Курильский вопрос – проблема народа айну
Если люди долго спорят, то это доказывает,
что то, о чем они спорят, неясно для них самих.
Вольтер
Все мы в той или иной степени знакомы с т.н. «Курильским вопросом», оказывающимся вновь и вновь в зоне пристального внимания общественного мнения в связи с очередными встречами лидеров двух держав. Я не буду говорить здесь о всех за и против, обсуждать детали переговоров и т.д. В этом посте я хочу затронуть один малоизвестный широкой общественности аспект, связанный с третьей стороной в этом конфликте, непризнанной главными участниками этой истории. В общем, если интересно, дочитайте до конца…
Каждый раз, когда первые лица Японии и России (СССР) наносят визиты друг к другу, всегда помимо прочих поднимается вопрос государственной принадлежности южнокурильских островов. И это уже традиция, эдакая дипломатическая игра. Обе стороны апеллируют к международному праву, заявляя о своих претензиях и предъявляя довольно убедительные доводы и аргументы в свою пользу. Общественность обеих стран тоже в стороне не остается от обсуждения территориального спора. В Японии существуют десятки общественных и политических организаций от умеренных до ультрарадикальных, с переменной настойчивостью требующих Курилы назад. В постсоветской России сформировалась категория граждан, например, согласных даже и вернуть острова. Конечно, не задаром (по крайней мере не так, как Китаю). Аргументы их понятны. Россия большая, острова крошечные. Если экономически и технологически развитая Япония пойдет на выгодную нам сделку, нужно отдавать не раздумывая. Пока берут. При этом экономические отношения, культурные связи между нашими странами развиваются параллельно, независимо от решения курильского вопроса.
Очередной визит президента России в страну Восходящего солнца не стал исключением. Премьер-министр Японии Абэ заявил о твердом намерении поставить точку в территориальных спорах. Владимир Путин готов выслушивать предложения, но «продавать» не торопится. Вполне вероятно, что и на этот раз Курилы останутся островами преткновения между нашими государствами. Отдать их Японии, значит оставить Тихоокеанский флот без выхода в океан через незамерзающие проливы южнокурильской островной гряды. Этот аргумент считается железным для сторонников территориальной целостности России.
Затем следует экскурс в историю. И здесь #КрымНаш бледнеет перед Курилами. Ведь еще при самой матушке императрице Екатерине II в состав Российской Империи входили не только все Курильские острова, но даже (страшно произнести вслух!) – остров Хоккайдо. Да-да, считается что тамошние жители островов были приведены в российское подданство в результате трудов экспедиции Ивана Антипина и Дмитрия Шабалина 1778-79 годов. Полагаю, что на бригантине «Святая Наталия» был неисчерпаемый запас нательных крестиков, не в пример «Курящему Кузе». Крестиков хватило всем, так как японцев, посетивших в 1786 году Кунашир и Итуруп, встретили аборигены, носившие вполне себе русские имена и фамилии. Более того, японцы и русских приняли за местных айну, имевших вполне себе европеоидную внешность. Японцы так и назвали русских – «рыжие айну». Вот такой в прошлом случился казус.
Хотя при обсуждении курильского вопроса японцы и россияне сейчас стыдливо не вспоминают про аборигенов, но именно айну являются третьей стороной в территориальном споре, пока еще не заявившей свои претензии на Курилы. При том, что вся топонимика Курильского архипелага представлена исключительно на языке айну! Даже само название островов – Курилы — является вторым именем этого очень многочисленного в прошлом и очень древнего народа. Народа, который древнее японцев и русских вместе взятых. Народа, населявшего огромную территорию Северо-Восточной Азии и западную акваторию Тихого Океана — нижний Амур, Сахалин, юг Камчатки, Курилы и все современные японские острова, включая Рюкю. Японцы на протяжении столетий воевали с айну, отвоевывая километр за километром. С каждым столетием численность аборигенов сокращалась. И сейчас в современной Японии айну рассматриваются как реликт, народ фактически ассимилированный и ставший неотъемлемой частью единой японской нации.
Далеко не все гладко было и в истории взаимоотношений русских «первопроходцев» и новопоселенцев с айну. И даже сейчас айну, проживающие на территории России, не имеют статуса коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока (к слову, такой статус в РФ имеют 40 народов). В связи с этим практически все из них вынуждены формально причислять себя к иным малочисленным народам ради получения незначительных преференций, положенных по закону аборигенам, ведущим традиционный образ жизни. В тоже время часть российских айну, проживающих в настоящее время на Камчатке, на протяжении ряда лет безуспешно добивается получения статуса народа.
Еще в девятнадцатом веке японцы лишили айну права называться народом, заявляя, что все территории традиционного проживания айну являются частью Японии. Интересно, что в 2004 году община айну Камчатского края направила президенту Путину письмо, с призывом не допустить передачи Курильских островов Японии и признать японский геноцид айну. В ходе переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айну, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как этнических Камчадалов.
Из современных российских политиков, пожалуй, только Андрей Бабушкин, член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека и один из лидеров фракции «Зеленая Россия» в демократической Партии «ЯБЛОКО», предпринимает попытки помочь айну в решении проблемы на государственном уровне.
Он пишет: «На территории России проживает свыше 500 различных народов и народностей, примерно 150 из которых являются коренными. Значительная часть этих народов является малочисленными, как в силу естественных исторических причин, так и из-за драматических исторических процессов, приведших к их ассимиляции, переселению или уничтожению. Для защиты этих народов разработан Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства. Однако не всем народам повезло попасть в этот перечень. Некоторые народы не попали в Перечень по причинам идеологического и политического характера. Наверное, наиболее печальной является судьба народа куриль (айнов) – коренного населения японского острова Хоккайдо, а также Камчатки, Сахалина и Курильских островов, получивших название по имени своих древнейших обитателей.
Язык (языки) айнов является изолированным, так как не родственен ни одному другому живому или мертвому языку на земле. Хоккайдо, Сахалин и Камчатку айны заселили не менее 15 тыс. лет назад, создав древнюю культуру дзёмон. От окружающих их народов айны отличались более светлой кожей, а также обильным волосяным покровом.
Еще в середине 18 века более полуторы тысяч айну добровольно приняли подданство Российской империи.
В 18-20 веках различные группы айнов пережили геноцид со стороны окружающих их народов. Так, камчатские куриль прекратили свое существование после разгрома войсками Российской империи 1706 года и последовавшей эпидемией оспы. Их остатки смещались с коряками и камчадалами. Северокурильские айну, исповедовавшие православие носившие русские имена, после передачи островов Японии в 1875 году частично бежали на Камчатку, частично вымерли…
Считаю, что в отношении айнов была допущена историческая несправедливость, которая должна быть исправлена».
Примечательно, что несмотря на препятствия и в самой Японии в последние годы набирает силу процесс самоидентификации потомков айну, переселенных в середине прошлого века с территории Сахалинской области на Хоккайдо Они также сейчас настойчиво ищут пути возвращения на историческую родину.
Кто же им не дает? Гордость и предубеждение «больших братьев» — русских и японцев. Интересы большой политики мешают им взглянуть на курильский вопрос не сквозь призму островной принадлежности, а как на проблему возвращения курильцев (айну) на их исконные земли. Обретение статуса коренного малочисленного народа открывает для айну законодательные возможности создания на части курильских островов ТТП – Территории традиционного природопользования федерального значения. Возвращение аборигенов на историческую Родину в соответствии с международным правом коренных народов снимает территориальные претензии к России со стороны Японии раз и навсегда.
А так как возрождение айну невозможно без обоюдного участия России и Японии, то это может реально стать объединяющей идеей для двух соседних государств с непростой историей взаимоотношений. Идеей, вторичной по отношению к которой будут все остальные предложения: безвизового режима на южных Курилах для японцев, совместной экономической зоны и т.д., и т.п.
Нужна лишь политическая воля для такого непростого, но исторически справедливого решения! Будет ли она?…
16/12/2016