Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Инициативы по рационализации лесопользования в российских регионах


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в Правительство Республики Карелия от организаторов
Круглого стола «Региональные возможности управления лесами Республики Карелия: проблемы и перспективы», 25 января 2006 г., г. Петрозаводск.

Копии: Федеральное Агентство лесного хозяйства,
Агентство Лесного хозяйства по Республике Карелия (Кареллесхоз),
Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Республики Карелия,
Мингоссобственности и природных ресурсов Республики Карелия,
Министерство сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия

1. Предлагаемые изменения в Федеральное законодательство для рационализации лесопользовании на уровне субъектов, в связи с предстоящей передачей им части полномочий по управлению лесным хозяйством.
Предлагаем Правительству Республики Карелия обратиться в Федеральные органы власти с инициативами:

 Передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия (и, соответственно, дополнительные субвенции из федерального бюджета) принимать ведомственные нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере уже переданных полномочий в отношении лесов, а также обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Разработанные региональные акты не должны противоречить федеральному законодательству и должны проходить на Федеральном уровне экспертизу;

 Возложить на арендаторов лесного фонда ведение лесного хозяйства на арендованных территориях с компенсацией им расходов за счет республиканских средств, сформированных на основе попенной платы как составляющей арендных платежей. На территориях, не переданных в аренду организацию ведения лесного хозяйства возложить на органы управления лесами Субъекта Федерации и компенсировать затраты за счет средств Федерального бюджета;

 Содействовать сохранению государственной принадлежности лесоустроительных предприятий. Для оптимизации затрат на лесоустройство предложить введение двухуровневой системы: на первом уровне делается генерализованный учет лесного фонда для всей территории, а на втором уровне – учет для конкретных нужд лесопользования на заданной территории.

2. В целях рационализации лесопользования, повышения эффективности и увеличения рентабельности лесозаготовительных предприятий на современном этапе и в условиях существующей законодательной базы принять постановления или обращения в органы управления лесами, включающие следующие мероприятия:

 Разрешить оставление на лесосеках мелколиственных пород на корню и компактные недорубы прочей неликвидной древесины и не взыскивать за это штрафы, поскольку это наказание не имеет ни экологического, ни экономического обоснования, это подтверждается тем, что в сопредельных областях уже имеется подобная практика. При проведении рубок ухода в молодняках разрешить не складировать порубочные остатки в кучи, а учет работ проводить по площади работ. (Согласно п.46 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут регулировать возникающие при отводе лесосек вопросы по применению правил рубок главного пользования, наставлений по рубкам ухода за лесом и правил подсочки древостоев, по размещению лесосек по ширине и срокам их примыкания, оставлению на лесосеках деревьев отдельных пород).

 В обязательном порядке выделять в процессе лесоустройства или экологической экспертизы планов лесоустройства места обитания видов, занесенных в Красную книгу Республики Карелия и/или Российской Федерации и придавать им охранный статус в виде особо защитных участков леса (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 г. N 158 «О Красной книге Российской Федерации»; ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ); ст. 55 и 59 Лесного кодекса Российской Федерации; п. 2 Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 19.05.1997 г. № 268 «О Красной книге Республики Карелия»; «Основные положения по выделению особо защитных участков леса», утверждены приказом Рослесхоза № 348 от 30.12.93 г.).

 Запретить ведение всех видов рубок в ОЗУ, выделенных в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений (ст. 55 и 59 Лесного кодекса Российской Федерации).

 Создать региональный орган управления региональными особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) Республики Карелия (учитывая опыт отдела водных ресурсов, охраны окружающей среды, экологии и животного мира Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия).

 Сохранить в ранге ландшафтных заказников с полным запретом всех видов рубок малонарушенные лесные территории, являющиеся естественными экологическими системами, природными ландшафтами и природными комплексам и включающими в себя объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное значение (ст. 3, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)).

 Признать отвод и разработку карьеров для строительства лесных дорог действиями, связанными с ведением лесного хозяйства и лесопользованием. Процедуру их оформления осуществлять согласно статье 64 Лесного кодекса РФ (ст. 64 Лесного кодекса Российской Федерации).

3. В связи с передачей предстоящей передачей части полномочий по управлению лесами на уровне региона необходимо:

 Разработать региональные правила лесопользования для последующего утверждения их на федеральном уровне. Привлечь к этому в качестве соисполнителей органы управления лесным хозяйством Республики Карелия, бизнес, науку и природоохранные неправительственные организации.

 В связи со значительным истощением лесных ресурсов Республики Карелия необходимо провести на основании имеющихся материалов лесоустройства более дробную качественную оценку имеющейся информации о лесном фонде. Так, необходимо выделить не только хвойные и лиственные секции, но и смешанные секции, где указать долю мелколиственных лесов. Также при оценке указать количество непродуктивных насаждений в лесном фонде как РК, так и конкретных территорий с целью исключения их лесопользования. Для этого целесообразно сделать заказ научным организациям Республики Карелия на проведение оценки запасов лесных ресурсов Республики с учетом экономической доступности, социальной и природоохранной значимости лесов для адекватной оценки эксплуатационных запасов леса Республики Карелия и перспектив развития лесопромышленного комплекса. Это позволит провести анализ доступности лесов по запасам и исключить из прогноза и использования недоступные в экономическом и экологическом плане насаждения.

Региональная природоохранная организация СПОК
Гринпис России
ОАО «Сегежский ЦБК»



30/01/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»