Что нового нас ждёт на этих выборах? // Интервью с Д.С. Рыбаковым
Интервью с Д.С. Рыбаковым, известным карельским ученым-геохимиком, экологическим активистом, членом Федерального Бюро Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО»
Дмитрий Рыбаков – старший научный сотрудник Института геологии Карельского научного центра Российской академии наук, кандидат наук. За развитие науки, организацию научных исследований и вклад в формирование экологического мышления в декабре 2015 года Европейская Академия Естественных Наук присвоила ему звание Почётный учёный Европы. Одновременно ему вручена памятная медаль Готфрида Вильгельма Лейбница. Сегодня Дмитрий Сергеевич наш собеседник, и мы захотели узнать у него не только о научной работе, но и о его другой, очень разноплановой деятельности.
— Дмитрий, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как становятся учёными? И почему в России, при огромном числе научных работников, их прекрасных изобретений и трудов, настолько отсталая экономика? Вы недавно сделали в социальной сети репост информации о мнении Лорена Грэхема по данному вопросу. Вы согласны с этим мнением?
— Здравствуйте! Профессор Массачусетского технологического института Лорен Грэхем – специалист по истории советской и российской науки. И свое десятиминутное выступление на тему попыток России получить «молоко без коровы» он сделал на прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме. Вместе с тем, Грэхем читал свои лекции в Москве ещё в 2014 году. И тогда он тоже говорил о крайне неуважительном отношении российских чиновников к предпринимателям и инноваторам. Понимая, как трудно внедрить в нашей стране что-то новое и по международным меркам передовое (все едут это делать на Запад!), соглашусь с ним в этой части.
С другой стороны, большинство наших чиновников, я убежден, бесполезно просить или требовать от них организации инновационной деятельности. Они просто этого не смогут сделать, не запутав всё в бумагах, жутких отчетах, не испортив процесс развития коррупционными схемами и новыми экологическими рисками. Эти чиновники, правда, и сами не собираются этим заниматься, работая по старинке с упором на изъятие и продажу природных ресурсов. Если же кто-то и захочет помочь инновационному развитию, то ему обязательно помешают – политика «денег нет, но вы держитесь», санкции-«антисанкции», расползающийся нездоровый консерватизм и т.п. Вот это всё и есть главный недостаток российской экономики. Кратко можно ещё и ещё раз повторить – нет свободы, настоящей, для всех, и, как следствие, для самой экономики и развития. Это я ответил Вам на вторую часть вопроса.
А как же становятся учёными? Вообще, если формально, то, конечно, сначала оканчивают среднюю школу, потом вуз, готовят диссертацию, защищают её в диссертационном совете. И всё это время пишут научные статьи, выступают на научных конференциях. Но это, повторюсь, формально. К этому всему я бы добавил ещё – много думают. Думать – это такой процесс, когда, собственно и рождаются научные идеи – для развития экономики и культуры, для создания условий безопасности в обществе, например, экологической безопасности, укрепления международных связей и процветания. Когда учёного отвлекают от того, чтобы думать, например, не индексируют заработную плату, обирают его семью, также как и его соседей, неоправданными жилищно-коммунальными тарифами, получается или деградация, или бегство от ужасной действительности за границу.
— Но это, как я понимаю, только часть проблем нынешней науки и дальнейшего применения её достижений в экономике. А что это за проблема с нечестными диссертациями, о которых сейчас так много говорится?
К сожалению, ещё одна «особенность», появившаяся в российской науке – это плагиат, которым занимается огромное число, в том числе высокопоставленных, лиц, включая депутатов Государственной Думы шестого созыва. Там всё достаточно просто – таким людям очень не хочется, по разным причинам, тратить время на настоящую научную работу, поэтому они «заимствуют» (попросту – крадут) то, что уже было написано другими, и выдают за свою работу. Но, как известно, действие равно противодействию – в сети появилась общественное движение под названием «Диссернет», специалисты которого противостоят незаконным махинациям и подлогам в области научной и образовательной деятельности, и, прежде всего, в процессе защиты диссертаций и присвоения учёных степеней. И, нужно сказать, что деятельность такого вольного сетевого сообщества достаточно эффективна – множество фальсифицированных диссертаций официально отменено. В основном отменяются диссертации в области гуманитарных наук, по минимуму – естественных (там, как утверждают активисты, списать сложнее).
— Очень интересно. Вы назвали ряд проблем, с которыми ежедневно сталкивается общество и отдельные граждане – экологические проблемы, высокие тарифы в сфере ЖКХ, воровство, коррупция, отсутствие развития. Но Вы – общественный активист и политик высокого уровня – член Федерального Бюро политической партии. Как получилось, что активист экологического движения занялся ещё и политикой? Что сейчас с Ассоциацией зелёных Карелии, координатором которой Вы являетесь?
— Сразу скажу, что независимые от власти неправительственные организации России, из тех, кто ещё существует, и к которым относится Карельская региональная общественная организация «Ассоциация зелёных Карелии», делятся на две основные группы. Первые – это те, кто пытается работать на основе ранее принятых технологий и установленных связей. И какими бы полезными делами эти организации не занимались (решением серьезных экологических проблем, помощью детям и старикам, проектами в области культуры и т.д.), в случае получения финансирования из-за границы по линии международных контактов, на них вешаются ярлык «иностранный агент» и 300-тысячные штрафы. Можно, конечно, получать финансирование из российских источников, но кто же вам его предоставит, если вы – действительно независимая организация. Можно собирать крохи или, например, выполнять крупные, но сомнительные по эффективности для целей развития проекты, финансируемые государством.
Вторая группа общественных организаций – это те, кто, оставаясь в государственных реестрах и ведя общественную работу, отказываются от финансирования, имея в виду не только необходимость регистрироваться в качестве «иностранного агента», но и ужесточение политики отчётности НПО перед государством, в том числе налоговыми органами и Минюстом. Некоторые не выдерживают до такой степени, что ликвидируют себя в качестве юридического лица и работают без официальной регистрации. Ассоциация зелёных Карелии относится именно к этой группе организаций. Она сохраняет статус юридического лица, ежегодно предоставляет отчёты в Минюст и информацию для опубликования в Государственном докладе о состоянии окружающей среды в Республике Карелия. Мы стараемся взаимодействовать с государственными органами власти, несмотря на малую эффективность – я, например, являюсь членом Общественного экологического совета при Правительстве Республики Карелия, муниципальной властью – в Общественном экологическом совете Петрозаводского городского округа несколько членов Ассоциации, я являюсь председателем этого Совета.
— А в чём же неэффективность работы общественных советов? Может быть есть препятствия в их деятельности? Приведите примеры.
— Два примера из жизни Общественного экологического совета при правительстве. Этот Совет, кстати, возглавляет руководитель Карельского республиканского Совета ВООП, профессор Владимир Васильевич Луканин. Так вот. Общественный совет уже давно, ещё в 2012 году, принял обращение к Главе Республики Карелия (тогда еще А.В. Нелидову) о необходимости образования национального парка «Ладожские шхеры». И что же? Парка нет до сих пор. Притом что были обращения других общественных организаций, работа учёных, экспертов, положительное мнение жителей двух муниципальных районов, многочисленные согласования и пересогласования. Но ведь, согласно правительственному распоряжению № 2322-р, подписанному Путиным, национальный парк «Ладожские шхеры» должен был быть создан как раз в 2012 году! Неужели до сего дня нельзя решить все вопросы и защитить, наконец, Приладожье от уничтожающих рубок леса и превращения великолепных скал в щебёнку?!
Другая проблема, на решении которой Общественный экологический совет настаивает с момента начала своей деятельности, это отсутствие в Карелии региональной экологической политики, а именно закрепляющего эту политику, её основы документа. В республике до сих пор не принята Концепция государственной экологической политики, средства, поступающие в республиканский бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, прячутся и не возвращаются в подавляющей своей части (порядка 200–250 миллионов рублей ежегодно) на решение экологических проблем.
В то же время на уровне города нам удалось добиться принятия Концепции муниципальной экологической политики Петрозаводского городского округа. За счёт этого в течение нескольких лет приняты и реализованы некоторые ведомственные экологические программы (по отходам, зелёным насаждениям, в том числе природным и рекреационным зонам, экологическому просвещению населения). В 2013 году возобновил свою работу Общественный экологический совет Петрозаводского городского округа. До конца 2015 года работа общественных организаций во взаимодействии с администраций города и экологически ориентированным бизнесом отличалась эффективностью. Так, принята муниципальная дорожная карта поэтапного перехода к раздельному сбору отходов, ежемесячно организовывался сбор макулатуры, пластика, отработавших батареек с целью их дальнейшей переработки в полезную продукцию, создавались новые участки природно-рекреационных зон, проводились массовые акции по посадке зелёных насаждений и субботники по уборке мусора. Отголоски этой бурной экологической деятельности проявляются до сих пор.
— Мне кажется, Вы как-то пессимистично произносите – «отголоски»? Если что-то делается в области экологической политики, то это ведь хорошо?
— Как поётся в известной песне, «хорошо-то хорошо…», ну, дальше знаете. Например, с марта мы не могли два месяца собрать плановое заседание Общественного экологического совета. Сначала от нас потребовали дополнить состав Совета представителями Общественной палаты Республики Карелия (притом, что такой представитель в Совете на тот момент уже был – известный зоозащитник Владимир Рыбалко). Спасибо Общественной палате, оперативно предложившей дополнительные кандидатуры в состав Совета. Потом в городе разразился скандал в связи с переделом рынка муниципального отлова безнадзорных животных. В первых рядах инициаторов «нововведений» оказались депутаты Петрозаводского городского совета из фракции КПРФ. Так вот, нас заподозрили в том, что мы зачем-то примем участие в скандале, и за полчаса до начала планового заседания Совета отказали в ранее согласованном зале администрации. Позднее мы это заседание всё-таки провели, приняли рекомендации государственным и муниципальным органам, в том числе по вопросам обращения с безнадзорными животными. Материалы и информация по работе Общественного экологического совета теперь размещается «ВКонтакте»: https://vk.com/oes_ptz
«Откат» в сфере экологической безопасности в Петрозаводске выразился не только в ватно-сдерживающем отношении к экологической общественности (я ещё не упомянул здесь отказ Общественному экологическому совету включить представителя общественности в состав комиссии, которая готовит предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города). Проблема также проявилась во вполне конкретных решениях или, наоборот, их отсутствии. В том числе возобновлении сокращения природно-рекреационных зон, каком-то странном нежелании администрации решить проблему антисанитарных, полных крыс контейнерных площадок на территориях общего пользования. В том числе это касается улиц, носящих имена павших героев войны. Отдельная тема – разрешение на превышение ранее согласованной с общественностью высоты зданий жилого комплекса, возводимого возле исторического Левашовского бульвара в центральной части Петрозаводска.
— Вы критикуете власть за многие её недостатки. Но, тем не менее, Вам только что вручена Почетная грамота Петрозаводского городского округа. Почему и за что? И как всё же получилось, что общественник стал политиком? Чему это помогло?
— Награда вручена не просто так, а по представлению серьёзной организации – Карельского научного центра Российской академии наук, который только что отметил своё 70-летие. Город, кто бы его ни возглавлял, с мнением ведущего научного учреждения республики не согласиться не мог. Нужно сказать, что, конечно, получить награду было приятно, также, думаю, как и ряду других сотрудников Центра, награжденных за вклад в изучение города.
Но вернёмся на десятилетие назад. К 2006 году ведущие экологические организации России, а их было без малого сто организаций, завершили попытку создания собственной зелёной партии с названием «Зелёная Россия». Попытка не удалась, поскольку власти не дали осуществить эту возможность, подняв планку обязательного количества членов политической партии с 10 до 50 тысяч. Мы за предоставленный для создания партии год смогли набрать 20 тысяч.
В условиях активного ослабления природоохранного законодательства, усилившихся репрессий против экологов и активистов, очевидного наступления бизнес-государства на среду нашего проживания понимание зелёными необходимости участия в политической жизни страны только усилилось. После очень серьёзного и демократичного обсуждения выбора политического союзника большинство остановилось на партии «ЯБЛОКО». Именно «ЯБЛОКО» – экологически ориентированная партия – стала вторым домом для зелёных-политиков. В апреле 2006 года лидеры «ЯБЛОКА» и «Зелёной России» профессора Григорий Алексеевич Явлинский и Алексей Владимирович Яблоков на объединительном Съезде «Зелёной России» подписали Соглашение о создании фракции «Зелёная Россия» в Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО». Позднее, в 2012 году по предложению фракции, «яблочники» проголосовали за включение в устав партии дополнительного краткого её наименования – «ЯБЛОКО-Зелёная Россия». Партия приняла экологическую программу «Зелёной России» и включила её в общую партийную программу. Лидеры фракции постоянно входят в руководящие структуры партии, члены фракции выдвигаются в качестве кандидатов в депутаты различных уровней. В 2007 году я, например, выиграл выборы в Петрозаводский городской Совет, и до 2011 года возглавлял в Петросовете постоянную комиссию по экологической политике. В том же 2011 году мне не хватило всего лишь 0,2% голосов избирателей республики, чтобы, вслед за нынешним руководителем партии «ЯБЛОКО» Эмилией Эдгардовной Слабуновой, стать депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия.
— Но 18 сентября этого года в России и Карелии пройдут новые выборы? Как партия «ЯБЛОКО» готовится к этому важнейшему для страны событию? Какие она выдвигает требования к власти? Что нового нас ждёт на этих выборах?
— Требования к власти у нас очень просты – «не врать и не воровать». Это слова Явлинского. Если это требование будет соблюдено, то Россия сможет сделать огромный шаг вперёд на пути своего развития, ей поверят миллионы людей не только в стране, но и в мире в целом. Пока же деньги от продажи природных ресурсов, а это миллиарды долларов, некоторыми нашими околовластными согражданами загоняются в оффшоры, ничего хорошего от такой власти ждать не приходится.
Предвыборная программа партии дорабатывается. Она будет принята на Съезде «ЯБЛОКА». В ближайшие выходные наши избиратели узнают также имена кандидатов в депутаты на выборах в Государственную Думу Российской Федерации от партии «ЯБЛОКО». Могу сразу сказать, что список возглавит один из основателей партии – Григорий Алексеевич Явлинский. Это коалиционный список, в который войдут не только члены партии, но и беспартийные кандидаты. То, что список будет исключительно сильным, сцементированным как известными политиками, так и молодыми кандидатами, для меня очевидно. Будут выдвинуты кандидаты и по одномандатным избирательным округам. Все кандидаты выдвигаются из числа тех, кого предложили регионы, и кто будет баллотироваться по итогам коалиционных переговоров.
— Известно, что Галина Ширшина официально заявила о своём намерении баллотироваться в ГосДуму от партии «ЯБЛОКО»…
— О поддержке Галины Игоревны заявила и партия «ЯБЛОКО». Вы увидите лучшего мэра России, также как и Председателя партии Эмилию Слабунову, в списке на выборах в Государственную Думу.
— Понятно, что окончательное решение по кандидатам в депутаты ГосДумы примет партийный съезд. Но также будут выборы в Законодательное Собрание Республики Карелия и городские советы Петрозаводска и Костомукши. Что ясно по этим выборам?
— На мой взгляд, мы довольно убедительно показали, что не собираемся мириться с безобразиями, творимыми властью «Единой России» в нашей республике. Мы не смирились с отменой выборов мэров городских округов, мы не смирились с политическим преследованием оппозиционных политиков, мы не смирились с уничтожением лесных угодий в Кондопожском районе, развалом карельской экономики, миллиардными долгами, допущенными под руководством А.П. Худилайнена, так называемой оптимизацией, а, по сути, урезанием образования и здравоохранения и, наконец, гибелью детей на Сямозере. Мы помним, что за отставку нынешнего Главы Республики Карелия жители республики поставили 20 тысяч подписей. К нам не прислушались, но это не значит, что «всё кончено». Выборы депутатов, а на следующий год – выборы нового руководителя региона, покажут, кто прав, а кто нет. Новое заявление Федерального Бюро РОДП «ЯБЛОКО» о ситуации в Карелии – свидетельство того, что мы продолжаем бороться. Но никто, конечно, не думает, что справедливость восторжествует сама собой. Это случится, если нас поддержат жители республики не только в Петрозаводске и Олонце, но и в Сегеже, Кондопоге, Костомукше, Сортавале и Питкяранте. Во всех населённых пунктах, включая сельские поселения, где самая трудная ситуация, где «оптимизация» идёт полным ходом.
Если возвращаться к общеполитической позиции «ЯБЛОКА», то следует напомнить, что наша партия выступает против любых революционных свержений. Мы – за мирную смену власти на выборах. Из этого и надо исходить!
— Спасибо Вам за это интервью!
— Спасибо! До новых встреч!
Записал А. Козлович
28/06/2016