Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Прокуратура отмечает, что «особо охраняемые природные территории» на Алтае не охраняются


Органами прокуратуры Алтайского края в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях выявлены многочисленные нарушения закона.

Семью постановлениями Краевой Администрации, принятыми в 1998 – 2003 годах, на территории края созданы 139 природных комплексов и объектов, объявленных памятниками природы краевого значения, образованы 3 государственных комплексных природных заказника и природный парк краевого значения.

Все указанные природные объекты Федеральное законодательство относит к особо охраняемым природным территориям.

Как сообщила старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Татьяна Доценко, правовой статус особо охраняемой природной территорий субъекта РФ придается в силу статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» лишь после проведение обязательной государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования соответствующих участков.

По информации начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю, государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования участков территорий, которые указанными выше постановлениями Администрации края отнесены к особо охраняемым природным территориям, до сих пор не проводилась.

Отнесение же природных объектов к особо охраняемым природным территориям без проведения государственной экологической экспертизы необоснованно изымает из общего пользования участки земли, недр, вод и леса.
Кроме того, при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы, невозможно сделать вывод о целесообразности отнесения природных объектов к памятникам природы, государственным природным заказникам и природному парку, а не к другим категориям особо охраняемых природных территорий, имеющим иной режим охраны и использования.

На территории края расположено 35 государственных природных заказников, 139 памятников природы и природный парк краевого значения.
В нарушение требований федерального и краевого законов «Об особо охраняемых природных территориях» только 4 государственных природных заказника края имеют утвержденные постановлениями Администрации края положения. До настоящего времени отсутствует положение о созданном в 2003 году природном парке краевого значения «Ая», не приняты такие положения и в отношении памятников природы краевого значения.

Органом, осуществляющим контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий на территории края, является инспекция Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды.

Результаты проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой, свидетельствуют о серьезных недостатках в работе данного органа исполнительной власти края, ненадлежащем выполнении возложенных на него законодательством Российской Федерации и Алтайского края функций.

По информации инспекции Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды, работа по проведению контрольных мероприятий в отношении особо охраняемых природных территорий начата лишь с июня 2005 года, в связи с созданием отдела природных ресурсов.

До этого времени, несмотря на наличие у данного органа исполнительной власти края контрольных функций в названной области, работа с особо охраняемыми природными территориями не велась.

Проводимые специалистами инспекции проверки соблюдения режима особо охраняемых природных территорий нередко носят формальный характер.
Например, в ходе проведенной в июне 2004 года проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории заказника «Каскад водопадов на реке Шинок» выявлены серьезные нарушения закона – в водоохранной зоне реки Шинок осуществлялось строительство бани, находилась траншея для захоронения мусора и бытовых отходов.

В августе 2005 года специалистами инспекции проводилась проверка памятников природы краевого значения — озер Малое Яровое и Большое Яровое (урочище «Теплый ключ»), в ходе которой установлено, что по всему периметру озера находятся несанкционированные свалки мусора, в водоохранной зоне незаконно расположены кафе и необорудованные туалеты, нет специально оборудованной стоянки для автотранспорта, несмотря на то, что в летнее время у озера ежедневно скапливается до 300 единиц автотранспорта.

Ни в том, ни в другом случае должностными лицами инспекции не было использовано ни одно из предоставленных им законом полномочий по устранению нарушений закона (выдача предписаний, привлечение к административной ответственности).

Информация, полученная Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой, свидетельствует о плачевном состоянии памятников природы, государственных природных заказников и природного парка.

Отсутствие положений о природном парке краевого значения «Ая» и памятнике природы «Озеро Ая», контроля за их состоянием со стороны специально уполномоченного органа государственной власти края, привело к тому, что в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы велось строительство базы отдыха «Летний сад», кафе и двух новых корпусов ЗАО «Здравница Ая».

В настоящее время 7 памятников природы краевого значения – «Лазурское месторождение», «Пихтовское месторождение», «Ревневское месторождение», «Петровское месторождение», «Черепановское месторождение», «Гора Змеиная и ее окрестности» Змеиногорского района, «Колыванский борок» Курьинского района не имеют охранных обязательств, что является нарушением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Многие юридические и физические лица, на которые были возложены обязанности по охране других памятников природы краевого значения, свои обязанности не выполняют в связи с тем, что в настоящее время ликвидированы или реорганизованы. Ряд лиц, ответственных за охрану особо охраняемых природных объектов, не исполняют взятые на себя обязательства.

Так, согласно охранному обязательству памятника природы «Шимолинский бор» Благовещенского района охрана данного природного комплекса возложена на Благовещенский лесхоз. В лесхозе отсутствуют паспорт указанного памятника природы, не распределены обязанности по выполнению охранных мероприятий.

Все перечисленные факты остались без внимания со стороны инспекции Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды.
При этом на момент проверок инспекция Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды не располагала сведениями о состоянии указанных природных объектов, не рассматривала вопрос о целесообразности сохранения их статуса памятников природы краевого значения.

По результатам проверки Алтайским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление руководителю инспекции Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды, прокуратурой края также внесено представление главе Администрации края.



02/06/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»