Выступление Председателя РОДП «ЯБЛОКО» Сергея Митрохина на отчетно-выборной конференции фракции «Зеленая Россия» РОДП «ЯБЛОКО» 23 марта 2009 г. (пос. Дубровский, Московская обл.)
Я стоял у истоков создания фракции «Зеленая Россия» в партии «ЯБЛОКО» — был активным и яростным ее сторонником. Сам факт проведения отчетно-выборной конференции с таким числом участников, и с таким обсуждением — свидетельство того, что все эти усилия не были потрачены даром. В России много экологических движений – от крупных до небольших. Я со многими из них работал и продолжаю работать. Они друг с другом не очень сговорчивые, иногда друг другу противоречат, и даже ссорятся. Но сейчас я вижу, что фракция становится центром консолидации экологических движений в России. Раньше, например, было немыслимо выступление на наших митингах представителей Гринпис. Сейчас они приходят на наши митинги. Теперь для них естественно придти к нам и предложить совместную разработку законодательных предложений, связанных с охраной окружающей среды в Москве и других регионах. Я считаю, что в отношении взаимодействия с зелеными движениями нами всеми сделано много, но еще больше предстоит сделать. На это мы и нацелены.
Благодаря наличию фракции «Зеленая Россия» ЯБЛОКО твердо заявляет, что является сегодня фактически единственной зеленой партией. Бывшая партия зеленых без остатка растворилась в «Справедливой России». Это подчеркивает правильность того пути, по которому пошла партия «Зеленая Россия», и правильность партии «ЯБЛОКО», когда мы совместно решили создать зеленую фракцию. И то. что в «ЯБЛОКЕ» появились другие фракции – это тоже, во многом, ваша заслуга, вы сыграли ключевую роль. И я считаю, что это — правильный путь развития партии «ЯБЛОКО».
Из многих проблем, стоящих перед партий, одна из ключевых и приоритетных – сохранение партии. Как показывает опыт СПС и ряда других партий — эта задача в нынешних условиях совсем не банальна. Мы живем в достаточно враждебной к нам политической среде. Той, которая стремится выдавить нас, уничтожить и которая с нами борется. Ольга Цепилова на себе испытала, как эта борьба ведется на выборах в Санкт-Петербурге, и это происходит практически повсеместно. Нас просто не хотят пускать во власть, используя все способы и средства. Но, даже несмотря на такое жесткое противодействие, нам удается сегодня побеждать. Последние выборы с этой точки зрения представляют большой интерес, потому что мы провели в муниципальные органы пускай и немного депутатов, но все-таки больше, чем на предыдущих. 14 представителей «ЯБЛОКА» в разных регионах победили на муниципальных выборах. В том числе и в Петербурге, где, несмотря на чудовищное давление власти и такую «игру в одни ворота», когда на стороне противника все ресурсы, тем не менее, удалось провести в законодательные органы шесть человек от партии. Очень важную победу мы одержали в Екатеринбурге, где председатель регионального отделения партии Максим Ветлин (?) не просто победил, а победил кандидата от партии «Единая Россия». Поэтому я совершенно согласен с Александром Никитиным в том, что «Единая Россия» не вечна, и она уже начинает проигрывать. Вчера я был на инаугурации нового мэра Можайского района Московской области, который тоже победил кандидата от «Единой России» с разгромным счетом. «Единой России» историей отпущен срок гораздо меньший, чем КПСС – это очевидно. Поэтому и наши шансы в этом смысле перспективны. И опять соглашусь с Александром Никитиным, что мы должны работать в первую очередь с теми группами населения, которые в наибольшей степени страдают сегодня от засилья бюрократии, произвола, от рейдерских захватов и прочих прелестей, связанных с однопартийной коррумпированной системой, которая у нас установилась.
Недавно Федеральное бюро партии приняло решение о задачах местных региональных отделений. Главная мысль — в период между выборами для того, чтобы накопить потенциал, необходимый для победы, надо защищать права граждан, крупных групп населения, тех, кто больше всего сегодня страдает. А страдают очень многие. Вы находитесь как раз на одним из самых важных направлений – защите экологических прав, прав на благоприятную окружающую среду. Колоссальные проблемы в этой сфере существуют практически в любом регионе. Сегодня крупный бизнес в союзе с коррумпированным чиновничеством пытается заработать на возможностях, которые открываются в связи с полной бесконтрольностью. Он идет по пути все большего и большего варварского хищнического освоения природных ресурсов. Последний яркий пример – поправки в Лесной кодекс и другие законы, которые ослабили защиту лесопарков и пригородных природных зон. Президент бесконечно говорит о борьбе с коррупцией, создает какие-то рабочие группы и комиссии, и подписывает чудовищный по своему коррупционному потенциалу закон, который отдает на откуп коррупционерам огромные территории. До сих пор они были защищены законом, теперь эта защита снимается, как будто брошен клич: «Обогащайтесь за счет застройки этих территорий коттеджами!» Или, например, за счет таких проектов как трасса Москва – Санкт-Петербург, прокладываемая через Химкинский лес. Теперь таких проектов появится гораздо больше. Что делать жителям этих территорий? Вот мы и работаем с такими группами, как Движение в защиту Химкинского леса. Мы активно помогаем им – и в тяжелых ситуациях покушения на редактора газеты Михаила Бекетова, которому сейчас помогаем выжить, и в проведении митингов и пикетов в защиту Химкинского леса. Сколько таких митингов уже проведено! В том числе и митингов с активным противостоянием «стенка на стенку», когда администрация разрешает одновременно два митинга – и сторонников стройки и защитников леса. Это такое взаимодействие, которое дорогого стоит. Оно закладывает фундамент сотрудничества на будущее, — такое тесное сотрудничество не забывается, его невозможно просто вычеркнуть из памяти.
Вопрос: видите ли вы какую-то возможность изменить последние поправки к Лесному кодексу?
С.М.: Я буду пользоваться возможностями депутата Московской городской Думы — собираюсь в ближайшее время вносить законопроект о том, чтобы вернуть обратно эти нормы в Земельный и Лесной кодекс. Кстати, есть еще одна странная поправка в принятом пакете, а именно, обязательность аренды лесов с целью ведения сельскохозяйственной деятельности. Если ваша корова идет на луг через лес, то крестьянин должен этот участок леса арендовать. В период кризиса у нас Дума такие поправки принимает! Это делается, чтобы определенные люди еще больше зарабатывали на нашем нищем населении. Я буду вносить предложении е об отмене и этой поправки.
Кстати, в Мосгордуме мы целый ряд инициатив выдвигали за последнее время. Одна из них касается защиты городских зеленых насаждений – возможности гражданам оспаривать предстоящие вырубки в суде с возможностью суда наложить арест на действия по вырубке. В первом чтении поправка принята, работаем над вторым, хотя сопротивление тоже очень серьезное.
Вопрос: Как «ЯБЛОКО» сотрудничает с различными политическими организациями?
С. М.: Мы настроены на сотрудничество со всеми организациями, которые не являются националистическими и радикально левыми, по конкретным вопросам. В Мосгордуме мы сотрудничаем с коммунистами, они поддерживают практически все наши инициативы. Бывают ситуации, когда те или иные организации (или их отдельные члены) ведут против нас прямую борьбу: пишут соответствующие статьи, пытаются подорвать нас изнутри. Такая проблема есть с движением «Солидарность». Вопреки таким эксцессам мы готовы сотрудничать и с этим движением по конкретным вопросам. Хотя тяжело. В руководстве этой организации, например, находится человек, который был председателем нашего регионального отделения, а накануне выборов сжег протоколы выдвижения яблочных кандидатов. В программе «Солидарности» написано: надо перестать поддерживать курс рубля. Мы категорически против организации нового дефолта – это катастрофа для многих. Неприемлемые для нас позиции затрудняют работу с другими политическими организациями.
В этих случаях нужна честность и прозрачность: у нас своя программа, у вас своя. Вот «Левый фронт» – неприемлемая для нас по идеологии организация, но по тому же Химкинскому лесу, по политическим убийствам мы проводили совместные акции.
В регионах вы как политики, в решении вопроса сотрудничать или нет, должны чувствовать границы взаимодействия, перейдя которые можно просто залипнуть. Нельзя, чтобы нас смешали с радикалами, которые хотят устроить в России революцию, готовы пойти для этого на любые жертвы. Для нас неприемлема идеология « Национальной Ассамблеи» — очередного союза либералов с революционерами, который показывает, что либералы ничему не научились. Они не помнят, как Владимир Ильич называл их «полезными буржуазными идиотами», не помнят, как после всяких альянсов с большевиками и радикальными партиями они кончали свою жизнь на Лубянке. А мы помним про это, поэтому для нас такие альянсы противоестественны и неприемлемы.
Другое дело, если у вас под окнами точечная застройка или мусоросжигательный завод. Здесь возможно и желательно сотрудничество.
Г. Поскребышев (Киров): Вы встречались с губернатором области Никитой Белых. Какая перспектива у «Зеленой России» и ЯБЛОКА в нашей области?
С. М.: Я договорился с Н. Белых о взаимодействии. Он назвал три направления, которые считает важными для деятельности «ЯБЛОКА» в Кировской области, и по которым он готов оказывать всяческую поддержку. Это малый бизнес, НКО и защита гражданских прав, экология и экологические движения.
Тамара Добрецова (Кострома): Когда в регионах будут свои партийные печатные органы? Без них мы очень проигрываем. У нас в Костромской области у всех партий есть свои газеты (хотя бы в виде информационного листка), а у нас нет, потому что нет денег. А партийная газета очень нужна.
С. М.: Такой же вопрос мне задавали в Тамбове. Выпускать общероссийскую партийную газету очень дорого и не очень эффективно. Создайте свою, местную, много денег не потребуется. Пишущие люди у вас есть, на ксероксе размножить копии – это недорого. Меня в Тамбове выслушали без энтузиазма, но потом взяли и сделали неплохую газету. Всё у них получилось и без денежных вливаний из центра.
Т. Добрецова: Костромскому движению «Во имя жизни!» уже семнадцать лет. Мы знаем, что информационные материалы в почтовые ящики класть бесполезно – только из рук в руки. Но чтобы издать и напечатать хотя бы минимум таких материалов нужны средства, которых нет.
С. М.: Мы в Москве издаем газету за счет фандрайзинга. Надо и среди сторонников, и членов партии проводить фандрайзинг, работать с малым бизнесом. С помощью сторонников и членов партии удается собрать немного, но малый бизнес, когда ему помогаешь (иногда даже чисто символически) помогает деньгами весьма ощутимо. Но этим надо заниматься — учиться самим собирать средства и за счет этих средств финансировать свою деятельность. Без этого в нынешние тяжелые времена партия не выживет.
Николай Белугин (Архангельск): Мы в местных отделениях заметили, что бизнесу крайне не выгодно сотрудничать с нами в регионах.
С. М.: А вы думаете, ему в центре выгодно?
Н. Б.: И в центре не выгодно. У нас в Архангельской области в региональном отделении общественники, преподаватели вузов и молодежь. Нам трудно рассчитывать, что местный бизнес откликнется на нашу просьбу и станет нам помогать.
С.М.: А когда вы, как отделение партии, делали последнее заявление по поводу проблем малого бизнеса на территории Архангельской области? Не было таких заявлений? Так чего ж вы удивляетесь, что у вас нет авторитета среди представителей малого бизнеса? Проблемы у малого бизнеса есть везде. Последние 10 лет малый бизнес не развивается и вытесняется крупными сетевыми структурами. Такое происходит везде и на это надо, как минимум, обращать внимание, заниматься этой темой и люди к вам потянутся. Когда в 2003 году партия не попала в Думу, был тяжелейший финансовый коллапс. И тогда – не от хорошей жизни — мы начали заниматься проблемами малого бизнеса. В том числе, и со своей корыстной целью. И есть результаты.
Василий Агафонов (Ростов-на-Дону): Известны заслуги партии и ваши в борьбе с уплотнительной застройкой. Вместе с тем, 28 февраля партия приняла решение, приветствующее массовое жилищное строительство. Может ли в современных условиях застройка не быть, во-первых, уплотнительной, во-вторых, ипотечной. Не повторим ли мы негативный опыт американцев с их лопнувшими ипотечными кредитами?
С. М.: Мы считаем, что ипотека – это неподходящий инструмент для решения жилищных проблем в России. Это инструмент только элитного строительства. Ипотеку может себе позволить не более 5 % нашего населения (по некоторым данным, — не более 3 %). Главным инструментом для нас является земля. Сейчас этот инструмент активно прибирают к рукам олигархи, идет ползучая приватизация земли и ее рейдерский захват под предлогом застройки. В Москве этот процесс идет наиболее активно. В Москве сверх дорогая земля и последствия всего этого обрушиваются на головы москвичей.
Наша программа предполагает отдать под жилищное строительство те неосвоенные участки земли, застройка которых не приведет к экологическому ущербу – это промышленные земли, это пустующие земли, которых достаточно много. Мы, вообще, отстаиваем идею строительства новых городов или освоения земель вокруг малых городов. Считаем, что надо вкладывать усилия в строительство не только многоквартирных домов, но и индивидуального жилья.
Если вы отдаете землю людям, проблема финансирования резко облегчается. Сейчас она такая тяжелая потому, что землю никто никому не отдает. Чиновники, понимая, что земля – это ресурс, отдают ее олигархам и получают от них откаты. Земля – это ключевой вопрос. Если у вас есть земля, вы становитесь богатым человеком и вам легче получить кредит, и так далее… Мы сейчас дорабатываем эту программу, объявленную на Политкомитете партии, привлекаем экспертов, специалистов и в апреле представим доработанный ее вариант.
Андрей Талевлин (Челябинск): В сельском хозяйстве развивается очень опасная ситуация, когда селяне превращаются в маргиналов: они свои паи трансформируют в земельные участки, идет спекуляция этими участками, и земля выводится из сельскохозяйственного оборота. Ваше отношение к этой проблеме?
С. М.: У нас в программе «Семь шагов к равенству возможностей» отдельный раздел посвящен тому, как в этом вопросе навести порядок. Те земельные паи, которые изъяты с помощью мошеннических теневых схем, должны быть возвращены. Землю вернуть гораздо проще чем, например, деньги тех же самых обманутых дольщиков, потому что землю никуда унести нельзя. Считаю, что нужен пересмотр сделок там, где есть нарушения прав граждан при приватизации. Это часть нашей земельной программы. А что касается строительства жилья, то землю, выделенную под такое строительство, мы предлагаем отдавать в частную собственность гражданам. Обязательно – целевым назначением. Чтобы можно было реализовать эти земельные, жилищные программы надо выполнить еще одно крайне важное условие – создать земельный кадастр на самом высоком уровне международных стандартов. Эта работа фрагментарно ведется только в отдельных регионах. Любой кадастр, любое размежевание земли ограничивает свободу нечистых на руку чиновников распоряжаться этой землей. Это одно из требований, на котором мы должны сейчас настаивать. Если есть кадастр, значит, есть основа для функционального планирования земель, появляется основа для того, чтобы определенные зоны были защищены — например, зона массового индивидуального жилищного строительства. Это защита от желающих застроить эту землю элитными коттеджами и т. д.
Альберт Калашников (Благовещенск): Нужны новые методы пропаганды, информационной войны с оппонентами. Ограничиваться традиционными мерами в виде выпуска печатных изданий недостаточно. Будет ли создана какая-то внутрипартийная программа по новой информационной политике?
С. М.: Нужно активнее использовать Интернет. Поставлены задачи по развитию региональных сайтов. В каждом регионе может быть бесплатно создан сайт, только его постоянно нужно обновлять. Число наших региональных сайтов за пол года увеличилось в два раза. В вашем региональном отделении создан свой сайт? Нет? Плохо. Надо создавать. Без этого как двигаться к новой информационной политике? Пусть это фрагмент, лишь одно из направлений информационной работы, но это одно из ключевых направлений, без которого дальше ничего двигать невозможно!
А.К.: А выступления в СМИ? Как вы оцените сегодняшнюю обстановку? Ничего к лучшему не меняется!
С. М.: Вопрос важный. Мы сегодня находимся в информационной блокаде, которую иногда удается прорывать, но редко. Меня недавно пригласили на НТВ в передачу Соловьева. Действительно, это широкий эфир. Но зовут нас туда обычно только тогда, когда по иному не получается. Например, с Жириновским просто никто не хочет общаться. У нас другого способа попасть на центральное ТВ нет, поэтому все равно пойдем. Для нас закрыты все федеральные каналы. Это судьба оппозиционной партии. А что вы хотели? Чтобы нас власть любила, когда мы ее критикуем? Нам надо осваивать свои информационные каналы. На нашем сайте появилась очень важная колонка «Региональные новости». Давайте в нее информацию, рассказывайте о том, чем вы занимаетесь. Отделения фракции «Зеленая Россия» делают очень много, но, к сожалению, далеко не всегда мы об этой деятельности узнаем. А инструмент для того, чтобы мы узнавали, — есть. Это, ваши собственные сайты, которые у нас на федеральном сайте все отражены, и это региональные ленты новостей, куда обязательно надо давать информацию через пресс-службу регионального управления.
Ольга Цепилова (Санкт-Петербург): Маленькая справка по вашей дискуссии с Жириновским. Новосибирское отделение организовало всех своих членов, другие общественные организации, все звонили, вас поддерживали и в этом регионе вы одержали победу. 600 голосов за Жириновского – 1800 за вас.
С. М.: Спасибо большое за поддержку! Я одержал победу на всем востоке страны. На Дальнем Востоке у меня было 9, у Жириновского — 3, и он заявил, что в Москве все будет наоборот, но наоборот не получилось.
16/04/2009