Фракция «Зеленая Россия»
Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО-ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Последние новости

Все новости

Судебный иск к ОАО "Красная Поляна"


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ

№ EW-5/5-06
от 9.10.2006

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г.СОЧИ
354000, г.Сочи, ул.Горького, 20

Заявитель:
Краснодарская краевая общественная организация
«Экологическая Вахта по Северо-Западному Кавказу»
350000, Краснодар, ул. Коммунаров, 79, к.37
(для почты – 385012, г.Майкоп, ул.Поселковая 36)

на действия:
ОАО «Красная Поляна»
юридический адрес: 354000, г.Сочи, Курортный проспект, 51
фактический адрес: 354000, г.Сочи, ул.Горького, 87

на бездействие:
администрации муниципального образования г.Сочи
354000, г.Сочи, ул. Советская, 26
ГУ «Сочинский национальный парк»
354000, г.Сочи, ул. Московская, 21

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю №1.04/У-1171 от 28.12.2005г. было утверждено положительное заключение №457-А экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по предпроектным материалам размещения объектов первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель», расположенного в Краснополянском лесничестве ГУ «Сочинский национальный парк». В его выводах, имеющих обязательную силу (ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. №174-ФЗ), в пункте 4 прямо указано о запрете проведения любых работ на испрашиваемом участке до получения положительного заключения экологической экспертизы по проекту (ст. 37 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ.). Однако, как следует из информации официальных СМИ (передачи «Вечерний Сочи» на Макс-ТВ от 2.10.2006г.), в субботу 30 сентября 2006 года в рамках проходившего в Сочи международного экономического форума в пос. Красная Поляна состоялось торжественное открытие первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель». Подъемник канатной дороги был успешно испытан в действии высокими гостями форума.

Таким образом, публично подтвержден факт строительства первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель» на территории Сочинского национального парка без положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы проекта строительства данного объекта и без обязательного общественного обсуждения этого проекта, предусмотренного процедурой согласно Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (ОВОС), утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000г. №372.

Согласно пункта 4.2 Положения об ОВОС участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается заказчиком (ОАО «Красная Поляна») и организуется органами местного самоуправления (Администрация МО г.Сочи) при содействии заказчика. Однако Администрация муниципального образования г.Сочи не приняла мер по организации общественных слушаний по проекту первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель». Тем самым, нарушены конституционные права граждан на предоставление информации (часть 2 ст. 24 Конституции РФ), на участие в управлении делами государства (часть 1 ст. 32 Конституции РФ), на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ).

Согласно части первой ст. 13 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. №33-ФЗ основной задачей национальных парков является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов. Согласно части первой ст. 33 этого же Закона охрана природных комплексов и объектов на территории национального парка осуществляется специальной государственной инспекцией, работники которой входят в штат национального парка. Возглавляет эту инспекцию в соответствии с частью второй ст. 33 ФЗ «Об ООПТ» директор соответствующего национального парка. Однако дирекция ГУ «Сочинский национальный парк» не приняла надлежащих мер по предотвращению строительства первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель» на своей территории, не наказала виновных лиц и не взыскала с ОАО «Красная Поляна» ущерб, нанесенный особо охраняемым природным комплексам и объектам национального парка.

На основании вышеизложенного, ПРОШУ СУД:

1. Признать незаконным строительство первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель» на территории Сочинского национального парка.

2. Прекратить в полном объеме строительство горнолыжного комплекса «Карусель» на территории Сочинского национального парка.

3. Признать первую очередь горнолыжного комплекса «Карусель» самовольной постройкой.

4. Признать незаконным бездействие Администрации МО г.Сочи по информированию населения и организации общественных слушаний по предпроектным и проектным материалам первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель» на территории Сочинского национального парка.

5. Признать незаконным бездействие ГУ «Сочинский национальный парк» по сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов при строительстве первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель» на территории Сочинского национального парка и наказанию виновных лиц.

Свои требования обосновываю следующим:

1. Согласно преамбуле ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза является реализацией конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11 и 14 ФЗ «Об экологической экспертизе», а также осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, относится к обязанностям ОАО «Красная Поляна» как заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, согласно ст. 27 ФЗ «Об экологической экспертизе».

Аналогичные требования содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Так, согласно части 3 ст. 36 данного закона не подлежат утверждению проекты, не имеющие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а работы по их реализации финансировать запрещается. Согласно части 2 ст. 37 данного закона запрещается строительство зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов. Согласно части 2 ст. 38 данного закона запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды и т. п.
Статья 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет виды нарушений и субъектов отношений в области экологической экспертизы, несущих ответственность за конкретные нарушения. Согласно части первой данной статьи заказчик документации (в нашем случае – ОАО «Красная Поляна») несет ответственность за непредставление документации на экологическую экспертизу и реализацию объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

ОАО «Красная Поляна» при проведении строительных работ первой очереди горнолыжного комплекса «Карусель» на территории Сочинского национального парка также нарушило требования пункта 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ о том, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
В соответствии со ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении вышеуказанных природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как указано в ст. 80 этого же закона, суд рассматривает требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Принятие решения о прекращении в полном объеме незаконной деятельности согласно части 3 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» находится в исключительной компетенции суда.
2. Согласно части 3 ст. 35 ФЗ «об охране окружающей среды» в случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях. Оспариваемое нами строительство затрагивает интересы всех жителей г.Сочи, включая непосредственно пос. Эсто-Садок, в районе которого размещается нижняя станция канатной дороги и часть самой канатной дороги. Согласно заключения №457-А экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по предпроектным материалам размещения объектов первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель», расположенного в Краснополянском лесничестве ГУ «Сочинский национальный парк», неизбежные негативные воздействия от комплекса «Карусель» будут в основном связаны с нарушением гидрологического режима реки Мзымта и ручья Минеральный, а также их загрязнения смываемыми в результате эрозии склонов частицами почвы. Повысится также селе- и лавиноопасность северо-западного склона г.Аибги, снизится ценность р. Мзымты в качестве местообитания и нерестилища ценных видов рыб.

Для объективной оценки всех этих последствий по заказу ОАО «Красная Поляна» ассоциацией «Черноморэкология» и ООО «Эко-Эксперт» была разработана документация ОВОС по площадке размещения первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель». В составе документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, согласно требований части 1 ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» должны были содержатся материалы обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления (в нашем случае – Администрацией МО г.Сочи). Однако информация о проведении общественных слушаний или обсуждения проекта с жителями г.Сочи в каких-либо иных формах отсутствует.

Согласно Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (приказ Госкомэкологии России №372 от 16.05.2000г.), разработанного во исполнение Федерального закона от 23.11.1995г. 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Ничего подобного сделано не было. Более того, по всем основным принципам, изложенным в Положении об ОВОС в Российской Федерации и касающихся учета общественного мнения, допущены нарушения порядка проведения ОВОС, а именно:

Согласно пункта 2.5. Положения об ОВОС должно обеспечиваться участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, как неотъемлемой части процесса проведения ОВОС (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса.

Согласно пункта 3.1.1. Положения об ОВОС в ходе первого этапа (уведомление, предварительная оценка и составление технического задания) заказчик, в т.ч., информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2., 4.3. и 4.4. настоящего Положения; проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса ОВОС, в том числе заинтересованной общественности.

Согласно пункта 4.3. Положения об ОВОС информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействия.

Согласно пункта 4.8. Положения об ОВОС информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия, публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 4.3., не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Согласно пункта 2.7. Положения об ОВОС заказчик обязан предоставить всем участникам процесса ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).

Согласно пункта 3.2.3. Положения об ОВОС заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания, в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
Жители г.Сочи и заинтересованные общественные природоохранные организации были лишены своевременного и полного доступа к экологически значимой информации по ОВОС первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель».

Таким образом, нарушены следующие основные принципы охраны окружающей среды, изложенные в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды … органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

3. Согласно пункта 21 Положения о ГУ «Сочинский национальный парк» в национальном парке устанавливается дифференцированный режим особой охраны, защиты и использования его территории. На территории зоны обслуживания, в границах которой располагается площадка первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель», разрешается строительство необходимой транспортной и инженерно-коммуникационной структуры, не противоречащее статусу национального парка и не наносящее ущерба его природным и рекреационным ресурсам.

Однако, на основании информации, содержащейся в заключении №457-А экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, можно сделать вывод о том, что в результате осуществления первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель» природным комплексам и объектам Сочинского национального парка нанесен значительный и невосполнимый ущерб.
В разделе 4.5 Заключения указано, что прямой ущерб только от уничтожения непосредственно выявленных в ходе обследований особей редких видов растений, внесенных в Красную книгу Российской Федерации, составил 115,5 тыс. руб. Кроме того, уже на тот момент (до начала строительства) было уничтожено и предполагалось к уничтожению, без учета эксплуатируемых видов деревьев и кустарников (бук, дуб, граб, осина, ольха и пр.), 43 дерева каштана посевного, 93 дерева клена явора, 18 деревьев груши кавказской, 4 – черешни, 5 – яблони восточной и 8 – ильма граболистного. Все эти виды относятся к особо ценным и запрещенным к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. №551, а также региональными правилами рубок.

Прямой ущерб животному миру составил 142830 руб. по списку млекопитающих, 15453 руб. – по птицам и 303600 руб. – по герпетофауне. По гидробионтам и амфибиям, как и по беспозвоночным животным, ущерб не подсчитывался, хотя его наличие не вызывает сомнения. Таким образом, суммарный прямой ущерб животному миру от гибели или исчезновения животных в результате негативного воздействия на них строительства составил не менее 0,5 млн. руб.

Согласно раздела 4.6 Заключения ущерб от уничтожения или повреждения лесной подстилки составил 38 387 436,36 руб., а лесных почв – 76 774 872,72 руб.

Общий ущерб природным комплексам и объектам в районе строительства, таким образом, составил сумму не менее 120 млн. руб.

Кроме того, при строительстве канатной дороги были нарушены требования Кубанского водного бассейнового управления (заключение от 20.12.2005г. №02-7/2743) и рекомендации экспертной комиссии государственной экологической экспертизы в части исключения из проектных границ земельного участка территории береговой защитной полосы р. Мзымты шириной 20 м и действующего русла р. Мзымты. Напротив, одна из опор канатной дороги была установлена прямо на берегу, а вторая – в русле реки. Верхняя станция первой очереди канатной дороги затрагивает границы водоохраной зоны истоков ручья Минеральный.

Однако работающая на территории национального парка государственная инспекция по охране его территории, входящая в штат парка и возглавляемая директором Сочинского национального парка, не воспользовалась своими правами, установленными частью 1 ст. 34 ФЗ «Об ООПТ» и пунктом 29 Положения о ГУ «Сочинский национальный парк», для того, чтобы предотвратить вышеуказанный ущерб от строительства, производимого без положительного заключения государственной экологической экспертизы, и привлечь к ответственности виновных лиц.

Не составлялись протоколы по факту начала строительных работ без положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектным материалам, по выявленным случаям уничтожения объектов растительного и животного мира, разрушения среды их обитания. Не производилась в установленном порядке процедура приостановки строительных работ и их запрещения. Не предъявлялись иски физическим и юридическим лицам, задействованным в строительстве, о взыскании в пользу Сочинского национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка в результате нарушения установленного режима и порядка хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Таким образом, должностные лица государственной инспекции по охране территории Сочинского национального парка, от рядового до главного государственного инспектора, ненадлежащим образом выполняли в период первой очереди строительства горнолыжного комплекса «Карусель» свои служебные обязанности, что привело к нанесению особо охраняемым природным комплексам и объектам ущерба в особо крупных размерах.

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» согласно действующей нормы статьи 46 ГПК РФ лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. На этом основании заявитель освобождается от уплаты госпошлины.

Координатор
Рудомаха А.В.

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Копии искового заявления – 3 экз.
2. Заявление о принятии мер по обеспечению заявленных требований.
3. Копия Заключения №457-А экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю №1.04/У-1171 от 28.12.2005г. – 4 экз.
4. Положение о ГУ «Сочинский национальный парк» – 4 экз.
5. Копия передачи «Вечерний Сочи» на Макс ТВ от 2.10.2006г. – 4 экз.
6. Копия Свидетельства о государственной регистрации заявителя.
7. Копия Устава Экологической Вахты по Северо-Западному Кавказу.
8. Копия протокола конференции Экологической Вахты по Северо-Западному Кавказу.



09/10/2006



Григорий Явлинский Международный Социально-экологический союз mosyabloko ecodefense

Copyright © «Зеленая Россия»