В центре Москвы состоялся митинг в защиту Химкинского леса
26 сентября в центре Москвы, на Пушкинской площади, состоялся очередной митинг химчан, протестующих против уничтожения своего леса. Поддержать защитников Химкинского леса пришли знаменитый Олег Митволь, замглавы Росприроднадзора, а также лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин, лидер Совета инициативных групп г. Москвы Сергей Удальцов и др. В данный момент активисты готовят общегородской референдум по вопросу вырубки леса под дорогу Москва-Санкт-Петербург и обращение в ООН.
Несмотря на крайне неудобное «рабочее» время, на которое власти согласовали мероприятие, в митинге приняли участие около 60 человек, в том числе члены Движения в защиту Химкинского леса, Демократическая партия (организатор митинга), «Яблоко» (фракция «Зеленая Россия»), РЭП «Зеленые», АКМ, «Левый фронт».
Начался митинг с выступления Ярослава Вольпина (Демократическая партия), который поприветствовал присутствующих и заявил, что защитники Химкинского леса теперь собираются в Москве, так как после громкого скандала со срывом митинга в Сходне (Химкинский район) и ареста участников палаточного лагеря химчане опасаются проводить протестные акции в Химках.
Продолжил митинг Сергей Митрохин, который сказал, что летом от имени Мосгордумы он инициировал обращение к премьер-министру Путину с просьбой пересмотреть решение о прокладке автотрассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. Митрохин возмутился тем, что на обращение московских депутатов пришел ответ не от Путина, а от некоего г-на Недосекова, чиновника Минтранса, суть которого заключалась в том, что «вырубали, вырубаем и будем вырубать». «Мы знаем, что проект лоббируют очень серьезные силы, и нам осталось только проверить, не находится в числе лоббистов и сам Владимир Владимирович Путин. В любом случае следующим этапом борьбы будет митинг перед Белым домом», — сказал Митрохин.
После Митрохина слово было дано Олегу Митволю, заместителю главы Росприроднадзора. Митволь выразил поддержку борцам за Химкинский лес и сказал: «Ширина предполагаемого автобана – 6 километров. Этот факт нужно занести в Книгу рекордов Гиннеса, нигде в мире нет дороги такой ширины. Это значит, что остальная территория леса вокруг дороги будет занята коттеджными поселками, складами и магазинами. На мое письмо по этому поводу как заместителя главы Росприроднадзора, отправленное еще в октябре прошлого года в Генеральную прокуратуру, до сих пор нет ответа».
Евгения Чирикова, член Движения в защиту Химкинского леса, сказала, что в защиту Химкинского леса собрано уже 15 тысяч подписей и проведены множество акций протеста, включая даже палаточный лагерь, рок-концерты, велопробег. Московские власти заявили, что поддерживают защитников Химкинского леса.
Однако подмосковное правительство и Минтранс игнорируют мирные протесты граждан и даже позицию Москвы по этому вопросу, чем толкают жителей на действия, выходящие уже за их рамки. «Все зависит только от нашей активности – сумеем ли мы не прекращать борьбу и этим «додавить» их или нет», — заявила Евгения Чирикова.
Сергей Удальцов (лидер Совета инициативных групп против точечной застройки г. Москвы) заявил, что полностью поддерживает химчан в их борьбе за «зеленые легкие» Москвы и сказал, что по опыту других инициативных групп обращаться к Лужкову и Громову совершенно бесполезно – нужно апеллировать к федеральному центру, к Путину и Медведеву как руководителям страны. Удальцов пригласил Движение в защиту Химкинского леса к сотрудничеству, а также к участию во Всероссийской акции протеста, которая состоится в конце октября.
Как сообщила Алла Чернышева (Движение в защиту Химкинского леса), вчера иск защитников Химкинского леса был отклонен Мосгорсудом, куда было передано дело о незаконности проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. Как сказала Чернышева, на очереди теперь – Верховный суд, а затем – Европейский суд по правам человека. Кроме того, в Химках готовится общегородской референдум по вопросу уничтожения Химкинского леса и застройки водоохранных зон, который пройдет через несколько месяцев. «Мы видим, что легальные способы борьбы за свои права мы у нас отняты: суды куплены, на письма, сколько подписей под ними бы не стояло, никто не обращает внимания. Но мы придумали еще один прием – прошу обратить на него внимание активистов других инициативных групп. Мы можем сделать так, что нарушать наши права станет невыгодно. Давайте обратимся не к чиновникам, а к инвесторам строительства – тем компаниям, которые вкладывают свои кровные деньги в проект. Если начать против них информационную войну, они могут потерять больше, чем приобретут.
Итак, среди инвесторов дороги Москва – Санкт-Петербург – два консорциума. Первый — «Столичный тракт» (в него входят компании «Лидер», ОАО «Газпромбанк», ООО «Стройгазкосалтинг», испанская SCC, австрийская Alpine и португальская Brisa). Другой консорциум – ООО «Северо-западная концессионная компания», в котором участвуют французская Vinci и компания Eurovia. Мы уже написали письма в эти компании на английском и русском языке с просьбой не участвовать в проекте, грубо нарушающем законодательство России и конституционные права граждан. Посмотрим, как они отреагируют, ведь репутация для компаний, особенно европейских, очень важна».
Затем выступила Елена Бальестерос, член инициативной группы в защиту Станции юннатов, зеленого островка на берегу Канала им. Москвы. «Мы уже 10 лет боремся за Станцию юннатов от застройки, тем не менее проект застройки многоэтажками мы вдруг обнаружили в Интернете. Знайте: мы не отдадим под застройку ни Правый берег Канала имени Москвы, где находится Станция юннатов, ни Левый берег, где Левобережная дубрава. Просим строительные компании не вкладывать деньги в проекты застройки водоохранной зоны Канала – они их потеряют».
Стоит отметить выступление председателя общественного градостроительного совета Москвы. Выразив поддержку химчанам, он рассказал, что сам борется с незаконной застройкой столицы уже 8 лет. Тем не менее свой иск о незаконном запрете публичного мероприятия он сумел выиграть только в Страсбургском суде по правам человека. «В наших судах узаконено беззаконие. Не уповайте на суды», — посоветовал активист, добавив, что служители Фемиды почти всегда занимают сторону власти, и гражданам нужно выходить на улицы, чтобы отстоять свои права. Кроме того, по информации председателя общественного градостроительного совета, среди питерских общественных деятелей также раздаются голоса против проекта платной трассы Москва — Санкт-Петербург. «Не обращайтесь к чиновникам, это бессмысленно, вам нужно (как сделали мы) из своих рядов выдвинуть депутатов городского собрания, которые смогут эффективнее бороться за ваши права».
Следующим этапом борьбы за Химкинский лес будет передача письма инвесторам строительства дороги Москва — Санкт-Петербург — европейским компаниям SCC (Испания), Brisa (Португалия), Alpine (Австрия), Vinci (Франция), Eurovia с просьбой не участвовать в проекте, а также обращение в ООН по поводу нарушения Киотского протокола.
Один из лидеров партии «Зеленые Алексей Гусенков заявил, что вырубать под трассу Химкинский лес – не решение проблемы. Вполне реальным и гораздо более дешевым способом является реконструкция Ленинградского шоссе, которая на территории Москвы уже проводится.
26/09/2008