Общественность против того, чтобы Леонид Тягачев ради Олимпиады менял Конституцию России.
В начале сентября 2006 года председатель Олимпийского комитета России Леонид Тягачев сделал сенсационное заявление, из которого следует, что ради того, чтобы в городе Сочи состоялась Зимняя Олимпиада 2014 года, он, вместе с неуказанными им в его высказывании лицами, готов поменять Конституцию России. Причиной необходимости таких крайних мер, по мнению Тягачева, являются некие люди, "которые потрясая Конституцией, начнут кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны".
Подоплека высказывания Леонида Тягачева ясна, как и то, чьи же действия побуждают его думать о необходимости изменения Конституции. Самым проблемным местом в идее проведения Олимпиады-2014 в Сочи является то, что большинство олимпийских объектов и большая часть спортивных соревнований планируется провести на территории Сочинского национального парка – особо охраняемой природной территории высокого ранга. В пределах национальных парков российское законодательство запрещает строить объекты, которые наносят ущерб природным комплексам, а также проведение массовых спортивных состязаний. Это о "Конституции". Как это уже стало недоброй российской традицией, на страже российского законодательства в ситуации с планами проведения Олимпиады-2014 в национальном парке оказались не уполномоченные на то государственные органы, а простые люди, объединенные в экологические общественные организации. Именно их имеет в виду Тягачев, говоря о тех, кто "кричат о том, что нельзя рубить елки и сосны".
Проблема не столько в заявлении Леонида Тягачева. Это заявление при большом желании можно было бы расценить как неудачную шутку. Проблема в том, что это не шутка. Данное высказывание отражает общую позицию тех могущественных сил, к числу которых принадлежит и господин Тягачев. Те колоссальные нарушения закона, которые происходят при подготовке к Олимпиаде, ясно демонстрируют, что для государственно-капиталистического лобби, объединившем в олимпийском энтузиазме чиновников и олигархов, нормы российского законодательства – ничто, если они мешают реализации "великих идей". И проходить мимо, оставляя без внимания такие "шутки" представителей этого лобби, нельзя.
В связи с заявлением Леонида Тягачева Экологическая Вахта по Северному Кавказу и Майкопская городская организация ВООП направили обращение Генеральному прокурору России. От позиции генерального прокурора в отношении происходящего вокруг подготовки к Олимпиаде правового беспредела многое зависит. Особой надежды на то, что он предпримет какие-либо серьезные меры в отношении заявления председателя Олимпийского комитета России, нет. Но то, как вообще он на это прореагирует, будет во многом показателем того, насколько Генпрокуратура может в принципе занимать независимую позицию в отношении происходящего на поле подготовки к Олимпиаде беззакония.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
==================================================================================
Генеральному прокурору
Российской Федерации
Заявление.
Из публикации в "Новых известиях" от 6 сентября 2006г. "Чиновники Краснодарского края встанут на горные лыжи по приказу губернатора" мы узнали о высказывании председателя Олимпийского комитета России Леонида Тягачева на выездном заседании правительственной комиссии по подготовке к проведению Олимпиады в Сочи.
Как указал в заметке журналист, "по мнению председателя Олимпийского комитета, никто и ничто не сможет остановить строительство спортивных объектов в Красной Поляне. Здесь, кстати, досталось экологам, которые могут воспрепятствовать стройке. "Если придут и начнут, потрясая Конституцией, кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны, нам будет проще поменять Конституцию", — сразу же отрезал главный олимпиец страны". Анализируя высказывание господина Тягачева, следует отметить несколько важных моментов. Во-первых, пренебрежительное отношение к основному закону страны ("потрясая Конституцией", "будет проще поменять Конституцию"). Во-вторых, господин Тягачев осознает, что елки и сосны рубятся незаконно и при этом нарушается не один, а много законов. Иначе, зачем менять Конституцию и почему это проще? В третьих, из смысла фразы господина Тягачева следует, что он недоволен выступлениями граждан против того, чтобы рубились елки и сосны. Поэтому изменение Конституции России по-тягачевски подразумевает сокращение или же полный запрет на защиту гражданами своих экологических прав, на свободу слова и на возможность граждан хоть как-то участвовать в управлении государством, влияя на принятие органами государственной власти управленческих решений. В-четвертых, он говорит не от себя лично как от первого лица ("Я"), а представляясь одним из многих ("МЫ"). Тем самым, он дает понять, что существует какая-то группа заинтересованных лиц, обладающих возможностью менять Конституцию Российской Федерации.
Согласно ст.134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ могут быть изменены только Конституционным Собранием или же в результате всенародного голосования.
Сам господин Тягачев не относится к субъектам права, уполномоченным менять Конституцию страны и даже вносить предложения о внесении изменений в нее. Значит, он говорит от лица тех, кто уполномочен на это Конституцией РФ, или же сделал публичное заявление о том, что существует группа лиц, способных поменять Конституцию страны нелегитимным способом.
В первом случае он должен подтвердить свои полномочия говорить об изменении Конституции от лица Президента России, депутатов или членов Правительства. В противном случае его высказывание нельзя расценить иначе, как самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий.
Мы расцениваем высказывание господина Тягачева как публичную пощечину Гаранту Конституции Российской Федерации, т.к. оно находится в полном противоречии с тем, что уже неоднократно подчеркивал Президент России Владимир Путин: "Если каждый… будет менять Конституцию под себя самого, то от этого государства скоро ничего не останется".
Следует особо отметить, что публичное высказывание господина Тягачева выходит за рамки его должностных полномочий, т.к. Олимпийский комитет России должен работать в соответствии с целями олимпийского движения, зафиксированными в Олимпийской Хартии. В частности, следить за тем, чтобы подготовка к Олимпийским играм проводилась в условиях соблюдения законов об охране окружающей среды, и поддерживать олимпийское движение в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды.
Если же господин Тягачев подразумевает какой-то другой, не предусмотренный Конституцией России, но более легкий, по его мнению, путь изменения основ конституционного строя, то в этом случае его слова следует, на наш взгляд, расценивать как экстремистское высказывание.
Считая поступок председателя Олимпийского комитета России откровенно неприличным и неправомерным, просим Вас дать объективную и квалифицированную правовую оценку публичному высказыванию Леонида Тягачева по возможности изменения Конституции РФ, если она мешает вырубать заповедные леса под олимпийские объекты в Красной Поляне. В случае выявления признаков превышения должностных полномочий, самоуправства или экстремистской деятельности просим Вас принять меры по привлечению Л.Тягачева к предусмотренной законом ответственности. Это особенно важно сделать своевременно, пока скандал не вышел на международный уровень и не поставил под угрозу саму идею проведения любых Олимпийских игр в России.
28/09/2006