Алексей Яблоков, эколог, член политкомитета "Яблока" : Качество воздуха в городе можно точно определять «на-глазок» 20.01.2011
Выражение «на-глазок» как символ неточности — устарело. Прозрачность воздуха определялась буквально «на-глазок» — фиксировалось на каком расстоянии можно четко рассмотреть невооруженным глазом высокие городские здания.
Выражение «на-глазок» как символ неточности — устарело. Как сообщается в экологическом блоге журнала «Тайм» вчера (19 января 2010 года) были опубликованы результаты исследования корреляции прозрачности воздуха с уровнем смертности от болезней в Гон-Конге. Корреляция оказалась прямой и существенной — данные десятилетних наблюдений показали, что снижение визуальной прозрачности городского воздуха на 6,5 км связано с ростом смертности на 1,13% (для Гон-Конга это означает 450 дополнительных смертей в год). Прозрачность воздуха определялась буквально «на-глазок» — фиксировалось на каком расстоянии можно четко рассмотреть невооруженным глазом высокие городские здания. В чистые дни видимость в Гон-Конге достигает 30 км, в дни сильного загрязнения — сокращается более чем на 20 км (на прошлой неделе была 6,9 км).
Исследования в Гон-Конге — не первые такого рода. В Шанхае еще в 2005 году обнаружили похожую корреляцию — каждые 8 км потерянной видимости соответствовали увеличению ежедневной общей смертности на 2,17%. В прошлом году были опубликованы сходные данные по Индии: в городе Лудхияна (штат Пенджаб) каждый километр потери видимости в полдень соответствовал увеличению смертности на 2,4% .
Прозрачность сухого городского воздуха связана с уровнем его загрязнения — мельчайшей пылью, выхлопом автомобилей, соединениями азота и другими опасными для здоровья загрязнителями. Для мониторинга этих загрязнений применяются сложные и дорогостоящие приборы. Но, оказывается, не менее точно можно определять уровень загрязнения визуально, просто посмотрев из окна на панораму города.
Известно, что от загрязнения воздуха прежде всего увеличивается смертность от сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, причем в большей степени среди пожилых (после 65 лет) и младенцев. В России подобных исследований пока не проводилось. Вспоминаю, впрочем, расчеты для 2002 года — недельное задымление Москвы торфяным дымом тогда обернулось 600 дополнительными смертями. Ну и, конечно, прошлое пожарное лето: задымление + аномальная жара = 56 000 дополнительных смертей по стране.
Для России этот простой визуальный метод определения качества городского воздуха может оказаться очень даже кстати: у нас только примерно в половине городов существует государственный инструментальный мониторинг загрязнения воздуха. Что не удивительно при постоянно снижающихся государственных расходах на охрану окружающей среды (даже Счетная палата недавно это отметила и обещала доложить об этом президенту — как будто тот этого не знает!).
Было бы хорошо, если бы эта заметка сподвигла кого-нибудь провести подобный анализ для дипломной или кандидатской работы.
21/01/2011