Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Леса России отдаются в управление субъектам Федерации


Опубликован текст закона, вносящего очередные изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, и принятый в пятницу Государственной Думой в третьем чтении. "Лесная" часть этого закона в варианте третьего чтения разительно отличается от того, что принято в первом чтении. В частности, субъектам федерации передается "осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, их охрана, защита и воспроизводство". Правда, из этой нормы делается исключение: "Осуществление указанных полномочий не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на территориях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе включать в указанный перечень, в том числе субъекты Российской Федерации, плотность населения которых в три раза превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, особо охраняемые территории федерального значения, территории лесов, расположенных на землях обороны".

Фактически, это означает, что с лесами, до настоящего времени находившимися в ведении Рослесхоза (возможно, за некоторыми исключениями), решили поступить так же, как год назад с сельскими лесами. Как прокомментировали ситуацию в Гринпис России, принятый закон на практике ликвидирует федеральную собственность на леса и федеральную систему управления ими. В ближайшей перспективе это может означать распад системы лесхозов. Весьма вероятно, что это первый и вполне осознанный шаг федерального правительства к ликвидации Федерального агентства лесного хозяйства — поскольку после принятия нового закона Рослесхоз оказывается в том же самом положении и статусе, в котором был Россельхоз (Федеральное агентство по сельскому хозяйству) непосредственно перед его ликвидацией.

Следует отметить, что текст данного законопроекта, принятый в третьем чтении, концептуально отличается от того текста, который был принят в первом чтении (поскольку в варианте первого чтения предполагалось сохранение федеральной собственности на леса и существующей системы управления). В условиях правового государства такой подход к принятию законов мог бы быть оспорен, но в современных российских условиях это представляется маловероятным.

Ниже приводится текст статьи 17 проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", которая вносит изменения в действующий Лесной кодекс Российской Федерации. Ожидается, что этот закон будет одобрен Советом Федерации на заседании 27 декабря 2005 г., подписан Президетном и вступит в силу с начала 2006 года.

"Статья 47. Передача осуществления отдельных полномочий

Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:

тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, их охрана, защита и воспроизводство, в том числе:

принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;

организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов;

определение ставок лесных податей;

выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;

разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;

обеспечение проведения лесоустройства;

обеспечение воспроизводства лесов;

обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;

проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству;

установление порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

утверждение правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования.

Осуществление указанных полномочий не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на территориях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе включать в указанный перечень, в том числе субъекты Российской Федерации, плотность населения которых в три раза превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, особо охраняемые территории федерального значения, территории лесов, расположенных на землях обороны.

Федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства (далее — уполномоченный орган):

согласовывает структуру территориальных органов субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства;

вправе принимать ведомственные нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществляет надзор за нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, осуществляющих переданные полномочия;

в случае необходимости готовит и вносит в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

устанавливает содержание и формы представления отчетности об исполнении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

самостоятельно назначает на должность и отстраняет от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

утверждает по согласованию структуру территориальных органов субъектов Российской Федерации в области лесного хозяйства;

самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с действующим законодательством и актами, предусмотренными абзацем третьи части второй настоящей статьи;

обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, установленной отчетности об исполнении переданных полномочий, исполнении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам переданных полномочий.

Контроль за расходованием средств, предоставляемых на исполнение переданных полномочий, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным органом, Счетной палатой Российской Федерации.";



27/12/2005



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»