Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

ПОГРОМ ПАРКА ДРУЖБЫ


Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь.

Джордж Сантаяна

 

Зачастую в понимании церковников те, кто так или иначе препятствует в реализации их религиозных желаний, как, например, построить очередной храм (в зеленой городской зоне) воспринимаются либо как заблудшие грешники, либо как слуги дьявола. Все зависит от степени фанатизма.  Аргументы при этом отступают на задний план, вперед выходят эмоции.

Конфликт вокруг постройки храма в парке Дружбы в Благовещенске не стал исключением. Но далеко не всегда то, что на первый взгляд кажется белым таковым в действительности и является. Наш случай как раз из этой категории. Разберем детали. Он где-то там кроется… Дьявол.

Страсти вокруг парка забурлили год назад, когда жители микрорайона узнали о закулисном решении городских властей безвозмездно передать часть парка епархии под постройку очередного храма. Узнали, когда уже церковники бесцеремонно срубили все деревья в месте предполагаемого строительства.

Мнения горожан тогда разделились. Жители микрорайона вышли на акцию протеста против решения муниципалитета, принятого без открытого общественного обсуждения. Что примечательно, никто из депутатов или чиновников тогда не снизошел до общения с жителями. В ответ епархия провела свой «антимайдан», собрав страждущих со всех окрестных деревень.

 

После этого тема затихла. Забрезжила надежда на то, что здравый смысл чиновников и попов, решивших не искушать судьбу, возобладал. Конечно, саженцы на месте порубок прихожане так и не высадили, несмотря на громкие заявления епархиальных коммуникаторов. От парка отстали – и то ладно! Но как показало время, рано радовались.

Вспомним основные претензии к новостройке, озвученные в свое время горожанами:

— некоторые из срубленных деревьев высаживались как память об ушедших из жизни членах семьи (вернуть деревья нельзя, но попросить прощения у людей, отбросив гордыню попы могли бы);

— парк выполняет не только рекреационные функции, но ввиду соседства с Новотроицким шоссе служит также санитарным разрывом, создавая защитный барьер от шумового и воздушного загрязнения между жилым массивом и автомагистралью (фактически подтвердив сей факт в ответе на наше обращение, тем не менее,  чиновники Роспотребнадзора самоустранились, видимо, решив не портить отношения с городской администрацией);

— архитектура парка российско-китайской дружбы создана в традиционном китайском стиле и ее изменение (снос или перенос Северных Ворот) будет эстетически несовместимо с первоначальным замыслом;

Еще на одну, на мой взгляд, самую главную причину, по которой нужно оставить парк «Дружбы» в покое, никто не обратил должного внимания. Уверена, что наши китайские соседи очень внимательно отслеживают эту историю.

Давайте вернемся в прошлое. В 1900 год.

Черная страница в истории города Благовещенска, о которой мы стыдливо умалчиваем, о которой не принято говорит на уроках истории родного края. Но это было, и умыть руки не получится.

3 июля 1900 года военный губернатор по инициативе благовещенского полицмейстера издает распоряжение о выдворении всех китайцев, проживающих в городе за Амур. Полиция при поддержке волонтеров из числа горожан и казаков устраивает массовые облавы, которые сопровождаются массовыми грабежами, избиением и убийствами.

«Утром 4 июля первая партия собранных накануне китайцев общей численностью до 3,5–4 тыс. человек (есть оценки и в 5–6 тыс.) под конвоем из 80 новобранцев, вооруженных за неимением ружей топорами, была отправлена в небольшой поселок Верхне-Благовещенский (в 10 километров вверх по Амуру). Колонну вели быстро, дорога была плохая, день жаркий, и многие, особенно старики, стали отставать. Командовавший операцией пристав отдал приказ всех отставших “зарубить топорами”. Приказ выполнялся, во время пути было убито несколько десятков человек. Следствие, произведенное несколькими месяцами позднее, выяснило, что все это сопровождалось мародерством — грабили и мертвых, и живых.

И при облавах, и во время этого скорбного пути не было ни одной попытки оказать сопротивление. Более того, никто не пытался бежать, хотя при чисто символическом конвое сделать это было не так уж сложно.

В поселке к конвою присоединились вооруженные жители-казаки во главе со своим атаманом. Они выбрали место для переправы. Ширина Амура составляла здесь более 200 метров, глубина — более четырех при мощном течении. Подогнали китайцев к урезу воды и приказали им плыть. Когда первые вошедшие в воду почти сразу утонули, остальные идти отказались. Тогда их стали гнать — сначала нагайками, потом стрельбой в упор. Стреляли все, у кого были ружья: казаки, крестьяне, старики и дети. После получаса стрельбы, когда на берегу создался большой вал из трупов, начальник отряда приказал перейти на холодное оружие. Казаки рубили шашками, новобранцы — топорами. Спасаясь от них, китайцы бросались в Амур, но преодолеть его быстрое течение не смог почти никто. Переплыло на другой берег не более ста человек.

Никто из участников расправы не протестовал. Нескольким новобранцам, у которых не хватало решимости рубить людей топорами, казаки пригрозили “снести головы, как изменникам”. Один новобранец спас раненого мальчика, мать которого была убита, но то был единственный случай человеколюбия, зафиксированный следствием.

В последующие дни, вплоть до 8 июля, такая же участь постигла еще три партии китайцев, общей численностью в несколько сотен человек. Непосредственные руководители “переправ” немедленно, как положено, составляли рапорты для начальства, так что все происходившее не было для него тайной». 

История ужасная. Но стирать ее из памяти нельзя. Чтобы подобное больше не повторилось. Кстати, наши соседи с другого берега Амура помнят о «Благовещенском холокосте». Были сняты фильмы о погроме. Каждый год жители Хэйхэ вспоминают о невинно убиенных жертвах.

Нам бы покаяться. И беречь парк Дружбы как зеницу ока, дабы не возникло даже и тени сомнения, что мы забыли о том массовом погроме. Погроме, виновниками которого в массе своей были адепты той  самой конфессии, которая сейчас претендует построить культовое сооружение в парке российско-китайской дружбы.

Я не хочу взывать к совести попов, нет. Но обращусь к здравому смыслу чиновников. Вы уповаете на многомиллиардные инвестиции со стороны Китая в новые проекты на территории Приамурья? Но зачем вы при этом плюете в колодец, из которого собрались пить?

Нам нужно не просто сохранить парк Дружбы, но и поставить в нем памятник погибшим. Чтобы он служил нам постоянным укором и напоминанием, и чтобы прошлое не ударило бумерангом по настоящему.

А главный храм у человека в душе, и его не заменит никакое материальное сооружение.  Зло никогда не может породить доброе. Если мы плюем на грехи прошлого, то их не искупят и миллионы новых самых прекрасных храмов.

Оригинал



01/11/2015



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»