Расширенный текст выступления А. Яблокова на Круглом столе «1989–2009 – Европа на переломе», организованным Горбачев-Фондом, Фондом Генриха Белля и «Мемориалом»
Будет хорошо, если проведение таких российско-немецких глубоких аналитических встреч как сегодняшняя, в Фонде Горбачева стало бы традицией. В дополнение к тому, что здесь уже было сказано, затрону два вопроса.
1. О границах Европы. Здесь много интересного говорилось о культурологических социальных, этнических, религиозных и других границах европейского пространства. Еще одна граница, причем очень жесткая, — экологическая. После падения Берлинской стены российское/советское пространство стремительно сближалось с европейским и «по экологии»: по нормативно правому регулированию (прежде всего по законодательству), по вниманию общества и государства к экологическим проблемам. Ситуация стала стремительно меняться начиная с 1995 года, и ярчайшим показателем, достойным занесения в книгу мировых рекордов, стала ликвидация природоохранного ведомства одним из первых указов президента Путина в 2000 году. Никогда и нигде в мире природоохранные, экологические ведомства не ликвидировались, они только создавались и укреплялись. Сейчас эта граница — по отношению общества и государства к экологическим проблемам, — между Европой и Россией очень жесткая. В Европе – постоянная и направленная экологизация общества и государства, у нас в России – углубляющаяся и также четко направленная де-экологизация.
Причина этого контраста – в характере общего развития. Россия последовательно и определенно идет по пути развития сырьевой экономики. Сырьевая экономика по своей сути весьма недружелюбна по отношению к окружающей среде, к решению экологических проблем (она их создает и откладывает решение «на потом»), а также, кстати – и к правам человека. Я надеюсь подробно проанализировать эту ситуацию на предстоящей конференции по экологической модернизации России, об организации которой вчера было объявлено на Форуме «Зеленые и Россия» в Фонде Г. Белля.
2. О сотрудничестве с Россией в сфере обеспечения общей безопасности. Такое сотрудничество исключительно важно и для Европы, и для всего мира. Но есть большая опасность, связанная с либеральной фразеологией российских президентов. Сегодня и, особенно, вчера, на Форуме в Фонде Генриха Белля, немецкие коллеги с вполне понятным оптимизмом спрашивали о значении либеральных высказываний президента Медведева, в частности, его недавней резко критической оценки сложившейся в России общественно-политической ситуации (коррупция, недостатки судебной и избирательной системы и пр.). Если даже немецкие зеленые, много лучше других западных политиков знающие ситуацию в России, «повелись» на эти высказывания, то цель Кремля достигнута.
А цель – помочь Западу и дальше закрывать глаза на антидемократическое («суверенная демократия» и проч.) развитие России. При вербовке агентов у спецслужб есть правило – очень важно понравиться. Самый эффективный способ понравиться — говорить то, что приятно собеседнику. Слова при этом служат не для выражения мысли, а лишь как инструмент обольщения. Удивительно, что не только западные политики, но и, казалось бы, наученные горьким опытом последнего полутора десятка лет, многие отечественные политологи «обманываться рады», и тоже превращаются в «осторожных оптимистов» после очередных либеральных высказываний Кремля. Один пример из множества: президент Путин неоднократно говорил о важности выборности губернаторов. И где теперь эта выборность?
И последнее не совсем по теме Круглого стола. Второй раз в этом году и в этом зале Михаил Сергеевич вспоминает, как я критиковал его 20 лет назад. Историческая правда состоит в том, что он сам инициировал эту критику, когда на встрече с только что избранными народными депутатами СССР, обращаясь ко мне он сказал: «Мы решили поручить тебе заниматься экологией». Экологи всегда критикуют власть – в этом их социальное предназначение. Этой критикой они выражают общественный интерес и создают тот баланс, без которого развитие любой страны будет опасным.
09/11/2009