Об экологических проблемах Москвы // А.В. Яблоков
Москва замыкает десятку самых больших (по числу постоянных жителей) городов мира, и масштаб ее экологических проблем огромен. Яркий пример – одна небольшая авария на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне 11 ноября 2014 года испортила жизнь не меньше чем пяти миллионам человек – только на горячие линии поступило около 2 миллионов телефонных звонков. Одна из основных экологических опасностей в том, что город развивается хаотично. Не успели мы «зализать раны» от бат
алий по поводу антиэкологичного Генплана-2010, продавленного с помощью административного ресурса командой Лужкова, как на нас свалилась небывалое и непонятное гражданам расширение территории города (вплоть до Калужской области), а в Москве в ее старых границах – директивное «увеличение рекреационной привлекательности» природных территорий, которое прикрывает небывалое по масштабам (и по существу противозаконное) уничтожение островков зелени ресторанами, храмами, катками, да и просто запечатыванием почв бетоном и асфальтом.
Ниже – заметки по некоторым экологическим проблемам Москвы, среди которых главные на мой взгляд, – сокращение площади зеленого покрова и загрязнение воздуха.
1. Мало зелени!
Лужков обманул москвичей, обещая превращать в парки и скверы территории промышленных пустошей и территории выводимых из Москвы экологически грязных предприятий. Команда Собянина уверена, что наши парки и скверы надо застроить храмами и ресторанами, чтобы увеличить их рекреационную привлекательность. Эта «рекреационная привлекательность» опасна для горожан! В 2013 году в городе вырублено более 90 тыс. деревьев (посажено около 14 тыс.).
В начале 90-х на москвича приходилось около 22 кв.м. парков и других природных территорий, в 2010 г.- около 16 кв.м. По спутниковым снимкам — с учетом придомовых насаждений, — половина территории города покрыта зеленью. С помощью детальных карт, которые может посмотреть каждый в Интернете, я проанализировал, что произошло в том микрорайоне, где я живу (на улице Вавилова на Юго-Западе Москвы). Застройка и внутриквартальные дороги в 1990 г. занимали здесь около 29% площади, незапечатанная асфальтом и бетоном территория с деревьями и кустарниками — около 71%. При Лужкове точечное строительство «съело» около 10% зелени, за три года при Собянине – под асфальт ушло еще около 1,5% незапечатанных территорий. Таким образом, за период 1990- 2014 гг. в нашем микрорайоне общая площадь зелени сократилась на 8%, а число проживающих увеличилось почти вдвое. Подобное происходит по всему городу.
2. Транспортное загрязнение
100% жителей Москвы вдыхают грязный воздух. На 95% в этом виноваты автомобили. Причем это не только выбросы от сгоревшего топлива и масел автомобиля, но и мелкодисперсные частицы, образующиеся при коррозии кузова машины, и мельчайшая пыль от стирающегося асфальта и шин. Эти мелкие частицы способны не только попадать в дыхательные пути, но и проникать в организм через кожу. По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха является самой большой угрозой здоровью человека. Например, считается, что загрязнение воздуха транспортом в мире ответственно в среднем за 7,4% от всех сердечных приступов. На большом статистическом материале в разных странах показано, что транспортное загрязнение ведет, в том числе, к повышенному уровню некоторых раков, астмы, атеросклерозу, уменьшению веса новорожденных, врожденным порокам развития, аутизму и ослаблению памяти.
По данным ВОЗ, В 2010 г. в мире от загрязнения воздуха автотранспортом погибло в четыре раза больше людей, чем в 2000 г. — 3,2 млн. человек. Тем самым загрязнение воздуха от автомашин не только впервые вошло в десятку главных причин преждевременной смертности, но и стало наиболее динамично растущей причиной преждевременной смертности в мире.
В Москве на человека приходится в последние годы около 80 кг выхлопов (сотни разных химических веществ, а также твёрдые частицы – сажа). От истирания шин (старые и летние шины истираются больше) в воздух попадает в 30 раз больше опасных для здоровья твёрдых микрочастиц, чем от выхлопа. Это показатель для легковых машин; для грузовых он в 5 раз больше. По расчетам, от загрязнения воздуха в Москве ежегодно погибает больше людей (5 – 10 тыс.), чем в автокатастрофах (около тысячи в год).
Транспортное загрязнение связано и с влиянием противогололёдных реагентов. В Москве в последние годы выливается и высыпается около 600 тыс. тонн жидких и твёрдых веществ, заметная часть которых оказывается тем или иным путём в воздухе. Более 95% этих реагентов высыпается и выливается именно для снижения скольжения автомашин. Кстати, количество используемых реагентов при Собянине удивительным образом зачем-то увеличилось в два – три раза.
Думаю, что водители и пассажиры автомашин в плотном транспортном потоке получают больше отравляющих веществ, чем пешеходы. Вероятно, и велосипедисты рядом с потоком автомашин получают увеличенную дозу загрязнения, поскольку интенсивность дыхания у них повышена, и они прокачивают через лёгкие большие объёмы загрязнённого воздуха. В общем, реальность такова: для сохранения здоровья (в первую очередь, пожилым людям, детям и подросткам, а также будущим мамам) лучше минимизировать время пребывания у дорог с интенсивным автомобильным движением. Проблемы с загруженностью дорог в Москве часто решаются за счет вырубки зеленых насаждений. Я живу недалеко от Ленинского проспекта, и нам, слава Богу, удалось остановить его расширение, которое привела бы гибели тысяч деревьев. Ну, заполнили бы Ленинский проспект вдвое больше машин чем сейчас, а что дальше? Еще более непролазные пробки ближе к центру города после площади Гагарина?
Ясно, что и с экологической точки зрения необходимо как-то оптимизировать дорожное движение. В Москве меньше машин на душу населения, чем в Париже и Нью-Йорке, но там таких пробок, как у нас, нет. Среди знакомых москвичей не менее трети ездит по городу на машинах. Среди моих знакомых в Стокгольме, Женеве, Вашингтоне, Лондоне, Нью-Йорке я не припоминаю ни одного, кто в рабочие дни ездит по городу на машине. Надо и нам развивать в городе общественный транспорт – быстрый и комфортабельный, – именно это должно быть главным направлением решения московской транспортной проблемы.
3. Радиационная безопасность
Москва — единственная столица мира, на территории которой есть ядерные реакторы. В Москве и в ближайшем Подмосковье находятся 11 исследовательских атомных реакторов, 20 крупных радиационно-опасных производств, около двух тысяч предприятий и организаций, использующих радиоактивные источники и материалы. Делящихся материалов, содержащихся только в реакторах, достаточно, чтобы навечно отравить весь город. А предприятия, которые реально представляют радиационная опасность, находятся под надзором исключительно федеральных органов управления и в структуре московского правительства нет органов, отвечающих за радиационную безопасность города. В прошлом году был случай, когда на одном из предприятий, где находится множество радиоактивных веществ, начался пожар. Московские пожарные в течение четырех часов не могли попасть на территорию этого предприятия, потому что охрана федерального предприятия их не пускала. Решения о выводе из города атомных реакторов принималось еще в начале правления Лужкова, но оно не выполнено.
4. Экология и здоровье
Здоровье человека, в среднем, на 10 -15% зависит от наследственности, на 15 – 20 % — от медицины, и на 65 – 75 % от образа жизни и состояния окружающей среды. Поэтому наше здоровье может рассматриваться в известном смысле как показатель качества окружающей среды (особенно по таким экологически зависимым заболеваниям, как онкологические, аллергические, заболеваемость дыхательных путей, выкидыши и врожденные пороки развития (ВПР) и т.п.).
Даже по официальным данным, суммарный индивидуальный канцерогенный риск от воздействия формальдегида, бензола и бенз(а)пирена в Москве выше приемлемого уровня, а неканцерогенный риск от суммарного загрязнения атмосферного воздуха в административных округах города диоксидом азота, диоксидом серы, пылью, формальдегидом, оксидом углерода, бензолом и фенолом превышал в 2013 году допустимый уровень в 5 – 10 раз. На протяжении 2010 – 2013 гг. каждая 20-30-я проба воды из водопровода не соответствовала санитарным требованиям (связано с высокой изношенностью водопроводных труб). 27% проб почвы селитебных территорий города в 2013 г. не соответствовали санитарно-химическим нормативам, 25% — микробиологическим. Примерно у 200 базовых станций сотовой связи (из более 6500 в городе) уровень электромагнитного излучения в 2013 году превышал допустимый.
За период 2008 – 2012 гг. заметно выросла общая первичная заболеваемость детей и подростков (в том числе по врожденным порокам развития). Каждая 9-я из регистрируемых в городе беременностей в 2012 г. заканчивалась самопроизвольным абортом (выкидышем).
Москва – огромный и по населению и по территории город. Для эффективной борьбы с загрязнением среды было бы важно иметь быструю и точную информацию о локальных заболеваниях. Однако качество медицинской статистики в Москве отвратительное. С запозданием на полтора-два года публикуются отрывочные данные по только по административным округам. Анализ этих данных показывает, что уровень заболеваемости различается по округам обычно в несколько раз (я ряде случаев — в десятки раз!). Даже официально признается, что «отсутствие периодической (ежемесячной, еженедельной, ежедневной) и детализированной по возрастным группам и адресу проживания информации о неинфекционной заболеваемости населения практически исключает возможность проведения гигиенической оценки влияния конкретных объектов, загрязняющих среду обитания человека, на здоровье населения, проживающего в зоне его воздействия, а также в периоды ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, является в неприемлемым» (с. 206 доклада Роспотребнадзора по Москве за 2013 г. (2014).
Сравнение состояния здоровья москвичей с населением других субъектов Российской Федерации прибавляет существенные черные штрихи к этой информации. По 29 заболеваниям детская заболеваемость в Москве в 2012 году была выше среднероссийской и заболеваемости детей в Центральном федеральном округе (в том числе, по сахарному диабету – на 33 %, по онкозаболеваниям – на 20 %, по врожденным аномалиям, по психозам). Заболеваемость взрослых в 2012 г. была выше в Москве, чем в среднем по России по 35 показателям, была выше, чем в Центральном федеральном округе по 47 показателям (в том числе, первое место в России по болезням простаты, стенокардии и остеопорозу; первое место в ЦФО по болезням вен, гастритам, болезням желчного пузыря). Заболеваемость населения раками в Москве в 2012 г. была выше среднероссийской по 14 локализациям (первое место в России по раку простаты), и по восьми локализациям выше, чем в ЦФО (в т.ч. первое место по «другим лейкозам»).
Заключение
Было бы неправильно говорить, что все в отношении экологии в Москве плохо. Несомненно, в последние годы совершенствуется экологический мониторинг атмосферного воздуха и почв, по отдельным загрязнителям атмосферы проявляется тенденция снижения уровня загрязнения, появляется больше автоматически х станций мониторинга, государственные доклады по состоянию и охране окружающей среды города включают все более подробную соответствующую информацию. Важно, что в правительстве Москвы (пока со стороны экологов, а не медиков) начинают, наконец, сопоставлять данные по загрязнению среды с данными по состоянию здоровья, поддерживая специальные работы по оценкам риска для здоровья от некоторых загрязнений атмосферного воздуха и питьевой воды. В июле 2014 г. Правительство Москвы даже утвердило основные положения «Новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года» (ПП Москвы от 10.07.2014 года № 394-ПП). Формулировки этой «новой политики» просто отличные. Но, похоже, ситуация зеркально повторяет то, что происходит с экологической политикой и на федеральном уровне: кое-что по решению конкретных экологических проблем делается и выдвигаются хорошие экологические лозунги, однако вся основная конкретная деятельность прямо противоречит этим декларациям. Ранее принятые законы, хоть как то защищавшие природу города, повсеместно и безнаказанно нарушаются официальными лицами, под лозунгом «повышения рекреационной привлекательности» развернуто тотальное наступление на оставшиеся природные территории (некоторые из них даже передаются полностью в ведение департамента культуры), по статьям экологических расходов тратятся колоссальные средства на экологически сомнительные (скорее — антиэкологические) проекты вроде создания помпезных «входных групп» и оград в парках и скверах, установку гранитных вазонов для растений на улицах, на так называемую «реабилитацию» водоемов (сооружение каменных набережных с уничтожением прибрежных экосистем), все больше газонов превращается в асфальтированные автостоянки, в парках вместо гравийных и песчаных дорожек появляются бетонированные проспекты, а на скверах – искусственные газоны…
Это один из многих признаков деэкологизации государства, и волшебной палочкой мы это не остановим, только решительной сменой власти.
21/12/2014