Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Наталья Тумуреева: Экологическое законодательство должно быть адекватным // Тайга.информ


Бурятский эколог, председатель регионального отделения партии «Яблоко» Наталья Тумуреева об абсурдности приравнивания водоохранной зоны Байкала к центральной экологической. Лучше навести порядок в 500 метрах от озера, организовав утилизацию мусора и оборудовав автостоянки так, чтобы машины не подъезжали к берегу, считает она.

На протяжении многих десятилетий экологическая общественность сетовала на недостаток законов, посвященных охране Байкала. Действительно, вокруг озера строили промышленные предприятия, по Байкалу сплавляли спиленный на его берегах лес и перевозили нефтепродукты, попутно сливали и сбрасывали в озеро все, что только можно было сливать. Под давлением общественного мнения и очевидного ухудшения ситуации на протяжении последних 25−30 лет многие виды деятельности на берегах Байкала были запрещены, предприятия закрыты. Но маятник законотворчества, однажды набравший ход, все никак не может остановиться: с 2016 года в Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала невозможно уже просто жить — даже в тех населенных пунктах, чья история насчитывает сотни лет. Во всяком случае, жить по закону.

— Довольно часто приходится сталкиваться с фундаментальным непониманием людей, вроде бы желающих, как и все мы, внести свой вклад в защиту Байкала. Но почему-то многие из них словно не хотят понять, что на Байкале есть две зоны: водоохранная (ВЗ) и Центральная экологическая (ЦЭЗ). Правила для ВЗ прописаны в Водном кодексе РФ, который был принят в 2008 году. У всех водных объектов в стране есть ВЗ. У рек она одна, у озер она другая, у Байкала до 2016 года она была — 500 метров. А вот ЦЭЗ — это из федерального закона о Байкале и постановления правительства РФ № 643 «Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ». ЦЭЗ утверждена постановлением правительства РФ и нанесена на карту, это большая территория вокруг Байкала. И в ЦЭЗ запрещено, по сути, все: размещение опасных отходов, сброс сточных вод на рельеф, строительство заводов, добыча полезных ископаемых и так далее.

До выхода распоряжения правительства РФ № 368 и постановления правительства РФ № 11 о рыбоохранных зонах, ВЗ составляла 500 метров. Но с 2016 года, по данным распоряжениям, ВЗ почти приравняли с ЦЭЗ, то есть теперь эти две зоны почти совпадают. И это очень большая территория. И вот тут-то начинаются проблемы. Населенные пункты, которые раньше были в ЦЭЗ и спокойно в ней существовали, сейчас попали еще и под ограничения, прописанные для ВЗ. А они жестче. Например, в этой зоне нельзя двигаться автомобилю вне асфальтированных дорог! А где в деревнях прямо у Байкала есть асфальтированные дороги? Или в ВЗ нельзя оставлять автомобиль вне оборудованной стоянки. Это на берегу Байкала то? Все села должны быть обеспечены водопроводом и центральной канализацией, ни говоря уж и об очистных сооружениях. Готов наш бюджет вытянуть все эти затраты? Заасфальтировать все дороги в селах, построить водопроводы, канализацию, очистные?

Поэтому возникает закономерный вопрос — зачем нам такая огромная ВЗ, если в ней все равно не будет исполняться закон? Исключительно в силу того, что его там нельзя исполнить физически. Как еще одно доказательство того, что мы живем не по закону, а по понятиям?

При этом стоит помнить, что при сокращении площади ВЗ размер ЦЭЗ останется такого же размера, поэтому все ограничения ВЗ будут действовать только в ВЗ, то есть в 500-метровой зоне от берега. А на всей остальной территории будут действовать ограничения ЦЭЗ. Ни разрабатывать полезные ископаемые, ни строить заводы на берегу Байкала все равно будет нельзя! А вот выносить населенные пункты из ЦЭЗ (это тоже одно из предложений Минприроды России) можно будет и не пытаться. Такое решение как раз и снимет все ограничения.

Моя гражданская позиция — экологическое законодательство должно быть адекватным. Я считаю, что лучше навести порядок хотя бы в 500-метровой зоне от Байкала — организовать там сбор и утилизацию отходов, оборудовать автостоянки, чтобы автомобили не подъезжали прямо к берегу. Это лучше, чем кичиться огромной площадью ВЗ и все равно не соблюдать ее ограничения? Кстати, и возле рек на расстоянии 50 метров от уреза воды тоже стоять на автомобиле нельзя. А пока, если соберетесь на Байкал и не захотите нарушать законодательство — оставляете машину за пределами ВЗ, в среднем за 80 км от воды, а дальше пешком.

Оригинал



18/12/2017



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»