Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Сакральная география Дивеевского района


В Дивеевском районе завершила работу экспедиция по сбору материала для кадастра сакральных мест Дивеевского района. Этноэкологи из Суворово, Нижнего Новгорода и Москвы приступают к созданию карты особых природно-культурных объектов.

Сакральная география? В наше время? Быть такого не может – подумает обыватель и очень сильно ошибется. Человек помимо своей воли выделяет определенные места в окружающем мире – благодаря ли тому, что с ними связаны определенные события, или они просто чем-то отличаются на фоне ландшафта – и вот они уже окружены ореолом таинственности, святости или, наоборот – считаются нехорошими.

В какой-то местности таких выделяемых мест больше, в каких-то меньше, но они есть. И это – часть наследия традиционной культуры наших народов, в которой любой предмет, любой объект или элемент ландшафта был ценностно размечен.љ Узнать о том, какие в определенном районе места считались особенными и почему, записать, зафиксировать эту информацию, запечатлеть такие места или объекты – значит сохранить часть своего природно-культурного наследия – ведь очень часто именно объекты природного происхождения становятся объектом сакрализации в локальной традиционной культуре.

Создание кадастра и карты сакрализуемых объектов – часть работы по сохранению традиционной культуры района, именно этим занимается школа села Суворово (бывш. Пуза) совместно с коллективом этноэкологов в рамках проекта «Школа – этноэкологический центр района». В течение неделиљ в конце июля – начале августа совместная экспедиция этноэкологов из школы села Суворово, Нижегородского Областного Центра Развития Творчества Детей и Молодежи, Нижегородского Институтаљ развития образования, Центра Экологической Журналистики журфака МГУ, Лаборатории этноэкологических исследований (Москва) работала над созданием фильма о традиционной культуре Дивеевского района и кадастра сакрализуемых объектов Дивеевского района.

Дивеевский район интересен тем, что на его культуру оказали влияние разные народы – села набожных переселенцев из Москвы соседствовали с мордовскими селами, в которых сохранялись языческие традиции финно-угров. Поэтому и сакральная география Дивеевского района разнообразна – здесь и святые камни, на которых, стоя на коленях, Серафим Саровский, и «Каменная гора – Тот свет», и давно разграбленные курганы, и вяз, на который, как следует из местного фольклора, слетались колдуны. Все эти объекты были выделены народным сознанием из общего ряда и оставили свой след в культуре района, а в некоторых случаях – и страны.

К молитвенным камням Преподобного Серафима за помощью съезжаются паломники из разных областей, и молятся в лесу – в природном храме, как когда-то молился святой. Один из камней похож на медведя, которые, по рассказам, приходили к святому старцу. В углублении другого камня, как в чаше, набирается вода, которой верующие умываются, как целебной.

Совсем другое рассказывают о камне, находящемся на так называемой Каменной горе (еще одно название – «Тот свет». Камень необычной формы с природным желобом находится на вершине песчаной горы неподалеку от села Суворово. В местном фольклоре этот камень – буквально страж Апокалипсиса – считается, что когда камень сдвинется с места, из-под него хлынет вода, затопит все вокруг и наступит конец света.

«В районе есть несколько так называемых курганов, до сих пор нет точной атрибуции, кому они могли љпринадлежать. Однако для нас важно то, что они выделены в народной культуре как необычные объекты, о них до сих пор бытуют рассказы. Они – часть культуры района» — комментирует этноэколог, старший педагог НИРО Дмитрий Доронин

В районе также множество других почитаемых родников, когда-то почитавшихся деревьев и рощ, иные природные и рукотворные объекты. Например, под каким-то из мостов обязательно жили русалки, а в одном из сел считалось, что в одном из прудов топили тещ (отголоски древних архаических ритуалов). Все объекты до сих пор являются частью жизни района, настолько естественной, что не всегда осознаются носителями локальной культуры как что-то необычное. И задача проекта Суворовской школы двояка – с одной стороны, рассказать о живой культуре района за его пределами, а, с другой стороны – научить школьников и других жителей увидетьљ то, что их окружает, показать ценность собственной традиционной культуры.

«Сохранение и воспроизводство традиционной культуры происходит в процессе коммуникации, при передаче традиционных знаний о мире. Проект Суворовской школы – это во многом знание о знании,и передача этого знания, он очень важен для сохранения живой культуры района – в самом районе, а не за стеклами музейных витрин» — говорит Ольга Захарова, Центр Экологической Журналистики журфака МГУ, Лаборатория этноэкологических исследований.

Работа над кадастром продолжится в течение нынешнего сезона, результаты работы можно будет увидеть на диске, посвященном проекту «Школа –этноэкологический центр района».



03/08/2008



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»