Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Как жить в этом мире: новые старые знания


Новую идею разрабатывает в этот летний экспедиционный сезон Суворовская школа Дивеевского района: составление перечня бытовавших и сохранившихся здесь до сих пор технологий. Технологии традиционного природопользования, бытового хозяйствования, технологии воспитания, коммуникации и социального управления…

Весь этот комплекс практических умений пригодится современному сельскому жителю. История селений исчисляется столетиями, за это-то время были созданы наиболее оптимальные способы жизни в мире и формы общения с ним.

«Каждое село или деревня, с точки зрения этно-эколога, — рассказывает завуч Суворовской школы Татьяна Чернецова, — это локальная, т.е. самобытная культура, и эта культура сложилась такой благодаря уникальному природному ландшафту, т.е. разнообразию экосистем, животного и растительного мира, рельефа и других природных объектов данной местности. Мы не просто собираем фольклор, — нам интересна живая связь между природными особенностями и восприятием, традициями людей конкретного села, района».

В Нижегородской области несколько природных зон, уже это создаёт многообразие технологий обитающих в ней народов. А дальше – село может стоять у речки, рядом с клюквенными болотами или посреди леса, и отсюда все вытекающие особенности этих технологий, среди которых наиболее важны для нас традиции неразрушающего природопользования.

В культуре селений Дивеевского района наиболее заметны традиционные аграрные технологии. Однако исстари здесь добывали и ковали руду, череватовские гончары из особенной белой глины создавали посуду в красивой изумрудной поливе. Мордовские леса заходят в это край, поэтому до сих пор плетут короба и лапти, сохраняется большой блок знаний «людей леса» — охотников, грибников, лесорубов и плотников. Многие из этих знаний технологичны и рациональны, поскольку живущий здесь человек волей-неволей был озабочен равновесием природного и человеческого мира.

Дмитрий Доронин, научный руководитель школы так комментирует работу: «Это один из школьных проектов, который ребята, педагоги и учёные осуществляют уже за стенами школы – в социальном пространстве дивеевских сёл и деревень. Каков алгоритм работы? Технологии мы, как исследователи, выводим из существующего местного фольклора. Как они в нём содержатся? Это различные обряды, обычаи, хозяйственные умения и навыки, предписания и ограничения, представления о мире, знания ремесленников, даже верования. Спрашиваем, записываем на технику, создаём цифровые архивы, затем анализируем – разделяем фольклор по темам: этноботаника, этномедицина, этнозоология, этногеография, этнометеорология, этнопедагогика и пр. И уже с этим можно работать – создавать фильмы, кадастры, мультимедийные атласы, методики, разрабатывать технологические проекты и рекомендации местным хозяйственникам, действующие экспозиции, выставки и т.д.»

Сегодня у Суворовской школы несколько конкретных задач: выпуск красочного подробного мультимедийного атласа традиционно-культурных технологий Дивеевского района. Другой диск – это кадастр (карты, фотографии, тексты) почитаемых в народе природных объектов: родники, пруды, речки, камни, деревья, лесные урочища – с верованиями вокруг них тоже связаны определённые технологии (водопользования, оберегания, почитания и пр.).

Наиболее серьёзная задача – оформить действующую интерактивную экспозицию местных технологий. Масса материала уже собрана, но дом, выделенный школе под это предприятие – деревянная избёнка бывшего интерната – требует явной реставрации.

«Школе необходимы новые, стратегически мыслящие партнёры, которым покажется интересным эта смелая идея. Это модельный объект, социальный эффект которого будет тиражироваться на другие школы и районы. Сами дети собирают материал, осмысляют фольклор, организуют экспозиции и воссоздают технологии: пекут хлеб по местному способу, организуют портняжные и пр. артели, ведь Суворово, например, в недалёком прошлом – село портных, обшивавших все соседние республики, и некоторые из этих людей ещё живы», — отмечает московский журналист, преподаватель МГУ Ольга Захарова.

Пока это проект, который осталось только выигрышно представить. Школьниками собраны тексты, написаны статьи, в экспедициях добыты многочисленные предметы, отражающие этапы и особенности технологически процессов. Это очень важно, в первую очередь, для местных детей: они осмысляют уникальность своих селений, постепенно понимают, что не надо рваться за длинным рублём и экзотикой в далёкие страны. Можно сделать имя, интересные проекты, даже создать капитал на родной земле. Поднять те народные знания, которые незаслуженно забывались в последние 80 лет, поскольку не вписывались в общую хозяйственную политику. Наконец, так можно создать неповторимое лицо для своего села, района, и это – чрезвычайно актуальный материал для стратегически мыслящего руководителя.

«История бизнес-кампаний знает немало примеров тому, как создавались уникальные продукты и технологические решения на основе грамотно собранного этнического знания. Фармацевтика, медицина, парфюмерия… Лосьоны, шампуни, напитки, лекарства, тоники, биодобавки, одежда стиля «этно», фильмы, романы, продукты питания и многое другое… Этнографы работают вместе с управленцами, креативщиками, менеджерами», — комментирует Дмитрий Доронин.

Обращаясь к местным знаниям, школьник находит новую «точку роста» в своей судьбе и, возможно, это также – новая «точка роста» в развитии родного села и района. В этом – инновационность традиционной культуры, как бы парадоксально это ни звучало.
«Так, мы считаем, воспитываются будущие сельские инноваторы. По любому, — сначала нужно заинтересовать, показать перспективу, дать школьнику возможность отыскать свою идею, своё дело», — резюмирует завуч по воспитательной работе Елена Скотникова.
А дел и открытий в традиционной культуре скрыто очень много. Это – «бочка с золотом», которую нужно открыть и понять. Иначе – затеряешься, исчезнешь в прибывающем море глобализации.



06/08/2008



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»