Заметки участника Челябинского Форума Общественного Совета Росатома -2010
Но поскольку диалог, как я поняла из итоговой кулуарной беседы с председателем Совета С.И.Барановским, был организационно исключен, то предлагаю начать обсуждать и комментировать полученную информацию. Тем более, что она касается безопасности нашего жизненного пространства.
19 ноября на форуме «Атомные производства, общество и безопасность — 2010» заместитель технического директора ПО «Маяк» Юрий Геннадьевич Мокров в своем сообщении «Система экологического мониторинга в районе расположения ФГУП «ПО «Маяк» заметил, что для 10 и 11 водоемов Теченского каскада, содержащих 330 млн. куб. метров радиационно загрязненных вод, изменена терминология и классификация. Роспотребнадзор, видимо не без участия Федерального Медико-Биологического Агентства, вывел 10 и 11 водоемы ПО «Маяк» из-под статуса «хранилищ ЖРО» (хранилищ жидких радиоактивных отходов). Это сделано с тем, чтобы у Росатома появилась возможность использовать радиационно загрязненные воды этих водоемов в цикле охлаждения АЭС на заявленной к строительству в Челябинской области Южно-Уральской атомной станции. Видимо, это та самая «инновация» и отработка современных технологий, о чем сказал в приветственным слове губернатор области. И что важнее всего – сразу в промышленном масштабе, несмотря на возражения экологов и 60% населения области.
И все же я пока этот последний тезис Ю.Г. Мокрова о возможности использовании в цикле АЭС жидких низкоактивных радиоактивных отходов в классификации до 2010 года, не комментирую.
Пока я исследую путь, каким были произведены упомянутые нормативные изменения и водоемы выведены из их текущего статуса хранилищ ЖРО. Это важнее, поскольку на форуме обсуждалась также тема нового федерального закона об обращении с радиоактивными отходами, и некоторые законодательные «новеллы» Росатома, и, в частности, включенные в проект многочисленные отсылки к ведомственному нормотворчеству.
В кулуарах Форума один из участников объяснил мне механизм, каким УФМБ произвели многоходовую комбинацию, как по изменению российских санитарных требований, так и международных требований к классификации радиоактивных отходов. Сотрудник МАГАТЭ Балонов М.И., бывший сотрудник ИРГ (Институт радиационной гигиены), внес свой вклад в создание вышедшего в 2009 г. Руководства МАГАТЭ No. GSG-1 «Classification of Radioactive Waste». После чего осталось только «гармонизировать» с этим Руководством МАГАТЭ новые ОСПОРБ/общие санитарные правила радиационной безопасности 2010 (действуют до 2020). Что и было сделано Приложением 3 к новым ОСПОРБ.
Как следует из найденной мною публикации в журнале Радиация и риск № 2, 2010, это изменение гармонизировано с Руководством по безопасности МАГАТЭ № RS-G-1.7 «Применение концепций исключения, изъятия и освобождения от контроля», как это подтверждено Заключением Российской научной комиссии по радиологической защите по проекту новой редакции Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности.
А теперь, какова социальная цена этой гармонизации?
Приложением 3, например, уровень безопасности, или удельной активности при которой допускается неограниченное использование материалов, по тритию поднят до 100 бк/г, или 100000 бк/л. Это в 25 — 13 раз выше нормы, действовавшей до 17 сентября 2010 по НРБ-99, и в 100 раз выше нормы, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
В России, согласно прекратившим свое действие НРБ-99, уровни вмешательства, то есть осуществления мероприятий по защите персонала и населения, наступал при обнаружении содержания трития в неорганических соединениях на уровне 7700 Бк/л, для органически связанного трития – 3300 Бк/л.
В странах Евросоюза допустимые нормы содержания трития – 100 Бк/л, в США – 740 Бк/л. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует предел безопасности – 1000 Бк/л, (Tritium, 2007; Safe Drinking Water Act, 2002; Gerasimo, Laroche, 2004, http://www.atomic-energy.ru/articles/2009/11/20/6214).
Полагаю, что по остальным радионуклидам также произведено увеличение уровня, с которого нормируется ограничение использования радиационно загрязненных материалов и начинаются мероприятия по защите персонала и населения.
Интересно еще одно приложение — Приложение 4 к ОСПОРБ -99/2010: Допустимые удельные активности основных долгоживущих радионуклидов для неограниченного использования металлов и изделий на их основе.
Эти изменения могут внести новую радиационную составляющую в атмосферные выбросы не только АЭС, но и металлургических предприятий тех регионов, где есть металлургия на вторичном сырье — увеличивается опасность переработки и неограниченного использования радиационно загрязненного металла.
Таким образом, можно говорить о современной тенденции, когда надзорный и регулирующий орган Роспотребнадзор формирует условия для бурного развития различных направлений атомного бизнеса, снижая требования к радиационной безопасности окружающей среды и обеспечения безопасности здоровья населения, снижая требования к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения РФ.
И это притом, что тот же самый Роспотребнадзор регистрирует в своих ежегодных докладах рост смертности от раковых заболеваний в России, и в Челябинской области, в частности.
Таким образом, Форум позволил выявить еще одно встроенное противоречие современной системы управления и пути формирования ею дополнительных рисков для населения.
Н.И. Миронова, кандидат социологических наук.
04/12/2010