Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Должна быть компенсация за строительство и эксплуатацию нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан на вечной мерзлоте


Человека, проживающего в Якутии при экстремально низкой температуре воздуха до – 60*С и не желающего изменить местожительство в более теплом климате, многим умом не понять. При отсутствии в рационе питания овощей и фруктов, питаясь только мясом, рыбой, ягодами и кисло-молочными продуктами питания, ежедневно общаясь с природой, якутяне часто проживали более ста лет. Детородное состояние у якутских мужчин практикой зафиксировано при возрасте 76 — 82 лет и достоверность проверена самыми пытливыми журналистами. Современная наука еще полностью не может раскрыть тайну взаимосвязи человека Севера и «живой» Природы. Будучи детьми Природы, местные жители Якутии техногенное воздействие на природу встречают с неодобрением.

Строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан по территории республики — это очередное уничтожение среды обитания северного человека, сокращение его ареала, это постоянная угроза аварий на нефтепроводе, приводящих к уничтожению одну из 10 великих рек мира, реку матушку Лену, вырабатывающую 40% пресной воды Российской Федерации. Будто предчувствуя неладное, река Лена с 1998 года «бушует» против жителей городов Ленска, Олекминска и в этом году дошла до жителей Намского улуса, как бы прося их обратить не нее внимание, защитить ее от техногенных воздействий. Под видом разрушения естественных заторов, начиная с 1997 года весной лед реки Лены взрывают тоннами взрывчатки, бомбят самолетами, строят искусственные дамбы, специально загрязняют лед шлаками, вместо проведения берегоукрепительных работ. В каждом случае страдает водный мир реки Лены. В конечном счете страдает человек, питающийся от реки Лены в экономическом и экологическом плане. В этом году нефтедобытчики уничтожили один из ее притоков — реку Пеледуй, сбросив в нее несколько тонн нефти.

Вот почему мы, общественники-экологи, требуем от ОАО «Транснефть» обеспечить компенсационные меры:

1. НК ОАО "Транснефть" должно выделить каждому жителю всех районов (улусов), где будет проходить нефтепровод, свои акции стоимостью не менее 8400 рублей (трехсот долларов), в качестве компенсации за изменение образа жизни жителей, использующих лесной, водный и земельный фонды традиционно и исторически в целях охоты, рыбалки, ведения оленеводчества, содержания скота, лошадей, недревесных промыслов в целях содержания семьи.

2. В качестве компенсации за нанесение ущерба природной среде Якутии НК ОАО "Транснефть" должна ежегодно выделять бонус в размере не менее 30 тысяч рублей всем жителям республики, по примеру нефтяных компаний, работающих на Аляске.

3. НК ОАО "Транснефть" должно размещать все акции, относящиеся к пункту 1, умноженные на три в Депозитарный центр Республики Саха (Якутия) для увеличения привлекательности фондового рынка республики.

Из истории «Транснефти»

"Транснефть" создана в 1992 году на базе департамента Минтопэнерго, а официальный статус получила Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 810 "Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть" как акционерное общество открытого типа. «Транснефть» — это кровеносная система российской нефтяной отрасли. "Транснефть" не добывает нефть. Эта монополия занимается только ее транспортировкой. 80 тысяч километров трубопроводов, по которым транспортируется 90% российской нефти как внутри страны, так и на экспорт. В 2005 году в ее систему принято 453,8 млн т нефти, чистая прибыль, по предварительным данным, составила 55,7 млрд. руб. Привилегированные акции (1 554 875 штук) – 25% уставного капитала – принадлежат миноритарным акционерам и торгуются на бирже. Держатели таких акций в обязательном порядке ежегодно получают дивиденты. 75% капитала "Транснефти" (100% обыкновенных, голосующих акций) у Росимущества. До 2003 г. 20% привилегированных акций принадлежали “Интерросу” Владимиру Потанину. Источник, знакомый с реестром акционеров монополии тех лет, говорит, что “Интеррос” купил эти бумаги у структур бывших менеджеров “Транснефти”.

По сообщению «Ведомостей» начиная с мая 2006 года Генпрокуратура России ищет реальных акционеров привилегированных акций монополии. 5 мая биржи прекратили торги привилегированными акциями “Транснефти”: днем ранее Басманный суд Москвы по просьбе Генпрокуратуры запретил операции с ними. Уголовное дело, из-за которого арестованы акции, возбуждено еще в конце 1990-х гг. “по факту злоупотребления бывшими руководителями "Транснефти" должностными полномочиями при приватизации компании”. Год назад стало известно, что 6,6% “префов” принадлежит “Абаканвагонмашу”, входящему в “Базовый элемент” Олега Дерипаски. Но в холдинге уверяют, что ни у “Базэла”, ни у его аффилированных структур акций “Транснефти” нет. Миноритарный пакет акций “Транснефти” принадлежит структурам Millhouse Capital, признавался источник, близкий к этой компании. Но он уточнял, что это небольшой пакет и портфельная инвестиция. Решение о запрете на проведение операций с привилегированными акциями "Транснефти" Басманный суд Москвы принял 4 мая. Из постановления суда следует, что акции были арестованы по ходатайству следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ в рамках дела о незаконной приватизации бумаг. Дело, говорится в документе, возбуждено в отношении бывшего президента "Транснефти" Валерия Черняева и его заместителя Сергея Землянского по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями лицом, осуществляющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшее тяжкие последствия").

Генпрокуратура возбудила против Валерия Черняева и Сергея Землянского уголовное дело по подозрению в злоупотреблении служебным положением в 1998 году. По версии следствия, они распустили среди сотрудников, которым принадлежали все привилегированные акции компании, слухи о возможности захвата "Транснефти" криминальными структурами. Чтобы этого не допустить, сотрудникам было предложено продать акции своему предприятию или отдать их в доверительное управление. В итоге почти все привилегированные акции оказались у господ Черняева и Землянского, а потом были переданы учрежденным ими коммерческим структурам: московской "Беневент", английской Springunique Ltd и другим. Этим заинтересовались правоохранительные органы, господа Черняев и Землянский лишились своих постов, а их акции в начале 1999 года были арестованы. Но в июле 2000 года замгенпрокурора Василий Колмогоров прекратил уголовное дело и снял арест с акций. Экс-руководители "Транснефти" продали бумаги мелкими пакетами, и через два года они появились на бирже.

Версию о том, что арест бумаг в первую очередь призван нанести ущерб имиджу "Транснефти", а не является следствием споров о ценных бумагах компании, подтверждает фактическое отсутствие реального ограничения оборота акций. "Мы получили письмо регистратора Р.О.С.Т. с просьбой приостановить операции, связанные с движением акций в реестре, но операции между счетами депо продолжаются",– пояснили в Депозитарно-клиринговой компании (ДКК). ДКК имеет на счете номинального держателя в Р.О.С.Т. 382 352 привилегированные акции "Транснефти" (24,59% их общего количества). То есть внутри депозитариев могут совершаться любые сделки с бумагами "Транснефти". Всего, по данным, счетов номинального держателя в реестре компании около 20. Тем не менее миноритарных акционеров "Транснефти" арест акций весьма обеспокоил. Ким Катэйкис, глава SWIP Global Emerging Markets Equities (фонду принадлежат 6095 привилегированных акций "Транснефти"), заявил: "Мы крайне озабочены остановкой торгов. Мы запросили информацию о причинах этого решения и ждем ответа".

Кто сейчас владеет привилегированными акциями “Транснефти” — загадка для инвесторов.

Потом “Интеррос” продал весь пакет. Новых акционеров компании не знает даже глава “Транснефти” Семен Вайншток. “Я их не знаю, они к нам не ходят”, — говорил он в интервью “Ведомостям”.

Активизация расследования может быть связана с намерением сместить Вайнштока, говорит близкий к Кремлю источник, а чиновники придумали объединить “Транснефть” с государственными “Транснефтепродуктом”, “СГ-трансом” и др. далее информирует «Ведомости».

О возможностях компенсации

Вот это и есть источник для государства выдать акции реально заинтересованным лицам, своим гражданам России. Их у нас в Якутии получается всего населения 4 районов прохождения ВС-ТО не более 240 тысяч человек. Этот самый длинный и в инженерно-техническом плане самый сложный участок ВС-ТО. При этом мы согласны учитывать, что номинал одной акции при создании компании был 1 рубль, поэтому согласны брать одну акцию по рыночной цене – за 8 тысяч 400 рублей. Таким образом, для жителей Республики Саха всего-то надо выделить 240 тысяч акций (15,4% от привилегированных акций). Остальные привилегированные акции собственник-государство пусть выделяют населению других регионов России, где проходит ВС-ТО и кто приобрел акции законным путем (по нашим подсчетам их не более 5 %). Имеется информация, что Совет директоров ОАО АК "Транснефть" принял решение предложить годовому собранию акционеров направить из полученной в 2002 г. прибыли (13,448.82 млн. руб.) на выплату дивидендов 2,644.92 млн. руб. Об этом сообщается на официальном сайте компании. На одну обыкновенную акцию (4,664.63 тыс. шт.) предполагается выплатить 278.7 руб. (всего 1, 300.03 млн. руб.), на привилегированную (1,554.88 шт.) – 864.96 руб. (всего 1,344.89 млн. руб.). Таким образом, для выделения акций нефтяной компании ОАО "Транснефть" каждому жителю всех районов (улусов), где будет проходить нефтепровод, своих акций стоимостью не менее 8400 рублей (трехсот долларов) источником является 25% привилегированных акций, арестованных прокуратурой и судом России в мая 2006 года.

Источник для выплаты по 30 тысяч рублей

По ВС-ТО ежегодно будет поставляться 80 млн. тонн нефти. Сегодня внутренняя цена продажи нефти 7000 рублей за тонну (специально мы берем самую низкую цену, а при поставке зарубежным партнерам гораздо больше). Это получается 560 млрд. рублей. Мы просим по 30 тысяч рублей каждому жителю республики. Это будет около 30 млрд. рублей (всего 5,35% от всего годового оборота компании). Международный опыт в таких ситуациях показывает, что разовые платежи (бонусы), арендная плата (ренталз), платежи с добычи (роялти), платежи с налога (налоги, в том числе НДПИ, НДС, акцизы и другие) в среднем принимаются 45-51,25% от суммарных поступлений (годового оборота компании). Поэтому нашему государству еще много остается.

При этом еще у государства имеется еще один канал «заначки» — технические потери нефти при доставке из Сибири в Европу компания оценила специальным нормативом, составляющим доли процента. На самом деле нефти теряется меньше, чем предусмотрено нормативом, поэтому компания ежегодно получает в собственность несколько десятков, а то и сотен тысяч тонн ничейной нефти. Так, в 2001 году в «трубе» осталась 200 тыс. тонн ничейной нефти, в 2003 году-150 тыс. тонн. Назначенный государством президент компании Семен Вайншток в 2002 году объявил, что выручка от продажи ничейной нефти идет на благотворительность. А в Минэкономразвития пришли к выводу, что данную выручку лучше целиком зачислять в бюджет. В 2002 г. Семен Вайншток получил орден от патриарха за воссоздание "Транснефтью" храма Софии Премудрости Божией на Лубянке. Статья об этом в корпоративном журнале компании называлась "Инвестиции в духовность". В том же 2002 г. "Транснефть" (как, кстати, и другие госкомпании) стала одним из спонсоров восстановления дворца в Стрельне города Санкт-Петербурга, на который, по словам управделами президента России Владимира Кожина, не было потрачено ни копейки из бюджета ( об этом пишут в «Ведомостях»).

Многим известно, что в свое время в Когалыме по инициативе С.М. Вайнштока одновременно были построены православный храм Успения Матери Божией при Патриаршем подворье (освященный Алексием II) и мечеть. Таким образом, ежегодная выручка от ничейной нефти составляет по моим расчетам более 1 млрд. рублей. Эти денежные средства лучше направить на покрытие расходов по выплате компенсаций населению.

Мировая практика показывает, что компенсация за ущерб, нанесенный в процессе эксплуатации природных ресурсов, направляется на общесоциальные нужды населения, а не на разовые благотворительные действия. И мы требуем законных компенсационных отчислений.

25 июля 2006 года

г. Якутск

Анатолий Чомчоев, Председатель Якутского регионального Бюро фракции «Зеленая Россия» Российской Объединенной демократической партии «Яблоко».



27/07/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»