Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Дело в защиту прав жителей г. Щучье


30 марта 2006 года состоялось очередное заседание по иску 105 жителей г. Щучьего Курганской области к Правительству РФ, Федеральному агентству по промышленности (Роспрому), МПР РФ, МЧС РФ, Министерству здравоохранения и социального развития, Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА) и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).

Истцы, проживающие в зоне защитных мероприятий объекта по хранению и уничтожению химического оружия в Щучанском районе Курганской области, требуют в суде обязать ответчиков выполнить свои обязанности по обеспечению безопасности здоровья, социальной защиты населения, охраны окружающей среды согласно Программе по уничтожению химического оружия, а также компенсировать моральный вред, причиненный бездействием вышеупомянутых органов власти в отношении истцов.

Судебное разбирательство наконец-то дошло до стадии выступления ответчиков. Однако оно могло снова не состояться — в судебное заседание опоздали представители МПР РФ, Минздравсоцразвития, второй представитель Роспрома. А представитель Ростехнадзора в начале судебного заседания на глазах у всех вышел из зала судебных заседаний, и судье пришлось посылать за ним секретаря.
Основным вопросом, который столько времени не могли задать представители истцов (адвокаты и сотрудники «Правового центра «Родник», Федоров Лев Александрович, доктор химических наук, президент Союза «За химическую безопасность» (Россия), руководитель программы Международного социально-экологического союза «Химические загрязнения и химическая безопасность») представителям ответчиков, был вопрос о полномочиях государственных органов по выполнению Программы по уничтожению химического оружия (далее Программа). Дело в том, что все ответчики были привлечены в процесс согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 1627-р «Распределение обязанностей между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в выполнении международных договоров в области химического разоружения». Несмотря на это, государственные органы кроме Роспрома и ФМБА, заявили о том, что они ненадлежащие ответчики в данном деле.

Удивительно, но как мы и ожидали, ответов на наши вопросы мы не получили. Представитель Правительства заявила, что за все отвечает Роспром, а представителю Роспрома было не до ответа на наш вопрос, он увлекся рассказами о том, как местные органы власти требуют от ведомства, который он представляет, строительства по Программе церквей и бассейнов, и, как они в поте лица вычеркивают это все из списков на улучшение социально бытовых условий.

В отзыве Представителя Правительства также содержалась информация о том, что Правительство начало процесс уничтожения химического оружия, а именно боеприпасов категории 2, содержащих фосген, прямо на объекте хранения химического оружия, что является прямым нарушением статьи 12 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия». На наш вопрос, как это могло случиться, представитель Правительства заявила, что это было не уничтожение, а перетаривание. На вопрос, почему граждан и международную комиссию проинформировали о том, что произошел процесс уничтожения фосгена, мы получили шокирующий ответ, что Правительство на тот момент не знало термина «перетаривание». А на вопрос, почему в самом отзыве написано и только что произнесено в суде, что было произведено уничтожение боеприпасов с фосгеном, — нам ответили, что слово «уничтожение» в данном случае — уничтожения не означает, и что граждан проинформировали об одном, а международную комиссию о другом!!!

Таким образом, жонглируя словами и выражениями наше Правительство, очевидно, может позволять себе все, что угодно!

Все остальные ответы были в том же духе. Представитель Правительства заявила, что льготы и компенсации для жителей ЗЗМ Правительство разрабатывало и шел рабочий процесс согласований, видимо также в поте лица, с 1996 года по 2004 г., а там как раз вступил в силу печальной памяти закон «о монетизации льгот», который отменил до тех пор так и неразработанные льготы и компенсации для жителей Щучьего. Но Правительство, несмотря на это, продолжает этот процесс — разработки льгот и компенсаций. На наш вопрос о том, что возможен ли такой рабочий процесс, который длиться уже более 10 лет в совокупности, ответ был убивающий своей простотой: «Конечно, возможно, а вы как думали, мы так работаем»! Стоит ли говорить, что на вопрос: «Разве это не бездействие?» — ответ был: «Конечно, нет»!

Представитель Правительства заявила также в своем отзыве, что Правительством факт связи заболеваний жителей города Щучье и окрестностей с близостью с объектом по хранению и уничтожению химического оружия не установлен. На наш вопрос, каким образом Правительству удалось это установить — ответ был не менее уникальным: «Читайте законодательную базу»! То есть, надо полагать, что если Правительство решило, что «нет связи», значит, так оно и есть! Все вопросы о том, собирается ли Правительство предоставить какие-либо документы, подтверждающие слова представителя Правительства, ответ был естественно «Нет»!

Нами был представлен для просмотра фильм, который сняли наши адвокаты в городе Щучье во время своей командировки. Содержание фильма примерно следующее: на экране предстает весьма безрадостная картина размытых дорог, убитых огромными машинами, едущими на строительство завода по уничтожению химического оружия; находящаяся на реконструкции, но уже разрушающаяся снова, Центральная больница; не соединенные между собой трубы газоснабжения; текущие трубы канализации, зловонные болота фекалий повсюду, заполненные фекалиями подвалы домов, не работающий пункт раздачи противогазов; неогороженные коллекторы строящейся уникальным новым, придуманным Роспромом способом, канализации (по частям!). Эта картина была бы похожа на ситуацию в других российских городках, если бы не одно «но». Щучанцам в соответствии с Программой уничтожения химоружия был обещан «город-сад». И посадить этот сад должен был никто иной как Роспром. Он должен был провести газопровод, канализацию и водопровод, реконструировать больницу, и сделать многое другое. Все это- необходимые элементы специального комплекса защитных мероприятий, без которого невозможно обеспечение безопасности граждан, защиты здоровья и сохранения нормальной экологической обстановки, что в соответствии с международной Конвенцией и российским законодательством является обязательным условием процесса уничтожения химического оружия. Ничего этого сделано не было, а качество того, что было построено, не выдерживает никакой критики. Просмотр фильма привел представителя Роспрома в явное волнение. Вырвавшись на трибуну, он стал кричать, что во всем виноват Глава местной Администрации Сидоров и главврач местной больницы Зайков! Еще бы! Жаль, что фамилия главврача — не Иванов и представитель Роспрома не нашел еще одного стрелочника по фамилии Петров. Картина была бы завершенной!

В связи с новым Постановлением Правительства от 13 марта 2006 года «О реализации Федеральными органами исполнительной власти мероприятий по безопасности граждан:.» мы (представители истцов) вынуждены были уточнить исковые требования, в связи с этим судебное заседание было отложено, чтобы снова направить копию исковых уточненных требований постоянно не являющемуся в суд представителю Курганского МЧС.

Следующее заседание назначено и, надеемся, состоится 17 апреля, в 15.00 в Пресненском суде г. Москвы по адресу: ул. Зоологическая, д. 20, зал 28, Судья Печенина Т.А.
Региональная общественная организация «Правовой центр «Родник»



02/04/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»