгея.
Экологическая Вахта проинформировала министра о том, что после издания 26 июня 2008г. последнего предписания о прекращении строительства дороги, ООО «Автобан-Юг» не прекратило работы на территории объекта Всемирного Наследия в полном объеме. В частности, на участке дороги, расположенном до отметки км 40+700 осуществлялась подсыпка и грейдирование дорожного полотна, велись карьерные работы для обеспечения материалом для подсыпки дороги, осуществлялся массовый завоз бутового камня для бетонных работ на площадку, расположенную в начале участка нового строительства. В этой связи, по мнению Экологической Вахты, необходимо дополнительно довести до сведения всех имеющих отношение к строительству организаций, что работы запрещены на всем протяжении 5-го пускового комплекса дороги, начиная от отметки км 30+890, расположенной на границе Республики Адыгея.
Другим проблемным вопросом, который подняла Экологическая Вахта, является то, что в результате строительства дороги территория Кавказского заповедника на поляне Водопадная стала доступной для автомобильного транспорта. В этой связи, в последние два месяца экосистемы этого участка заповедника, и прилегающей к нему территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» испытывают колоссальный прессинг со стороны автотуризма. Кроме того, транспортная доступность поляны Водопадной породила планы интенсивного рекреационного развития данной территории.
Также Экологическая Вахта выступила против того, что существует необходимость проведения мероприятий по обеспечению «сохранности дороги» в отношении трех ее последних километровЮ расположенных между тупиком старой лесовозной дороги (км 40+700) и поляной Водопадная. Эти мероприятия подразумевают фактически продолжение строительства инженерных сооружений дороги (водопропускные сооружения) и приведение ее в состояние, в котором можно будет в любой момент дальнейшее строительство возобновить. Для этой же задачи планируется складирование строительных материалов, необходимых для продолжения строительства, на отметке км 40+700. По мнению Экологической Вахты, раз строительство данной дороги было незаконным, ее незачем сохранять. При этом крайне важно, чтобы нарушенная территория была рекультивирована, и чтобы были осуществлены эффективные противооползневые мероприятия, препятствующие дальнейшей эрозии поврежденных склонов. Необходимо также минимизировать колоссальный ущерб нанесенный экосистемам Всемирного Наследия при массовых рубках леса, которые велись параллельно строительству дороги.
В этой связи Экологическая Вахта предложила:
— не допускать работ по строительству инженерных сооружений дороги;
— вывезти все строительные материалы с придорожной полосы на территории объекта Всемирного Наследия «Западный Кавказ»;
— в течение августа 2008г. закончить расчистку природорожной полосы дороги от срубленной древесины и произвести ее рекультивацию в пределах участка от отметки км43+000 до границ Водопадной поляны;
— начать работы по мониторингу состояния нарушенных при строительства ландшафтов и провести изыскания для проекта рекультивации крутых склонов;
— в течение августа 2008г. провести на территории объекта Всемирного Наследия «Западный Кавказ» (в пределах 48-го квартала Цицинского участкового лесничества) на участках, затронутых рубками леса, очистку от захламленности и рекультивацию нарушенных ландшафтов;
— организовать на тупике старой лесовозной дороги (отметка км 40+700) на период августа 2008г. временный контрольный пункт со шлагбаумом для предотвращения доступа автотуристов на Водопадную поляну;
— с 1 сентября 2008г. заблокировать бетонными конструкциями на отметке км 40+700 проезд на Водопадную поляну, а также на Черный хребет и водораздельный хребет между ручьями Правая Чуба и Пшехасу.
Кроме того, Экологическая Вахта по Северному Кавказу поставила вопрос о необходимости отмены разрешительных документов, на которых основывалось строительство дороги на Лунную Поляну. Это несколько распоряжений Администрации Майкопского района, свидетельства о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками под строительство дороги, разрешение на строительство автомобильной дороги к Лунной Поляне и иные документы, позволяющие вести строительство данной автомобильной дороги. Если эти документы не будут отменены и сохранятся правовые основания, созданные для «узаконивания» проекта дороги, не исключено что через некоторое время ее строительство может быть возобновлено.
Еще один вопрос, на необходимость решения которого указала Экологическая Вахта, это необходимость восстановления статуса охранной зоны Кавказского заповедника на территории Республики Адыгея (РА), которая была неправомочно отменена Постановлением Кабинета министров РА №174 от 8.06.1998г. В результате этого, в настоящее время значительная часть территории объекта Всемирного Наследия «Западный Кавказ» (6 тысяч гектаров) лишена юридической защиты. В том числе и в районе строительства дороги на Лунную Поляну. Этот фактор среди прочих позволил вести строительство дороги на территории, включенной в состав объекта Наследия в пределах кварталов №№38, 39, 42 Цицинского участкового лесничества.
В этой связи, Экологическая Вахта предложила Министерству природных ресурсов и экологии РФ направить Президенту и Кабинету министров Республики Адыгея официальное предложение отменить Постановление Кабинета министров РА №174 от 8.06.1998г. в части, отменяющей Постановление Кабинета министров РА «Об организации охранной (буферной) зоны Кавказского государственного биосферного заповедника на территории Республики Адыгея» №322 от 26.08.1996г.
Большинство предложений Экологической Вахты были поддержаны Юрием Трутневым.
Представитель Гринпис России предложил придать памятникам природы, входящим в состав объекта Наследия «Западный Кавказ», статус памятников природы федерального значения. Это предложение также было поддержано министром.
Кроме того, Юрий Трутнев указал на то, что органам Росприроднадзора необходимо контролировать ход рекультивации участков объекта Наследия, где осуществлялось строительство дороги, и обеспечить на нем укрепление горных склонов и, при необходимости, лесовосстановление.
Особое внимание министра привлек вопрос о целесообразности проведения санитарных рубок на территории Всемирного Наследия и обоснованности выдачи разрешений на проведение таких рубок.
В целом, совещание продемонстрировало, что в отношении проблемы строительства дороги на Лунную Поляну имеет место достаточно редкое совпадение подходов общественных экологических организаций и Министерства природных ресурсов и экологии. Что дает основания полагать, что проект дороги на Лунную Поляну, несущий уничтожение нетронутой дикой природе Всемирного Наследия, действительно остановлен навсегда. Во всяком случае, Юрий Трутнев на совещании подчеркнул, что остановка строительства данной дороги не временная мера, а окончательное решение.
01/08/2008